Между сельхозпроизводителем и конечным потребителем стоит цепочка посредников, которая диктует цены совсем не на рыночных условиях
Американские горки цен на огурцы
Вице-министр сельского хозяйства Нуржан АЛЬТАЕВ на своей странице в фейсбуке вступил в полемику с неким пользователем социальных сетей, критикующим политику МСХ РК в области регулирования цен на овощную продукцию, в частности на огурцы.
Сразу же скажу, что полностью разделяю позицию вице-министра в той части, которая касается регулирования цен государством: «Те, кто считает, что Министерство сельского хозяйства должно регулировать цены и диктовать что-то бизнесу и предпринимателям, должны взглянуть в окно и наконец проснуться - мы уже более 20 лет живем в рыночной экономике, где цену определяет спрос!».
Государственное регулирование цен имеет только одно последствие – продукты исчезают из легальной продажи и уходят на черный рынок.
Но почему же каждую зиму цены на овощи оказываются в центре общественного внимания? Потому что цены на них в период с сентября по декабрь включительно взлетают прямо-таки драматически (приведены изменения цен на огурцы): в 2014 г. - в 2,3 раза, в 2015 г. - в 4,5 раза, в 2016 г. - в 3,1 раза, в 2017 г. - в 2,8 раза.
Конечно же, и в декабре каждому из нас хочется покупать огурцы по той же цене, что в августе, или, во всяком случае, если дороже, то не в 2-3 раза!
Такое поведение цен имеет вполне банальное объяснение – высокое влияние сезонного фактора. По мере появления овощей нового урожая, а значит и роста предложения, цена снижается.
Как только период сбора урожая заканчивается, предложение сокращается и цены начинают расти. Движение цен на огурцы в период с 2014 по 2017 гг. приведено на графике 1.
Что предлагает министерство
Сгладить ценовое колебание можно только за счет более равномерного распределения предложения в течение года. Это выгодно не только потребителям, но и сельхозпроизводителям, потому что позволит увеличить выручку за реализованную продукцию, ведь основной урожай они продают на самом минимуме цен.
Для того, чтобы иметь возможность равномерно реализовывать свою продукцию в течение года, необходимо наличие соответствующей складской инфраструктуры.
А с этим у нас в стране проблема, которую признает и МСХ РК.
Нуржан Альтаев пишет: «Причина в том, что современных складских комплексов у нас очень мало, и в целом – пока нет развитой инфраструктуры дистрибуции плодоовощных товаров».
Министерство сельского хозяйства продвигает проект «по созданию сети ОРЦ – оптово-распределительных центров в каждом областном центре. И заготовительных центров в районах. Это напрямую повлияет на цены в сторону снижения, а само снабжение станет лучше».
Из самых общих соображений такая идея выглядит рационально, но есть подводные камни, о которых пойдет речь ниже, и хотелось бы понять, видит ли их министерство и, если видит, как собирается обходить.
Другое решение проблемы высокой волатильности цен – это развитие тепличных хозяйств, которые государство поддерживает за счет субсидий и льготных кредитов. Надо признать, что определенные успехи в этом направлении есть, в чем можно убедиться, посмотрев на график 2.
Подводные камни
Первый же вопрос, который возникает в связи с проектом развития ОРЦ: каков будет механизм ценообразования на сданную на хранение продукцию?
Дело в том, что овощи, в том числе огурцы, бывают разных сортов, имеющих различную, с точки зрения потребителя, ценность. Более того, овощи одного и того же сорта могут сильно отличаться между собой по качеству.
При непосредственном взаимодействии продавца и покупателя цена определяется на основе договора, пусть и устного, заключаемого в момент совершения покупки. Если на данный сорт овощей спрос низкий, то продавец двигает цены вниз, чтобы обеспечить их сбыт. Тем более он снижает цены при ненадлежащем качестве.
Сегодня между сельхозпроизводителем и конечным потребителем стоит цепочка посредников, которая, судя по всему, диктует цены производителям совсем не на рыночных условиях.
Эти же посредники определяют дифференциацию цен в зависимости от сортности и качества.
По идее, ОРЦ должны способствовать к переходу к рыночному ценообразованию, способствовать включенности сельхозпроизводителей в рыночные отношения. Но если механизм ценообразования не будет определен, то есть окажется произвольным, то произойдет просто замена шила на мыло.
Решение этой проблемы, лежащее на поверхности, - расчет с производителями по мере реализации продукции.
Но основной массе сельхозпроизводителей, а это личные подворья и крестьянско-фермерские хозяйства, деньги за продукцию нужны здесь и сейчас. Значит необходимы специальные финансовые инструменты, выпускаемые под сданную продукцию. Но как только заходит речь о финансовых инструментах, возникает целый комплекс проблем.
Во-первых, необходимы специализированные площадки, на которых они будут торговаться. Без этого у таких инструментов необходимой ликвидности и они будут иметь сомнительную ценность.
Во-вторых, требуется создание надлежащей инфраструктуры, обеспечивающей нашим крестьянам доступ к таким площадкам.
В-третьих, требуется методологическая помощь в обучении крестьян работе с такими инструментами.
В-четвертых, финансовые инструменты являются рабочими только для унифицированных по качеству продуктов.
И тут мы снова возвращаемся к однородности по качеству в рамках одного сорта продукции.
Без ее достижения ОРЦ не будут эффективными. Для того, чтобы достичь однородность по качеству требуются время и деньги.
И деньги должно потратить государство.
Примерно таков круг вопросов, которые необходимо обсуждать, как мне видится, когда мы говорим о волатильности цен на овощи, в том числе и огурцы.