Почему слушания по модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода были признаны несостоявшимися
На днях в Атырауской области с рельсов сошли четыре вагона с серой, часть ее оказалась рассыпанной. К счастью, на этот раз к экологическим проблемам это не привело, так как объем серы, попавшей на землю, небольшой. Но эта история напоминает об одним из многих экологических вопросов, существующих в Атырауском регионе. И произошла она как раз в то время, когда Ratel.kz готовил интервью с Галиной ЧЕРНОВОЙ, директором Центра эколого-правовой инициативы "Глобус". Предлагаем его читателям.
- Галина Христофоровна, в свое время очень громко звучала проблема со складированием в вашем регионе серы, полученной после демеркаптанизации тенгизской нефти, то есть извлечения из нее ненужных примесей. Как с ней сейчас?
- Да, с начала работы совместного предприятия ТОО "Тенгизшевройл" на территории месторождения на так называемых серных картах было накоплено 9 млн тонн серы. Правительство РК поручило разгрузить их к 2014 году, реально это было сделано к 2017 году, но проблема решилась. Это, пожалуй, один из немногих положительных примеров решения вопросов экологической проблематики в нашем регионе. Но сейчас опять идет заполнение этих серных карт. Часть серы гранулируется и вывозится, но часть остается в Атырауской области. Во-первых, растет объем нефтедобычи, с запуском завода расширения добычи на Тенгизе она возрастет с нынешних 24 млн тонн в год до более 39 млн тонн - максимальная проектная добыча нефти по Тенгизскому месторождению согласно проектным решениям "Проекта разработки месторождения Тенгиз" составит 39 286 тыс. тонн в год. А еще есть Кашаганский проект NCOC, они тоже вынуждены переводить попутный кислый газ в комовую серу, и у них тоже уже на картах накоплено порядка полутора млн тонн ее. Так что говорить, что проблема серы радикально решена, не приходится.
- Недавно вы распространили в соцсетях пост, посвященный общественным слушаниям по поводу модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). Вы выдвигали претензии к протоколу, который появился на сайте АНПЗ, призывали не манипулировать экологическим законодательством страны, соблюдать Правила проведения общественных слушаний и выполнять Международную Орхусскую конвенцию. О чем эта история?
- Слушания в связи с получением АНПЗ Комплексного экологического разрешения на 2025-2034 годы фактически охватывали семь различных проектов, начиная от получения разрешения на эмиссии и кончая программой производственного экологического контроля. Проводились они 13 ноября. Незадолго до слушаний АНПЗ выставил на портале, который организовало Министерство экологии и ОБСЕ, техническую документацию. Речь там, в частности, шла о нормативах допустимых выбросов и сбросов (НДВ, ПДВ), физических воздействиях предприятия, о программе управления отходами, повышении экологической эффективности завода и многом другом. Но самое главное, этот проект подавался для получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для АНПЗ на период с 2025 по 2034 годы. Это документ, которым с экологической точки зрения будет регламентироваться вся дальнейшая производственная деятельность завода. Когда он будет получен, у АНПЗ будет возможность в течение десяти лет не только не проводить общественных слушаний, не искать никаких согласований с общественностью, но и не готовить никаких дополнительных проектов по оценке воздействия на окружающую среду. То есть фактически это КЭР дает возможность бессрочной эксплуатации завода без дополнительных согласований и необходимости обязательного прохождения государственной экологической экспертизы. Мы против такого документа, беспредельно расширяющего возможности АНПЗ.
- Похоже на индульгенцию. А "мы" – это кто?
- Это граждане, экологические активисты, ряд экологических организаций нашего региона, в частности Центр эколого-правовой инициативы "Глобус", "ЖайыкКаспийский Орхус-центр", который отслеживает именно процедуры проведения общественных слушаний в соответствии с требованиями экологического законодательства Казахстана и во исполнение Орхусской конвенции. Которая, как известно, стоит на трех китах: права граждан на получение экологической информации, на участии общественности в процессе принятия решений и права, если отказано в первых двух, обратиться в суд. Вообще, слушания привлекли очень большой интерес народа, в зале яблоку негде было упасть. На моей памяти такое в Атырау было только пару раз. Традиционно бурные слушания у нас обычно проходят в Макате и в Кульсары.
Почему мы против? Завод эксплуатируется с 1945 года, и, несмотря на то, что там были проведены различные реконструкции и даже запущено новое производство бензола и параксилола, если сравнивать с человеческой жизнью, завод - это глубокий старик. Опасно выкачивать из него ради прибыли последние силы.
Мы выразили свой протест и довольно шумно поучаствовали в общественных слушаниях, фактически их заблокировали. Представленный АНПЗ проект прежде всего не соответствовал требованиям Экологического кодекса в части проведения комплексной аналитики на соответствие внедрения новейших доступных технологий и модернизации производства. То есть в этом проекте они должны были обязательно учесть модернизацию завода с точки зрения требований Экологического кодекса. А для этого, прежде чем выставлять свою документацию на получение Комплексного экологического разрешения, нужно было представить хотя бы список наилучших доступных технологий (НДТ), которые будут применяться на заводе, пусть не на весь период 2025-2034 годов, ну хотя бы на ближайшие три-пять лет. Но ничего этого не было сделано, как не было и анализа – как будет дальше работать завод без использования современных технологий и без модернизации. Завод-то – старик! А его давят и давят.
- Вы не драматизируете?
- Нет. Завод фактически находится в границах города. Санитарно-защитная зона у него в километр, но она не обеспечивает реальной защиты населения города Атырау и в частности жителей района Перетаски. Жилые дома фактически подступают к его проходной.
Далее, кроме отсутствия анализа, не было даже упоминания по теме выбросов – какие будут приниматься меры по контролю за ними, улавливанию, утилизации. Не был представлен обязательный список маркерных веществ, которые АНПЗ будет использовать для дальнейшего мониторинга и производственного контроля. Завод обязательно должен обеспечить производственно-экологический контроль, это тоже требование Экологического кодекса. Но как этот контроль осуществлять, если даже не названы вещества, которые будут являться объектом этого контроля? Не прояснена ситуация - что АНПЗ планирует делать по водопотреблению. Ежегодно предприятие забирает для технологических нужд до семи миллионов кубометров воды из Урала, но река обмелела, теперь такой возможности не будет, значит, нужно искать альтернативу. Какой она будет? Нет уточнения, какую НДТ (наилучшую доступную технологию) завод будет использовать при сбросе отработанной воды. По идее, он должен процентов сорок ее очищать и использовать повторно.
Но наибольшее возмущение у нас вызвало то, что наши уважаемые партнеры из АНПЗ в своих расчетах, используя данные Казгидромета, использовали температурные данные по июлю, самому жаркому месяцу в году, в +19,3 градуса по Цельсию! Хотя по последним данным того же Казгидромета, у нас фиксируется +42,8. Это даже не учитывая участившихся волн жары, когда в тени температура доходила до +55 градусов. А эти волны становятся в нашей области регулярными и затяжными! Какие расчеты могли получиться при таком обращении с температурной статистикой?!
При подготовке расчетов разработчики проекта использовали старые фоновые данные уже имеющегося загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе, якобы полученные от Казгидромета, но при этом без указания сероводорода. И получили заключение, что все выбросы будут в пределах санитарно-защитной зоны АНПЗ, то есть вредного воздействия на население от завода не будет. Но мало того, что данные брались старые, так разработчики данного проекта вообще проигнорировали тот факт, что за прошедшее время в регионе шло интенсивное промышленное развитие: сейчас у нас уже введен в строй интегрированный нефегазохимический комплекс KPI, завод "Болашак" компании NCOC, который тоже "газует", и строится новый газоперерабатывающий завод в районе Карабатана. То есть расчеты, предложенные экспертами АНПЗ, базировались на заведомо некорректных фактических данных, никак не учитывали дальнейшее промышленное развитие территории и все возрастающую техногенную нагрузку.
- Вы ведь минувшей весной пробовали запустить инициативу по признанию Атырауского региона зоной экологического бедствия?
- Да. Весной, 14 марта этого года, в Атырау проводился Национальный Курултай, и мы накануне с гражданскими активистами и независимыми экологами попытались провести Первый областной экологический форум, пригласили около ста экспертов, в том числе зарубежных. Но разного рода "доброхоты" и провокаторы сделали все возможное и невозможное, чтобы сорвать наш форум: обесточили зал, где форум должен был проходить, накрылась зум-площадка. Предприняли ряд других мер, вплоть до объявлений по различного рода рассылкам и сетям с предупреждением о том, что форум якобы переносится на другую дату.... Но в рамках форума все же приняли требование признать Атыраускую область и город Атырау зоной экологического бедствия, где объясняли причины: расширяющееся опустынивание, истощение водных ресурсов, проблема сероводорода, высокий уровень заболеваемости населения. Мы сумели передать этот документ в правительство. С тех пор несколько раз приезжали чиновники довольно серьезного уровня, что-то обещали. Например, что в конце октября приедет из Астаны комиссия, которая с участием независимых лабораторий проведет независимые исследования экологической ситуации. Так и ждем эту комиссию до сих пор. Скоро год закончится...
- Вернемся к вашим отношениям с АНПЗ. Как бы там ни было, завод – крупный налогоплательщик в регионе, соответственно, жители области должны быть заинтересованы в расширении его производственных возможностей и объемов?
- Практически половину городского бюджета дает АНПЗ: 134,7 млрд в прошлом году и 121 млрд в этом году. Но мы этого не ощущаем. Не хватает школ (четыре школы работают сейчас в четыре смены, а более десяти – в трехсменном режиме). Не хватает детских садов, нормальной дорожной инфраструктуры, да и не только дорожной. Не решена проблема с мусорным полигоном, он переполнен, мусора накопилось высотой с 9-этажный дом, и когда оттуда дует ветер, свалочный газ, дым и копоть от пожаров летят на город. Плохая ситуация с системой городской канализации: из 84 канализационно-насосных станций, находящихся в эксплуатации, 46 находятся в аварийном состоянии. Серьезные проблемы с питьевой водой и вообще с водными ресурсами.
- А как же паводок этого года?
- Вода быстро схлынула, сегодня уровень в Урале ниже самых низких общегодовых данных Казгидромета. Из-за того, что идет обмеление, вода в реке даже не третьего, а четвертого класса загрязнения. Фактически она техническая. Но другого источника питьевой воды в Атырау нет, вся остальная, включая водоносные подземные горизонты, высокоминерализованная.
Ни в области, ни в городе не решаются вопросы с выбросами сероводорода, до сих пор не могут найти их источник, неясно, кто "газует" и кто подвергает экоциду население нашего региона.
- И что в итоге получилось со слушаниями по АНПЗ?
- Слушания признаны несостоявшимися, протокола их нет, значит - должны быть назначены сроки новых слушаний, и к ним разработчики должны доработать свои технические документы с учетом наших претензий и требований. Посмотрим. Мы намерены дальше бороться за чистый воздух, родную природу и нашу малую Родину!
Фото: Anpz.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!