Как чапаны и звания получать - они вроде есть, а как слово свое веское сказать - тихо
А где наши старейшины - моральные авторитеты из народа? Не "шалы - шалапаи" (они, променявшие "авторитет седин" на подачки и ложный почет, быстро подстраиваются под ситуацию). Не просто қария - много пожившие старики, уважаемые за возраст, но которые не могут или им нечего сказать. Где наши мудрые ақсақалы? Не обязательно те, кто много прожил, а те, кто много видел, и которым есть что сказать. Сколько за последние месяцы произошло событий в жизни страны, которые проверяют на прочность наше формирующееся в новых глобальных реалиях общество! Не на прочность экономики, правовой системы, силовой мощи государства, а на надежность наших нравственных устоев. Мы мечемся в поисках решений, наспех придумываем новые правила и законы, требуем ужесточить наказания, выделить дополнительный бюджет... Но ведь на все случаи статьи закона не придумаешь, за деньги спокойствие не купишь. Для мира и согласия в обществе нам сейчас очень нужны моральные авторитеты. Не управленческая элита для повелевания и господствования, с этим добром у нас проблем нет, а те общепризнанные авторитеты, кто защищает и оберегает общество, не имея личного интереса. Те, которые во многих сложных общественных процессах, связанных с нравственностью, семейными отношениями, воспитанием детей, местом и роли религии, в вопросах правильного понимания народных традиций могут сказать свое авторитетное слово. И это слово общество воспримет безоговорочно. Мы помним из истории, как общепризнанные моральные авторитеты – мудрецы-ақсақалы - останавливали войны, мирили врагов, восстанавливали дружбу между соседями. Именно они могли сказать ту истину, которой нет в религиозных учениях, о чем не пишут в законах, тем более, в современных психологических бестселлерах.
Вот недавно в судьбу девочки Лидии из Павлодара вмешались старейшины из чеченской диаспоры. Вроде не очень правильно в правовом государстве. Даже неудобно за наши госорганы и законы, которые вынуждены считаться с мнением народных авторитетов. И я буду не согласен, если честь девушки будет не защищена. Но вот сам факт наличия таких авторитетных ақсақалов заставляет уважать чеченский народ. Их признание уже выходит на международный уровень. Не меньше, чем резолюция ООН (если не больше).
А где наши старейшины? Как чапаны и звания получать, на торе восседать - они вроде есть. Список их известен - в основном из бывших. Кресло в кабинете после выхода на пенсию тут же заменяют почетным местом за праздничным дастарханом. Парадные генералы. Слова на трибуне плавно переходят в поздравительные бата. Те же дежурные слова, интонации, тот же пафос. А мы вынуждены слушать их воспоминания, с кем сидели за дастарханом, как выпивали, ходили в гости, дружили с великими, ездили на курорты.... А вот как слово свое веское по важным для страны событиям сказать - тихо. В стране наводнения, педофилия, суициды, коррупция, упадок семейных традиций, религиозные секты под носом, социальные раздоры. Чему верить? Как к наносному извне относиться? Их не видно и не слышно...
Но я уверен, они есть. Наши настоящие мудрые ақсақалы из народа! Забыли мы про них. Не вспоминали, пока других потчевали и возвеличивали не по тем заслугам и не по тем качествам. Надо нам найти наших ақсақалов. Не им надо - а нам. Как у нас в народе говорили: "Шал – шалақай, қария – қадiрлi, ақсақал – абыройлы".
Источник: Facebook