В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения
Лондонский суд обязал Uber считать водителей наемными рабочими. Теперь они смогут получать минимальную зарплату, отпускные и больничные. Решение распространяется только на 25 водителей-истцов, но на привилегии претендуют "десятки тысяч" подрядчиков.
В своем решении суд руководствовался следующими факторами:
- Uber устанавливает стоимость поездки = диктует, сколько могут заработать водители
- Запросы на поездки контролируются Uber, и компания может наказывать водителей за отказы
- Uber следит за качеством работы водителей через систему рейтинга и отзывов клиентов и может прекратить сотрудничество с водителем.
Последствия для Uber
Компании предстоят крупные дополнительные расходы и полный пересмотр бизнес-модели. Для Uber решение суда может означать выплату компенсаций за несколько лет, а для гиг-экономики в Британии и за ее пределами - изменение правил.
Кроме того, в случае классификации компании как предоставляющей транспортные услуги Uber придется платить НДС (20%) со стоимости поездки и отчисления в размере 13,2% в нац.систему страхования. Пока гиг-экономика обходится правительству в 4 млрд фунтов потерянных налогов и взносов.
Дальнейшие действия
Uber может пойти по стопам компании по доставке грузов Hermes, которая в 2018 году тоже проиграла суд по статусу работников. После переговоров с профсоюзами, курьерам предложили статус "самозанятость +", который предоставляет отпускные (до 28 дней) и индивидуальные ставки, с минимальным заработком в 8,55 фунтов стерлингов в час в течение года (на 9% выше прожиточного минимума по стране).
Последствия для гиг-экономики
Этот случай создает прецедент, согласно которому платформы гиг-экономики должны рассматривать тех, кто зарабатывает через их приложения, как работников, и предоставить им трудовые права. Проигрыш техгиганта развяжет язык профсоюзам и рабочим, недовольным условиями труда. Будут возбуждены новые дела против Uber, что, вероятно, приведет к изменению политики компании, чтобы избежать долгих судебных тяжб. Компании, которые применяют аналогичные бизнес-модели, могут столкнуться с судебными искам, или обновят методы работы, чтобы соответствовать правовым стандартам, в результате чего услуги могут подорожать.
В эту среду ЕС начал консультации с профсоюзами и работодателями для улучшения условий рабочих, которые могут привести к новым правилам в этом году. Уже сейчас правительство Испании работает над законом, который требует, чтобы платформы доставки еды официально нанимали курьеров.
24 февраля итальянская прокуратура оштрафовала Uber Eats, Glovo, Just Eat и Deliveroo на 733 миллиона евро за нарушение правил безопасности труда. Более 60 000 курьеров, работавших в 2017-2020 годах, должны получить временные контракты с фиксированной оплатой. Курьерам также должна быть предоставлены шлемы, перчатки, светоотражающие жилеты и медицинские маски для лица, а также корпоративные велосипеды или скутеры.
Казахстанские игроки
Агрегаторы переложили заботы о налогах и страховании на самих “фрилансеров”. Таксисты Яндекса оплачивают налоги путём регистрации в качестве ИП (освобожденных от налога до 2023 года), или же единого совокупного платежа в 1 МРП (2 525 тенге) каждый месяц. Курьеры Glovo также могут зарегистрироваться в качестве ИП, или же заключить договор гражданско-правового характера, отдавая 21% заработка. С этих денег компания будет оплачивать за них налоги: 10% индивидуальный подоходный налог, 10% пенсионные отчисления, 1% ОСМС. В отличие от других такси-агрегаторов, inDriver не является налоговым агентом водителей, поскольку цена поездки устанавливается пассажиром самостоятельно. Поэтому его водители должны самостоятельно исчислять и уплачивать налоги со своих доходов.
В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения. Тем не менее, государство не радует тот факт, что три миллиона трудоспособных граждан уклоняются от уплаты налогов. С другой стороны, нестандартная самозанятость является способом решения безработицы и стимулирует рост национальной экономики.
Гиг-экономика - система работы, когда сотрудников не нанимают в штат, а приглашают на конкретные проекты, где они в обозначенные сроки решают поставленные задачи. Модель гиг-экономики работает не только в узких сферах - ее можно адаптировать почти на все задачи и профессии.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Фото из соцсетей.