Гиг-экономика в опасности

3539 просмотров
0
Анатомия рынка
Четверг, 04 Мар 2021, 11:15

В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения

Лондонский суд обязал Uber считать водителей наемными рабочими. Теперь они смогут получать минимальную зарплату, отпускные и больничные. Решение распространяется только на 25 водителей-истцов, но на привилегии претендуют "десятки тысяч" подрядчиков.

Читайте также
Счастье и возраст: есть ли связь

В своем решении суд руководствовался следующими факторами:

  • Uber устанавливает стоимость поездки = диктует, сколько могут заработать водители
  • Запросы на поездки контролируются Uber, и компания может наказывать водителей за отказы
  • Uber следит за качеством работы водителей через систему рейтинга и отзывов клиентов и может прекратить сотрудничество с водителем.

Последствия для Uber

Компании предстоят крупные дополнительные расходы и полный пересмотр бизнес-модели. Для Uber решение суда может означать выплату компенсаций за несколько лет, а для гиг-экономики в Британии и за ее пределами - изменение правил.

Кроме того, в случае классификации компании как предоставляющей транспортные услуги Uber придется платить НДС (20%) со стоимости поездки и отчисления в размере 13,2% в нац.систему страхования. Пока гиг-экономика обходится правительству в 4 млрд фунтов потерянных налогов и взносов.

Дальнейшие действия

Uber может пойти по стопам компании по доставке грузов Hermes, которая в 2018 году тоже проиграла суд по статусу работников. После переговоров с профсоюзами, курьерам предложили статус "самозанятость +", который предоставляет отпускные (до 28 дней) и индивидуальные ставки, с минимальным заработком в 8,55 фунтов стерлингов в час в течение года (на 9% выше прожиточного минимума по стране).

Последствия для гиг-экономики

Читайте также
Какая недвижимость подешевела в Казахстане

Этот случай создает прецедент, согласно которому платформы гиг-экономики должны рассматривать тех, кто зарабатывает через их приложения, как работников, и предоставить им трудовые права. Проигрыш техгиганта развяжет язык профсоюзам и рабочим, недовольным условиями труда. Будут возбуждены новые дела против Uber, что, вероятно, приведет к изменению политики компании, чтобы избежать долгих судебных тяжб. Компании, которые применяют аналогичные бизнес-модели, могут столкнуться с судебными искам, или обновят методы работы, чтобы соответствовать правовым стандартам, в результате чего услуги могут подорожать.

В эту среду ЕС начал консультации с профсоюзами и работодателями для улучшения условий рабочих, которые могут привести к новым правилам в этом году. Уже сейчас правительство Испании работает над законом, который требует, чтобы платформы доставки еды официально нанимали курьеров.

24 февраля итальянская прокуратура оштрафовала Uber Eats, Glovo, Just Eat и Deliveroo на 733 миллиона евро за нарушение правил безопасности труда. Более 60 000 курьеров, работавших в 2017-2020 годах, должны получить временные контракты с фиксированной оплатой. Курьерам также должна быть предоставлены шлемы, перчатки, светоотражающие жилеты и медицинские маски для лица, а также корпоративные велосипеды или скутеры.

Казахстанские игроки

Агрегаторы переложили заботы о налогах и страховании на самих “фрилансеров”. Таксисты Яндекса оплачивают налоги путём регистрации в качестве ИП (освобожденных от налога до 2023 года), или же единого совокупного платежа в 1 МРП (2 525 тенге) каждый месяц. Курьеры Glovo также могут зарегистрироваться в качестве ИП, или же заключить договор гражданско-правового характера, отдавая 21% заработка. С этих денег компания будет оплачивать за них налоги: 10% индивидуальный подоходный налог, 10% пенсионные отчисления, 1% ОСМС. В отличие от других такси-агрегаторов, inDriver не является налоговым агентом водителей, поскольку цена поездки устанавливается пассажиром самостоятельно. Поэтому его водители должны самостоятельно исчислять и уплачивать налоги со своих доходов.

В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения. Тем не менее, государство не радует тот факт, что три миллиона трудоспособных граждан уклоняются от уплаты налогов. С другой стороны, нестандартная самозанятость является способом решения безработицы и стимулирует рост национальной экономики.

Гиг-экономика - система работы, когда сотрудников не нанимают в штат, а приглашают на конкретные проекты, где они в обозначенные сроки решают поставленные задачи. Модель гиг-экономики работает не только в узких сферах - ее можно адаптировать почти на все задачи и профессии.

Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.

Фото из соцсетей.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента