Если нужна розетка – перейдите границу

4002 просмотров
0
Евгений ЖОВТИС
Воскресенье, 21 Мая 2017, 12:00

По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики

На снимке: международный терминал аэропорта Шереметьево.

Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Как в Казахстане принуждают к покаянию».

Читайте также
Игры престола чучхе

Ненавязчивый сервис

Если кто помнит, в Советском Союзе сервиса не было. То есть услуги, конечно, были, но они не назывались таким красивым словом - «сервис».

Возможно, поэтому были гостиничные номера с раздолбанной мебелью и сантехникой мрачного вида. Столовые с застиранными скатертями и сполоснутой в холодной воде посудой.

Но, конечно, весь этот «весёленький» антураж был бы не таким травматичным для психического здоровья, если бы к нему не прилагался персонал.

Я до сих пор помню дежурных на этажах гостиниц, каждая из которых мне казалась агентом 007 высшей квалификации. Помню работниц пищевого фронта, продавцов и кассиров в магазинах. Для большинства из них я был не клиентом, а бесправным помыкаемым существом, которое они всё время шпыняли и объясняли правила жизни в подведомственном им пространстве. От крика «Следующий!» или «Куда пошёл?» собственная ничтожность становилась физически осязаемой.

В то время, сравнивая это с миром капитала, где «человек человеку – волк», я успокаивал себя тем, что тамошний «сервис» – это эксплуатация человека человеком, чему в нашей стране места нет и быть не может.

Как-то в начале 80-х годов один из руководителей Института горного дела Академии наук Казахской ССР, где я тогда работал, съездил в Японию для налаживания контактов с тамошними руководителями горной промышленности. И он мне рассказал, как делегацию из СССР привезли в крупную фирму, которая занималась выпуском горнорудного оборудования. В ходе встречи с руководством фирмы пошёл сильный дождь. Директор фирмы извинился, взял телефонную трубку и куда-то позвонил.

Через некоторое время на территорию фирмы стали заезжать автобусы. Кто-то из делегации спросил: «Что?» Директор объяснил, что он заказал их у автобусной компании, чтобы развезти рабочих по домам. Потому что, если они будут сами добираться в такой дождь, часть из них простудится и заболеет, что создаст ему экономические проблемы. Поэтому лучше сегодня он немного потратится, чем завтра много потеряет. «У нас это называется «погоня за прибылью»; у вас, кажется, «забота о человеке», - сыронизировал японец.

Сейчас я думаю, что мотивация, пусть и разная, конечно, важна, но и в том, и в другом случае просто хочется нормального отношения и сервиса.

Читайте также
Один день Рамазана Тохтаровича

Куда воткнуть штепсель?

К чему я это всё вспомнил? Потому что уже в середине 2000-х годов, через 15 лет после перехода к рыночной экономике и экономическим стимулам пролётом, я оказался в аэропорту Санкт-Петербурга - Пулково. Поскольку летел транзитом из Алматы и у меня было несколько часов, я решил использовать их с пользой и поработать на компьютере.

Началось с того, что небольшой транзитный зал был начисто лишен электрических розеток! То есть просто некуда вставить штепсель. На мой недоумённый вопрос сотрудница аэропорта сказала, что, если мне нужна розетка, нужно пройти границу, выйти в Россию и перейти в другой терминал. Дискуссию о том, что вообще-то наличие розеток - это часть нормального сервиса в аэропорту, она пресекла на корню и, не оставив мне выбора, удалилась.

Нечего делать, я пошел через границу на территорию России (хорошо, хоть визы не надо), потому что розетки были только там. Надо заметить, прилетел я около пяти утра, поэтому аэропорт был практически пуст. Ночных рейсов в то время там не было. Я нашел в терминале на территории России розетку, подключил компьютер и стал работать.

Читайте также
Удар в ухо как способ борьбы с пытками

Круглосуточное кафе работает с 10 утра

Где-то к семи утра проголодался (по нашему времени это уже было 10 часов) и решил найти пропитание. Единственным полуоткрытым заведением было кафе с надписью на двери «Круглосуточно». За столиком сидели три человека, видимо, персонал. Увидев меня, входящего в дверь с голодными глазами, они хором закричали: «Закрыто!»

- Как закрыто? Написано же – «круглосуточно»! – совместил я речь со зрением.

- Мало ли что написано. Откроется в 10.

Дверь закрылась - и всё. Только в восемь открылся какой-то киоск, где я смог купить булочку с водой. Горячую пищу попробовал только в 10.30.

Пламенная речь в женском туалете

Заведённый историей с розетками и едой, к полудню я стал перемещаться ближе к залу посадки. Прошу пардона, понадобилось в туалет. Я увидел на стене над дверью табличку с изображением лиц обоих полов. Во многих странах в аэропортах это одна дверь, за которой потом две другие, по которым расходятся разнополые пассажиры.

Я открыл дверь и стал искать вторую, предназначенную для моего пола, когда осознал, что это одно помещение – дамская комната. Оказалось, табличка над дверью была неправильно прибита и смещена, и рядом есть ещё дверь, которая и ведёт в мужское отделение. Причём без всяких опознавательных знаков. К счастью, я не успел встретить ни одной женщины. Я закрыл «неправильную» дверь и собрался открыть «правильную», но на мою беду в это время мимо шла уборщица.

- А что это вы делаете в женском туалете? - возмущённым тоном спросила она.

За короткий промежуток времени она услышала от меня всё, что я думаю об отсутствии розеток в транзитном зале, о неработающем до 10 утра круглосуточном кафе, о неправильно прибитой табличке и вообще о том, что в первом десятилетии XXI века слово «сервис» известно уже пятилетнему ребёнку.

Через час я улетел с осадком в душе и чувством вины, что мне под горячую руку попалась бедная техничка, а не начальник этого аэропорта.

Читайте также
Письменное обращение в чёрную дыру

Сотрудники международного терминала не говорят по-английски

Спустя десять лет, в начале этой недели, я снова летел транзитом, но теперь через Москву. Прилетев в Шереметьево рейсом "Аэрофлота" и пройдя несколько сот метров, причём без всяких там прибамбасов в виде бегущих дорожек, я добрался до транзитного зала в терминале, сохранившемся ещё с советских времен. Над единственной сотрудницей за стойкой на стене висели четыре табло. Второе было вырвано с корнями. То есть на первом табло можно было узнать состояние рейса и номер выхода на посадку на ближайший час, на третьем - то же самое через два часа, а в промежутке ничего узнать было невозможно. Потому как соответствующего табло нет.

Я сел напротив первого табло, чтобы дождаться, когда на нём появится и мой рейс, которого на третьем табло уже не было, и стал работать на компьютере. В это время в зале появились две девушки-иностранки и сотрудник аэропорта в желтой жилетке. Подойдя к стойке, сотрудник сообщил сидящей за ней женщине, что эти иностранки что-то говорят, а он ничего не понимает. То есть в международном терминале, где полным полно иностранцев, сотрудник аэропорта шпрехает только по-русски.

Все дальнейшие события происходили напротив меня, в пределах моей видимости и слышимости, а потом – даже и с моим участием.

Говорящая по-английски сотрудница за стойкой выяснила, что это две израильтянки, которые летят из Тель-Авива через Москву в китайский Гуанчжоу. У одной из них плохо с желудком, возможно, что-то не то съела в аэропорту Бен Гурион, и поэтому они не смогли сесть на рейс в Гуанчжоу. Сотрудница выяснила у них, что они не хотят лететь обратно в Тель-Авив, а продолжат путь, но им нужно помочь с гостиницей (следующий рейс только завтра) и главное – с медицинской помощью.

Больная израильтянка прилегла на кресло, а сотрудница аэропорта позвала медицинскую бригаду. Пришел врач среднего возраста и молодая медсестра с медицинским сундучком. Незнание английского было обозначено ими сразу.

- Что болит? - спросил врач.

- What are you asking? (Что вы спрашиваете?) - отреагировала здоровая израильтянка. Врач стал сопровождать слова жестами, предлагая указать на больную часть тела.

Весь этот сюрреализм длился минут 10, пока сотрудница за стойкой не сжалилась и не попыталась переводить. Правда, почти сразу заявив, что её не слушают, она с возмущённым видом вернулась за стойку.

Читайте также
Гипс – наше бесплатное всё!

В аэропорту нельзя высказывать собственное мнение

Отсутствие вербального контакта между врачом и пациентом меня слегка напрягло, и я поспешил на помощь. В ходе диалога между сторонами с мои переводом, что больная израильтянка отказывается от госпитализации, не хочет, чтобы ей ставили укол, и просит каких-нибудь таблеток, надеясь отлежаться в гостинице.

- Вы тогда должны подписать заявление об отказе в госпитализации, и мы уйдём, - заявил врач.

Здоровая израильтянка составила заявление на английском, дала подписать его больной и вознамерилась зафиксировать его на камеру мобильного телефона.

- Аэропорт - режимное учреждение, - заявил врач, - и здесь фотографировать запрещено.

- Тогда сделайте мне копию заявления, - настаивала израильтянка.

- Мы копий не делаем, - сообщил врач.

- Но есть же международные правила: когда составляются документы, они должны быть в копии для каждой из сторон, тем более если сторона эту копию просит, - вмешался я в разговор.

- У нас здесь нет международных правил, - завершил дискуссию врач.

Я посоветовал больной израильтянке всё-таки поехать в больницу. Снова появившаяся из-за стойки сотрудница немедленно сообщила, что мне нельзя ничего никому советовать.

- Почему? – изумился я.

- Потому что за всё несет ответственность аэропорт, - последовал ответ.

- Да Бога ради, несите любую ответственность, я просто высказал своё мнение.

- Вы здесь не можете высказывать своё мнение, - безапелляционно заявила она.

У меня было такое ощущение, будто я побывал в каком-то Зазеркалье.

Странный сервис, граничащий с отсутствием здравого смысла, оставил тяжёлое впечатление. Тем более что находился я в воздушной гавани Евразийского союза.

Как казахстанец могу заверить, что услуги в наших аэропортах, гостиницах, кафе и ресторанах на порядок ближе к понятию «сервис».

И вот я думаю: может, мы погорячились, вступая в Евразийский союз?

Может, надо было сначала об общих параметрах сервиса договориться...

Фото: Megatrip.ru.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Загрузка...
Ratel Telegram Channel
экономист
- Экономика Казахстана сейчас как запойный наркоман, еще и страдающий ожирением. Он пришел в спортзал и сделал несколько тренировок и хочет уже выходить на соревнования.
Ratel Instagram
Государство, уходи!
Почему на государственную службу надо брать ленивых людей
Как уберечь страну от талибов и демократии
Чем отдел счастья и долголетия акимата Алматы отличается от министерства добродетели и порока Афганистана
Как отменить съёмки программы НТВ "Поедем, поедим!" в Алматы
Подсказка для активных борцов с коррупцией от аналитиков Ratel.kz
Карт-бланш на грабёж населения Казахстана
По мнению адвоката Евгения Прицкера, позиция Верховного суда противоречит нормам Конституции
Поиски нефти в Казахстане довели польского миллиардера до банкротства
Куда делись сотни миллионов долларов, проведённые через его счета за эти годы – вряд ли уже когда станет известно
А жил ли Кара-Хан на самом деле, и существовало ли "государство Караханидов"? Размышления у таразского мазара
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Кунаев против Хрущёва. Часть 4: Окончание
Истории XX века для сетевой аудитории
Люк. Но не Бессон
В мире люки уже давно не воспринимаются как скучный предмет с узкопрофессиональной функцией
Как перейти к обществу открытого доступа в стране, ориентированной на сырьевую ренту
Следуя заветам Дугласа Норта
О кумирах
Постепенно уходит целая эпоха здравоохранения
Дамская инвестиция
С момента покупки прирост рыночной стоимости этих изделий составил в среднем около 400 процентов
Сотрудник павлодарского облсуда прятал сына от бывшей жены у коллеги
Главный специалист коллегии по уголовным делам павлодарского облсуда спрятал от бывшей жены пятилетнего сына, а мы его заставили вернуть
Последнее слово судьи Жангуттинова: Сотрудники Антикора используют подлых людей, применяя незаконные методы следствия
Подсудимый попросил суд не дать возможности уйти от уголовной ответственности свидетелю Абдусаттарову
Суд оправдал экс-депутата, обвинённого в педофилии
Аркадия Ни признали жертвой клеветы и отпустили на свободу
Миром правят не костюмы, а беспощадный люксовый casual
Почему в дорогих магазинах поменялся ассортимент
Наша дружба и любовь остались в двадцатом веке...
Памяти Вити Кияницы
Зачем в Казахстане ратифицируют желания
К чему привела отрицательная селекция чиновников
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Что стоит за межнациональными конфликтами в Казахстане
- Проблемы ксенофобии - во многом, действительно объясняются - самой, человеческой природой. Автор прав - анализ, большинства вопросов - глубинной причиной, назовет коррупцию. Которая, к тому же и наднациональна. Спасибо автору и респект. Просто, толково и убедительно.
Умер Даулет Хамитович Сембаев
- Казахстан будет процветать, когда символом, принципом государственного служащего станет слова Д Сембаева - “В каком костюме пришел, в таком и ушел” . Искренне соболезнуем близким. Такие люди должны становиться гордостью наций во все времена.
Апелляционная коллегия по уголовным делам ВКО суда рассмотрела непростое дело простого сельского экскаваторщика
- Капец, так можно любого закрыть. Это говорит о профессионализме и юридической грамотности полиции, районного судьи, адвоката и особенно прокуратуры, которая должна смотреть за законностью. Хорошо что хоть в областном суде есть старой закалки люди, грамотные, которые усмотрели нарушение прав человека. А так бы человек сидел бы ни за что, просто хотел помочь соседу.
Зачем нас выживают из Казахстана
- Когда кто либо вырубит дерево ,я знаю что за это огромный штраф ,а тут засыпают целое озеро ,зная ,что на нем обитают краснокнижные птицы и животные и на это закрывают глаза .Это нормально ???.Может быть акимат не думал, что за это озеро встанет народ ,что не нужно было трогать это озеро ,но можно же все таки решить эту проблему ,дать другую землю в обмен ,ведь что что ,но земли у нас хватает .Если все таки не остановятся и засыпят оставив кусочек воды ,природа этого не простит
Почему в Казахстане нужно ограничить выдачу кредитов
- Согласен во всём что Вами сказано.Финансовая безграмотность зашкаливает, безграмотен и я. В данный момент в долгах как в шелках и не кто мне не отказывает ,банки --- "Бери дорогой , ещё бери,а вот так возьмёшь будет процентов меньше". Кабала! Какой выход? Есть ли он? Думаю государство если и будет решать эту проблему ,то очень - очень долго. Скорее люди заинтересованные в этом должны сами создать способ выхода из кредитной ямы.
Сколько бездомных собак и кошек сожгли в Атырау
- Каждый год в бюджет закладывает смета внушительных сумм на уничтожение животных. За эти деньги можно было построить десятки приютов по всему Казахстану. И за это же время уже была бы проведена стерилизация около 70% безнадзорных животных. Это бы сократило численность их в 1000 раз. Без убийства, жёсткости и живодерства. Когда уже в нашей стране начнут думать головой и здраво? Где человеческая гуманность??? Когда уже мы станем людьми, а не убийцами??????
Зачем нас выживают из Казахстана
- Были фламинго, появится очередная"бесоба". Природа такое не прощает.