Где же наши ақсақалы?

11588 просмотров
0
Мурат АБЕНОВ
Понедельник, 01 Июн 2015, 08:42

Как чапаны и звания получать - они вроде есть, а как слово свое веское сказать - тихо

А где наши старейшины - моральные авторитеты из народа? Не "шалы - шалапаи" (они, променявшие "авторитет седин" на подачки и ложный почет, быстро подстраиваются под ситуацию). Не просто қария - много пожившие старики, уважаемые за возраст, но которые не могут или им нечего сказать. Где наши мудрые ақсақалы? Не обязательно те, кто много прожил, а те, кто много видел, и которым есть что сказать. Сколько за последние месяцы произошло событий в жизни страны, которые проверяют на прочность наше формирующееся в новых глобальных реалиях общество! Не на прочность экономики, правовой системы, силовой мощи государства, а на надежность наших нравственных устоев. Мы мечемся в поисках решений, наспех придумываем новые правила и законы, требуем ужесточить наказания, выделить дополнительный бюджет... Но ведь на все случаи статьи закона не придумаешь, за деньги спокойствие не купишь. Для мира и согласия в обществе нам сейчас очень нужны моральные авторитеты. Не управленческая элита для повелевания и господствования, с этим добром у нас проблем нет, а те общепризнанные авторитеты, кто защищает и оберегает общество, не имея личного интереса. Те, которые во многих сложных общественных процессах, связанных с нравственностью, семейными отношениями, воспитанием детей, местом и роли религии, в вопросах правильного понимания народных традиций могут сказать свое авторитетное слово. И это слово общество воспримет безоговорочно. Мы помним из истории, как общепризнанные моральные авторитеты – мудрецы-ақсақалы - останавливали войны, мирили врагов, восстанавливали дружбу между соседями. Именно они могли сказать ту истину, которой нет в религиозных учениях, о чем не пишут в законах, тем более, в современных психологических бестселлерах.

Вот недавно в судьбу девочки Лидии из Павлодара вмешались старейшины из чеченской диаспоры. Вроде не очень правильно в правовом государстве. Даже неудобно за наши госорганы и законы, которые вынуждены считаться с мнением народных авторитетов. И я буду не согласен, если честь девушки будет не защищена. Но вот сам факт наличия таких авторитетных ақсақалов заставляет уважать чеченский народ. Их признание уже выходит на международный уровень. Не меньше, чем резолюция ООН (если не больше).

А где наши старейшины? Как чапаны и звания получать, на торе восседать - они вроде есть. Список их известен - в основном из бывших. Кресло в кабинете после выхода на пенсию тут же заменяют почетным местом за праздничным дастарханом. Парадные генералы. Слова на трибуне плавно переходят в поздравительные бата. Те же дежурные слова, интонации, тот же пафос. А мы вынуждены слушать их воспоминания, с кем сидели за дастарханом, как выпивали, ходили в гости, дружили с великими, ездили на курорты.... А вот как слово свое веское по важным для страны событиям сказать - тихо. В стране наводнения, педофилия, суициды, коррупция, упадок семейных традиций, религиозные секты под носом, социальные раздоры. Чему верить? Как к наносному извне относиться? Их не видно и не слышно...

Но я уверен, они есть. Наши настоящие мудрые ақсақалы из народа! Забыли мы про них. Не вспоминали, пока других потчевали и возвеличивали не по тем заслугам и не по тем качествам. Надо нам найти наших ақсақалов. Не им надо - а нам. Как у нас в народе говорили: "Шал – шалақай, қария – қадiрлi, ақсақал – абыройлы".

Источник: Facebook

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером