До "синего козла": как уйгурские шаманы гоняли злых духов

1728 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 16 Мар 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Фото: уйгуры Восточного Туркестана. С рисунка Валиханова.

Читайте также
Большая игра Николая Северцова: его пытались убить, а он обнаружил нефть

XIX и начало XX столетия можно считать "золотым веком" географической литературы. У авторов той поры можно учиться не только дотошности капитального исследования, но и детскому восторгу перед неизведанностью. Энциклопедизм их знаний, разносторонние интересы, заметная гражданская позиция – всё это делает из их "специальных" трудов не только познавательное, но и увлекательное чтиво.

Неслучайно научные труды времен географических открытий – почти всегда научно-популярны. Авторы – первооткрыватели по природе своей - не шифруют знания для узкого круга, а, напротив, расшифровывают его для массового читателя. Черта, надо сказать, во многом утраченная учёными нынешних поколений, для которых перегруженность текстов терминами и иноязычными кальками является чуть ли не главным признаком качества работы и показателем собственной "учёности".

Один из образчиков характерного труда эпохи классической географии - очерк Николая Николаевича ПАНТУСОВА "Таранчинские Бакшы", на котором я хочу задержать ваше внимание сегодня. Ибо он интересен вдумчивому читателю вообще, а казахстанскому вдвойне. Работа была опубликована в 1907 году в Известиях Туркестанского отдела Императорского Русского Географического общества, выходящих в Ташкенте.

Кто такой Николай Пантусов?

Но прежде задержимся на личности автора. Имя Пантусова недостаточно хорошо известно широкому кругу любителей истории. В узком же кругу его знают, помнят и цитируют. Он не принадлежал к классическим исследователям, но его можно считать типичным представителем славной плеяды деятелей Географического общества эпохи расцвета. В его лице мы находим яркоий пример одномоментного служения государству и науке.

Опираясь на данные, собранные одним из самых сведущих специалистов по истории Семиречья Владимиром ПРОСКУРИНЫМ, можно очертить жизнь и личность Пантусова:

"Родился в 1849 г. - умер 12 июня 1909 г. Востоковед, этнограф-фольклорист, археолог, писатель.

Читайте также
Сердце красавицы: Как Семёнов-Тян-Шанский оказался на казахском суде

Окончил восточный факультет Петербургского университета, защитил магистерскую диссертацию по теме "Географическая литература арабов с обозначением, как далеко простирались сведения арабских географов вглубь Средней Азии и какого достоинства эти сведения" (1871 г., золотая медаль); был оставлен на научно-преподавательской работе на кафедре истории Востока. Действительный чл. Рус. археологического общества и Археологической комиссии, Туркестанского кружка любителей археологии, Туркестанского и Семиреченского статистического комитетов, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Почетный член Российского общества Красного креста, старшина православного Казанско-Богородничного братства, меценат, попечитель Верненского детского приюта.

В Туркестане с 24 сент. 1872 г., член зякетного управления при губернаторе Сыр-Дарьинской обл., начальник Кульджинской канцелярии (с 15 ноября 1874 г.), ст. чиновник особых поручений при воен. губернаторе Семиреченской обл. (в 1883 -1908 гг.). По его инициативе был образован Семиреченский обл. музей (1898 г.). Он издал сборники каракиргизского наречия (1899-1903 гг.), образцы народной литературы (1909 г.)

П. один из первых применил фотофиксацию памятников истории и культуры Семиречья; демонстрировал свою работу на Первой Туркестанской фотографической выставке (19-26 сент. 1899, Ташкент)".

И таких подвижников как Николай Пантусов в Семиреченской области в те времена мелькало немало.

Рядом с уйгурами

Читайте также
Смерть Валиханова: нестыковки и сомнения

Уйгурам посвящено несколько работ Пантусова. Он имел хорошую возможность капитального исследования Илийского края, пребывая в должности одного из руководителей оккупационной власти (Россия владела Кульджой десять лет). Да и после возвращения верховья Или китайцам, у Пантусова остались все возможности продолжить изыскания. Ибо предмет их переместился на территорию Семиречья вместе с уйгурскими переселенцами.

Переселением таранчей – уйгурских землепашцев - в Илийскую долину по некоторым данным занимались ещё джунгары, чьи ставки располагались в тут же. Потому древнейшими селами Семиречья (из ныне здравствующих) можно считать именно кишлаки уйгуров, расположившиеся у подножия хребта Кетмень (Кольжат, Дехкан и пр.). После возвращения Илийского края под юрисдикцию Циньской империи, жители этих сёл, вместе с теми, кто не захотел оставаться под властью китайцев, стали новыми жителями Российской империи, составив костяк уйгурской диаспоры, проживающей поныне в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Тема болезней и способов избавления от них оставалась злободневной во все времена и у всех народов. Интерес к традиционным методам лечения и ныне, когда старая система здравоохранения оказалась разрушенной, а новые модели до сих пор толком не работают, предмет повышенного внимания общества. А для многих страждущих – единственная, спасительная соломинка.

Как протекал "лечебный процесс" в прошлом у уйгуров и показывает в своей работе Николай Пантусов. Единственное, что нужно учесть, Н. Н. – не врач, а этнограф. Потому те позитивные моменты, которые без труда различит в его описании современно образованный пользователь (психотерапия, массаж и пр.), для самого Пантусова остались лишь элементами действа - "пережитками и суевериями".

Читайте также
Как опий из Семиречья пьянил Китай

Работа не излагается, а печатается в оригинале. Правда – с некоторыми сокращениями и купюрами. Потому, если читатель заметит некоторую тяжеловатость и перегруженность терминами, а также материалистический скепсис, свойственный любому российскому демократу предреволюционной эпохи, надеюсь, он простит Николаю Николаевичу эти "издержки".

Итак, прямым текстом:

"Таранчинские бакши"

(Способы игры и лечения бакшей).

Следы шаманства сохранились доселе у тюрков-таранчей, исповедующих ислам, между прочим при лечении их бакшей при лечении больных субъектов, когда эти духовные врачи-бакши изгоняют из недугующего злых духов, поддерживающих болезнь и терзающих телесное существо.

Как в шаманских обрядах, так и в этих случаях лечения больных, бакши предаются исступленной пляске, которая доводит их до некоторого экстаза.

В Илийском крае – в Кульдже – мне приходилось несколько раз видеть сеанс изгнания злых духов бакшами из больных. Занимаются этим мужчины и женщины над больными мужского и женского пола, в присутствии многочисленной публики разных полов и возрастов, которая собирается и по приглашению, и на звуки оглушительной музыки…

Читайте также
Что под чадрой: от кого на самом деле прятали женщину на Востоке

…Среди комнаты с потолка (турус) к полу привязывают перпендикулярно веревку (аркан) сложенную вдвое; внизу она прикрепляется к колу, вверху же у потолка тоже к колу или гвоздю. Это туг (знамя) около которого проделываются баксыем все манипуляции; на половине или середине эту веревку обвязывают полкуском белой маты (бязи); на верху веревки прикрепляется бакшием семь разных тряпок, которые хозяин приносит от семи, восьми и десяти своих соседей. Эти тряпки разных цветов (красные, желтые, зеленые); они прикрепляются наверху аркана к ветке джиды или урюка или чигана, имеющей семь колючек или сучков. К каждой из этих колючек и прикрепляется тряпка. Эту ветку с тряпками, прикрепленную вверху веревки, закрывают платком или куском ситцу. Все это называется журун, куда собираются злые духи по выходе из больного; закрывающая ветку тряпка должна быть красная или белая.

Затем к стенам в углы на все четыре части света прикрепляется по одной свечке (шам) и две свечи внизу туга или же большее число свечей, всего до 14 свечей, и свечи зажигаются.

Свечами двумя, которые помещаются у туга, водят кругом три раза.

В полночь свечи эти заменяются новыми, а в конце сеанса ставятся еще шесть свечей.

Свечи эти приготовляются так: режут палочки чия длиной с карандаш или более, обертывают их ватой и опускают в льняное масло; затем сосуды прикрепляют где нужно. После того приводят больного и садят его у веревки (туга); музыканты садятся в стороне, публика вокруг; тут собираются соседи на эту игру пери; собираются мужчины, женщины и молодежь…

…Открывается лечебный сеанс, разумеется, молитвой, во время которой все сидят.

Читайте также
Как вода из Чу убила великого Пржевальского

Затем музыканты (два-три бубенщика) и бакши садятся лицом к кыбле и поют канты под аккомпанемент бубнов (даб) и барабана (думбак), в которой бьет бакши. По большей части бьют в эти инструменты ученики бакшия (шагирд), а он в таком случае садиться сзади их. В это время больной сидит у веревки, держась за нее. Тут баксыем и учениками поются: "Бисмилля, лаилога, илль-алла, адам сафиуалла, чар-яр; ики имам"… под аккомпанемент бубнов и барабана.

…По окончании пения духовных стихов больного отводят в сторону, баксы бросает барабан, музыканты встают; баксы водит больного кругом каната (туг); музыканты сопутствуют им, следуя позади и ударяя в бубны и барабан с пением кантов (сенемиа чаладу). Потом больного сажают в сторону.

После того баксы молится, делает такбир и хватается за веревку; потом ходит кругом нея три раза; а больной ходит вокруг туга семь раз, держась за туг. Затем молитва повторяется, баксы кланяется перед веревкой, разводя руками и ходит вокруг нея тоже разводя руками. Вслед за тем баксы пляшет вокруг каната или вернее кружится вокруг него и больного, сидящего у туга, и притом сильно и весьма долго. Музыканты бьют в это время в бубны; баксы кружится все быстрее и быстрее, доходя до чрезвычайной быстроты (гульван); бубны аккомпанируют этому вращению в темпе – селкашка чаладу. Восторженные зрители выкрикивают разные звуки (уакыраду) и благочестивые слова.

Наконец баксы прекращает круговращение; затем больного, сидящего у туга, поднимает, берет на себя и вертится с ним; потом останавливается и спрашивает у больного: "Что представлялось твоим глазам; видел ли синяго козла?" Если больной скажет, что ему ничего не представлялось, то бакши вдевает в иглу толстую нитку и, взявши больного за язык, колет его, затем дает ему туг и вертит его вокруг туга и затем опять спрашивает: "Что представлялось твоим глазам?" Больной, едва перенося боль в языке, говорит, что "Глазам моим представился синий козел", хватается за веревку и делает такбир.

Читайте также
Худояр-хан: Куда девался последний властитель Кокандского ханства и при чём тут казахи

После того баксы опять молится, держась за веревку (туг), затем бегает с нагайкой, бьет ею присутствующих людей, бьет больного, трет нагайкой больного и кружится с нагайкой около туга.

Конец первого акта. Некоторый перерыв.

…Больной встает, ходит около каната вперед и обратно. Баксы в это время сидит спокойно. Затем больной садится; пение и музыка перестают; баксы давит ему спину (укалайду – массажирует), делая манипуляции, выказывающие, что он собирает злых духов в теле внедрившихся в одно место. По окончании этого массажа баксы садится, музыканты поют и бьют в бубны. Затем он встает и водит больного несколько кругов около каната; обыкновенно вождение или хождение больного вокруг туга повторяется семь раз, а затем больной сам ходит. Разумеется, все эти действия сопровождаются молитвой.

Баксы вторично давит больному спину у веревки, после чего больного отводят в сторону, а баксы ходит вокруг веревки вперед и обратно, делая такбир с хватанием веревки; потом ходит, размахивая руками, танцует, кружится с чрезвычайной быстротою под темп музыки; потягивается, бегает кругом каната; опять кружится. В это время публика кричит "алла".

Баксы берет кинжал (ханджар) – нож с четырьмя шаркунцами – кунгу рач – трет и колет кинжалом больного через мату; бегает с кинжалом вокруг веревки, трет им и колет больного; потом обводит последняго около веревки три раза, садит, а затем берет себе на спину и носит кругом веревки. Затем становится перед музыкантами, держа больного на спине, и произносит молитвы, качая головой.

Для изгнания из тела злого духа, баксы кладет больного на подушку, тычет ему кинжалом в горло и глаза, а затем во все места тела (в лицо, в живот, спину) усиленно и быстро. Публика в это время выкрикивает "алла".

Читайте также
Изнасилования, измены невесты и содомские грехи: что грозило казахам в старые времена

После того переворачивают больного навзничь, спиною вверх, обводит кинжалом вокруг веревки и чешет ему ногой спину (между лопатками) и снова тычет кинжалом в спину. В промежутке баксы иссопом (пей) из птичьих перьев кропит больного из хансуи, приговаривая "аузу биллями" а'замту алейкюм, я джинклер, о пирлер, сезамту алейкюм дивелер, шеятынляр". Кропит иссопом больного столько раз, сколько колет его кинжалом. Больной переносит все терпеливо и только иногда произносит "аллагу тоуба" (каюсь Господу).

Вслед за тем мнет рукой спину и голову и колет их кинжалом и наконец обтирает кинжал.

По окончании этой манипуляции больной встает, но его садят, баксы же сперва ходит вокруг аркана с кинжалом, а затем вертится около веревки, держа кинжал в руке; становится в это время у веревки больной, и баксы тычет кинжалом во все части тела, бросается на публику с кинжалом, переворачивает лицом к себе больного и все это время тычет кинжалом… После того приступает к другому действию: щупает пульс, колет руку иглой и выпускает из нея кровь. Больной, разумеется, страдает.

Из наколов иглою баксы выжимает сильно кровь. С другой руки он тоже пускает кровь. Затем очищает кинжалом язык и горло, после чего кружится с кинжалом около веревки и колет им больного.

Этот акт духовно-врачебной пляски заканчивается молитвой, заключаемой всеобщим "аминь" присутствующих.

Если больной утомился, то его заменяет кто-нибудь из присутствующей публики и с таким подставным субъектом баксы проделывает тоже, что и с больным.

Во время сеанса, назначаемого для отдыха, почетные из присутствующих лиц угощаются чаем, беседуют с хозяином и родственниками больного…

Читайте также
Про казахстанские "арасаны": где и от чего лечились предки

Больному, сильно устающему от этих ужасных духовно-медицинских упражнений и вспотевшему, дают холодной воды для восстановления сил.

…На рассвете близко к восходу солнца больного выводят или выносят на кошме в другую комнату или на двор, при звуках барабана и бубнов, и голову больного закрывают чем нибудь – богатые халатом, бедные матой.

Затем приносят белую курицу или же черную, но здоровую, бакши проводит ею вокруг больного и побивает или хлопает ею немного больного, после чего отдает ее ученику – шагирду; бакши же снимает с головы больного халат (чапан) и мату и берет себе.

…После чего приносят камышу, и бакши соединяет его с семью тряпочками от туга, зажигает все это и проводит этим пучком вокруг больного и после того выбрасывает на двор, где пучок и сгорает.

Потом баксы опять молится и брызгает ложкой на больного из чашки хансуи; брызгает также на все четыре стороны света. В дырку, где был кол от туга, льют масло и бросают горящий фитиль от свечки. Делают это для того, чтобы шайтан не оставался в комнате.

Тем лечение и изгнание духа и кончается: больной уходит или уносят его в свое помещение, а баксы разбрызгивает оставшееся хансуи и уходит вслед за больным в помещение хозяина.

Баксы берет себе халат или мату, как мы сказали выше, чашку из под хансуи, ложку, платок от журуна и мату от туга, за которую держался больной (тугным яглык); веревку же (туг) и курицу отдает ученику. Оставлять эту мату с больного нельзя, ибо взявший ее непременно, по понятиям присутствовавших, должен заболеть.

Читайте также
Отрар, Тараз, Тальхир: когда и почему исчезали средневековые города в Казахстане

В иных случаях состоятельные дают баксе 1 руб. деньгами, а бедные копеек 30 и упомянутые яства, а ученики берут себе все вещи, употреблявшиеся при сей игре.

После этого сеанса, бакши входит в помещение хозяина, и последний дает ему, бакшию, семь хлебов и семь блинов (пушкал), которые жарятся здесь же; или же дает сала и муки, и бакши сам печет у себя пушкал. Эти яства приносятся в жертву "40 существам" (чиль тен хакларга).

На это зрелище народу всегда собирается много; почетные лица пьют все это время чай, остальным же присутствующим чай дается только перед рассветом.

Бакши в одежде и костюме своем ничем не отличается от других таранчей – простонародья; они носят такую же как и прочие таранчи, длинную рубаху и короткий халат (калта чапан).

Кроме мужчин бакшей, бывают и женщины бакши, которые отправляют весь этот чин так же, как и мужчины. Женщины бакши головы не покрывают, а волоса распускают и всклокачивают их…"

В заключение

Баксами, шаманами и прочими "народными целителями" современного казахстанца не удивишь. После благополучного избавления от "бесплатной медицины", которой так гордилось наше общество полвека назад, и бесконечного реформирования того, что осталось, массовое нашествие знахарей и ворожеев из славного прошлого не стало неожиданностью. Болезни-то никуда не делись. Потому всё это не только зажило прежней жизнью, но и превратилось в столь прибыльный бизнес, что те бывшие шаманы, изошли бы лютой завистью, доживи они до нынешнего времени.

Читайте также
Барашек на троих: чем удивлял посторонних истинный "казахский аппетит"

В чём отличие всей этой новоявленной задорной братии, готовой избавить изверивавшихся пациентов от любой напасти, в сравнении с теми, кто практиковал во времена Пантусова? В масштабах и подходе. В старые времена не существовало никаких "массовых исцелений" (стадионами), как и (см. выше) лимитированных пятнадцатиминутных сеансов. Колдуны и шаманы были штучны, но уж если работали, то работали с полной отдачей (иногда приём длился по несколько дней).

Завершая свой очерк, Пантусов сообщает:

"По сведениям, собранным в 1896 году, у нас в трех таранчинских волостях Верненского уезда находилось бакшей: в Карамской волости в селе Карам 2 мужчины и 1 женщина, а в остальных селениях этой волости Караюта, Лабар, Каратурук, Киикбай и Асы по одному мужчине, в Карасуйской волости состояло: в селениях Алексеевке (Талгар) и Ташкенбайсазе по одному мужчине, в селении Ташты-кара – одна женщина и в г. Верном один мужчина (Тохталяр – 77 лет) и 1 женщина (Азнахан); в Малыбаевской волости: в селении Малыбае – два, в селении Байсеит – один, в селении Сарыбулаке трое мужчин. Женщин и девиц бакшей в этих селениях не находилось; равно не было решительно бакшей в селениях Масакбае и Кайнаке".

Помогало ли лечение бакши больным? Пантусов в том уверен не был:

"Редкий из больных, крайне утомляющийся от описанных движений, не отходит в вечность на другой или третий день после этих целебных упражнений: таким образом вместо изгнания злых духов изгоняется душа самого больного…"

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Паводок и качество государственного управления
Надо полагать, сложные задачи правительству решать не хочется
Китайскому "TikTok" отключили ток
В мире ускоряется разделение стран на противоборствующие мировоззренческие, военно-политические и экономические альянсы, а также на противостоящие друг другу технологические, информационные сферы
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Кто для Балаевой опаснее: Маричева или Грэйс-Булычева-Самохина
Российская блогер Наталья Грейс закрыла комментарии на YouTube-канале после того, как казахстанский психиатр сообщила, что та предложила ей деньги от Бишимбаевых
Отчего дольщикам некомфортно в домах комфорт-класса от Qazaq Stroy
И почему гражданское дело Qazaq Stroy к КГУ "Управление строительства города Алматы" закрыто для публичного пользования
В ВКО снова проблемы с программой Artsport
На этот раз оказалось невозможным принимать детей взамен отсеивающихся по различным причинам
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.