Чем занималась 30 лет та часть государственной машины, которая ответственна за культуру и образование
В Национальном проекте "Ұлттық рухани жаңғыру" есть задача, решение которой может соответствовать масштабам национального проекта: "Создание условий для развития государственного языка". Нам самом деле, если таких условий нет, то их требуется срочно создать, все-таки речь идет о национальной и культурной идентичности. Но, правда, возникает большой вопрос: за тридцать лет независимости так и не сподобились создать такие условия? Чем же занималась эти годы та часть государственной машины, которая ответственна за культуру и образование?
В рамках решения этой задачи предусмотрены мероприятия по разработке и изданию учебников на казахском языке для организаций технического и профессионального образования (ТИПО), высшего и послевузовского образования (ОВПО). Ниже представлен график реализации этих мероприятий.
Рисунок 1.
Во-первых, мы видим, что обеспеченность учебниками на казахском языке довольно низкая, особенно в техническом и профессиональном образовании. Но что еще более важно, и это, во-вторых, реализация национального проекта коренным образом ситуацию не улучшит – индикативные показатели заложены более, чем скромные. Если они все-таки будут достигнуты, то только каждый второй студент будет обеспечен учебниками на казахском языке. Или только половина учебных курсов будет обеспечена соответствующими учебниками.
В национальном проекте речь идет только об учебниках. Но помимо учебников важное значение имеет дополнительная литература, которая необходима для расширения кругозора студента, его самообучения. Надо полагать, что здесь обстоят дела не лучше, чем с учебниками.
Странно, что проблема с учебниками все еще не решена – количество студентов, обучающихся на казахском языке, растет каждый год (смотрите рисунок 2). И дефицит учебников является проблемой уже давно.
Рисунок 2.
Помимо уровня обеспеченности учебной литературой есть и другая, очевидная для всех проблема: велика вероятность того, что государство будет решать проблему обеспеченности учебниками в полном соответствии с бессмертным принципом В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Это когда количественные показатели не вполне достигнуты, а качественные оставляют желать лучшего.
Не буду выдавать себя за специалиста в системе высшего образования и утверждать, что знаю, как решить проблему. Было бы хорошо, если бы по этой проблеме высказались настоящие профессионалы.
Но позволю себе высказать одно предположение: нашей системе среднего специального и высшего образования не достает как академической, так и административной свободы. Были бы наши колледжи и университеты были более свободными, более самостоятельными, то проблема обеспеченности учебниками была бы решена давно. Это мое дилетантское мнение. Оно основывается на предположении, что добросовестные руководители учебных заведений, обладай они достаточной свободой действия, не оставили бы решение проблемы обеспеченности учебной литературой на волю государства, а попытались бы решить ее самостоятельно. И скорее всего, решили бы, как это водится, когда за дело берутся компетентные и инициативные люди.
Инициатива снизу, помимо всего прочего, во-первых, способствовала бы развитию издательского бизнеса, открывая для него обширный рынок учебной литературы, ведь помимо учебников заказывалась бы дополнительная литература, в том числе переводная.
Во-вторых, способствовала бы развитию переводческого дела: если перевод закажет непосредственный потребитель, то он, наверное, будет более придирчив к качеству, чем наш бюрократ.
Иначе говоря, инициатива снизу имеет более значительный мультипликативный эффект в сравнении с инициативой сверху.
Национальные проекты могут послужить общественному и экономическому развитию страны, но только если они не будут составляться формально – раз начальство требует, тогда найдем все, что еще не исполнено, включим, и дело готово. Знакомясь с национальными проектами трудно отрешиться от ощущения дежавю – все эти мероприятия видишь уже не первый раз. Действительно, они перекочевывают из одной программы другую, потому что так никогда до конца и не решаются, а то и не решаются вовсе.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!