До "синего козла": как уйгурские шаманы гоняли злых духов

2380 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 16 Мар 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Фото: уйгуры Восточного Туркестана. С рисунка Валиханова.

Читайте также
Большая игра Николая Северцова: его пытались убить, а он обнаружил нефть

XIX и начало XX столетия можно считать "золотым веком" географической литературы. У авторов той поры можно учиться не только дотошности капитального исследования, но и детскому восторгу перед неизведанностью. Энциклопедизм их знаний, разносторонние интересы, заметная гражданская позиция – всё это делает из их "специальных" трудов не только познавательное, но и увлекательное чтиво.

Неслучайно научные труды времен географических открытий – почти всегда научно-популярны. Авторы – первооткрыватели по природе своей - не шифруют знания для узкого круга, а, напротив, расшифровывают его для массового читателя. Черта, надо сказать, во многом утраченная учёными нынешних поколений, для которых перегруженность текстов терминами и иноязычными кальками является чуть ли не главным признаком качества работы и показателем собственной "учёности".

Один из образчиков характерного труда эпохи классической географии - очерк Николая Николаевича ПАНТУСОВА "Таранчинские Бакшы", на котором я хочу задержать ваше внимание сегодня. Ибо он интересен вдумчивому читателю вообще, а казахстанскому вдвойне. Работа была опубликована в 1907 году в Известиях Туркестанского отдела Императорского Русского Географического общества, выходящих в Ташкенте.

Кто такой Николай Пантусов?

Но прежде задержимся на личности автора. Имя Пантусова недостаточно хорошо известно широкому кругу любителей истории. В узком же кругу его знают, помнят и цитируют. Он не принадлежал к классическим исследователям, но его можно считать типичным представителем славной плеяды деятелей Географического общества эпохи расцвета. В его лице мы находим яркоий пример одномоментного служения государству и науке.

Опираясь на данные, собранные одним из самых сведущих специалистов по истории Семиречья Владимиром ПРОСКУРИНЫМ, можно очертить жизнь и личность Пантусова:

"Родился в 1849 г. - умер 12 июня 1909 г. Востоковед, этнограф-фольклорист, археолог, писатель.

Читайте также
Сердце красавицы: Как Семёнов-Тян-Шанский оказался на казахском суде

Окончил восточный факультет Петербургского университета, защитил магистерскую диссертацию по теме "Географическая литература арабов с обозначением, как далеко простирались сведения арабских географов вглубь Средней Азии и какого достоинства эти сведения" (1871 г., золотая медаль); был оставлен на научно-преподавательской работе на кафедре истории Востока. Действительный чл. Рус. археологического общества и Археологической комиссии, Туркестанского кружка любителей археологии, Туркестанского и Семиреченского статистического комитетов, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Почетный член Российского общества Красного креста, старшина православного Казанско-Богородничного братства, меценат, попечитель Верненского детского приюта.

В Туркестане с 24 сент. 1872 г., член зякетного управления при губернаторе Сыр-Дарьинской обл., начальник Кульджинской канцелярии (с 15 ноября 1874 г.), ст. чиновник особых поручений при воен. губернаторе Семиреченской обл. (в 1883 -1908 гг.). По его инициативе был образован Семиреченский обл. музей (1898 г.). Он издал сборники каракиргизского наречия (1899-1903 гг.), образцы народной литературы (1909 г.)

П. один из первых применил фотофиксацию памятников истории и культуры Семиречья; демонстрировал свою работу на Первой Туркестанской фотографической выставке (19-26 сент. 1899, Ташкент)".

И таких подвижников как Николай Пантусов в Семиреченской области в те времена мелькало немало.

Рядом с уйгурами

Читайте также
Смерть Валиханова: нестыковки и сомнения

Уйгурам посвящено несколько работ Пантусова. Он имел хорошую возможность капитального исследования Илийского края, пребывая в должности одного из руководителей оккупационной власти (Россия владела Кульджой десять лет). Да и после возвращения верховья Или китайцам, у Пантусова остались все возможности продолжить изыскания. Ибо предмет их переместился на территорию Семиречья вместе с уйгурскими переселенцами.

Переселением таранчей – уйгурских землепашцев - в Илийскую долину по некоторым данным занимались ещё джунгары, чьи ставки располагались в тут же. Потому древнейшими селами Семиречья (из ныне здравствующих) можно считать именно кишлаки уйгуров, расположившиеся у подножия хребта Кетмень (Кольжат, Дехкан и пр.). После возвращения Илийского края под юрисдикцию Циньской империи, жители этих сёл, вместе с теми, кто не захотел оставаться под властью китайцев, стали новыми жителями Российской империи, составив костяк уйгурской диаспоры, проживающей поныне в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Тема болезней и способов избавления от них оставалась злободневной во все времена и у всех народов. Интерес к традиционным методам лечения и ныне, когда старая система здравоохранения оказалась разрушенной, а новые модели до сих пор толком не работают, предмет повышенного внимания общества. А для многих страждущих – единственная, спасительная соломинка.

Как протекал "лечебный процесс" в прошлом у уйгуров и показывает в своей работе Николай Пантусов. Единственное, что нужно учесть, Н. Н. – не врач, а этнограф. Потому те позитивные моменты, которые без труда различит в его описании современно образованный пользователь (психотерапия, массаж и пр.), для самого Пантусова остались лишь элементами действа - "пережитками и суевериями".

Читайте также
Как опий из Семиречья пьянил Китай

Работа не излагается, а печатается в оригинале. Правда – с некоторыми сокращениями и купюрами. Потому, если читатель заметит некоторую тяжеловатость и перегруженность терминами, а также материалистический скепсис, свойственный любому российскому демократу предреволюционной эпохи, надеюсь, он простит Николаю Николаевичу эти "издержки".

Итак, прямым текстом:

"Таранчинские бакши"

(Способы игры и лечения бакшей).

Следы шаманства сохранились доселе у тюрков-таранчей, исповедующих ислам, между прочим при лечении их бакшей при лечении больных субъектов, когда эти духовные врачи-бакши изгоняют из недугующего злых духов, поддерживающих болезнь и терзающих телесное существо.

Как в шаманских обрядах, так и в этих случаях лечения больных, бакши предаются исступленной пляске, которая доводит их до некоторого экстаза.

В Илийском крае – в Кульдже – мне приходилось несколько раз видеть сеанс изгнания злых духов бакшами из больных. Занимаются этим мужчины и женщины над больными мужского и женского пола, в присутствии многочисленной публики разных полов и возрастов, которая собирается и по приглашению, и на звуки оглушительной музыки…

Читайте также
Что под чадрой: от кого на самом деле прятали женщину на Востоке

…Среди комнаты с потолка (турус) к полу привязывают перпендикулярно веревку (аркан) сложенную вдвое; внизу она прикрепляется к колу, вверху же у потолка тоже к колу или гвоздю. Это туг (знамя) около которого проделываются баксыем все манипуляции; на половине или середине эту веревку обвязывают полкуском белой маты (бязи); на верху веревки прикрепляется бакшием семь разных тряпок, которые хозяин приносит от семи, восьми и десяти своих соседей. Эти тряпки разных цветов (красные, желтые, зеленые); они прикрепляются наверху аркана к ветке джиды или урюка или чигана, имеющей семь колючек или сучков. К каждой из этих колючек и прикрепляется тряпка. Эту ветку с тряпками, прикрепленную вверху веревки, закрывают платком или куском ситцу. Все это называется журун, куда собираются злые духи по выходе из больного; закрывающая ветку тряпка должна быть красная или белая.

Затем к стенам в углы на все четыре части света прикрепляется по одной свечке (шам) и две свечи внизу туга или же большее число свечей, всего до 14 свечей, и свечи зажигаются.

Свечами двумя, которые помещаются у туга, водят кругом три раза.

В полночь свечи эти заменяются новыми, а в конце сеанса ставятся еще шесть свечей.

Свечи эти приготовляются так: режут палочки чия длиной с карандаш или более, обертывают их ватой и опускают в льняное масло; затем сосуды прикрепляют где нужно. После того приводят больного и садят его у веревки (туга); музыканты садятся в стороне, публика вокруг; тут собираются соседи на эту игру пери; собираются мужчины, женщины и молодежь…

…Открывается лечебный сеанс, разумеется, молитвой, во время которой все сидят.

Читайте также
Как вода из Чу убила великого Пржевальского

Затем музыканты (два-три бубенщика) и бакши садятся лицом к кыбле и поют канты под аккомпанемент бубнов (даб) и барабана (думбак), в которой бьет бакши. По большей части бьют в эти инструменты ученики бакшия (шагирд), а он в таком случае садиться сзади их. В это время больной сидит у веревки, держась за нее. Тут баксыем и учениками поются: "Бисмилля, лаилога, илль-алла, адам сафиуалла, чар-яр; ики имам"… под аккомпанемент бубнов и барабана.

…По окончании пения духовных стихов больного отводят в сторону, баксы бросает барабан, музыканты встают; баксы водит больного кругом каната (туг); музыканты сопутствуют им, следуя позади и ударяя в бубны и барабан с пением кантов (сенемиа чаладу). Потом больного сажают в сторону.

После того баксы молится, делает такбир и хватается за веревку; потом ходит кругом нея три раза; а больной ходит вокруг туга семь раз, держась за туг. Затем молитва повторяется, баксы кланяется перед веревкой, разводя руками и ходит вокруг нея тоже разводя руками. Вслед за тем баксы пляшет вокруг каната или вернее кружится вокруг него и больного, сидящего у туга, и притом сильно и весьма долго. Музыканты бьют в это время в бубны; баксы кружится все быстрее и быстрее, доходя до чрезвычайной быстроты (гульван); бубны аккомпанируют этому вращению в темпе – селкашка чаладу. Восторженные зрители выкрикивают разные звуки (уакыраду) и благочестивые слова.

Наконец баксы прекращает круговращение; затем больного, сидящего у туга, поднимает, берет на себя и вертится с ним; потом останавливается и спрашивает у больного: "Что представлялось твоим глазам; видел ли синяго козла?" Если больной скажет, что ему ничего не представлялось, то бакши вдевает в иглу толстую нитку и, взявши больного за язык, колет его, затем дает ему туг и вертит его вокруг туга и затем опять спрашивает: "Что представлялось твоим глазам?" Больной, едва перенося боль в языке, говорит, что "Глазам моим представился синий козел", хватается за веревку и делает такбир.

Читайте также
Худояр-хан: Куда девался последний властитель Кокандского ханства и при чём тут казахи

После того баксы опять молится, держась за веревку (туг), затем бегает с нагайкой, бьет ею присутствующих людей, бьет больного, трет нагайкой больного и кружится с нагайкой около туга.

Конец первого акта. Некоторый перерыв.

…Больной встает, ходит около каната вперед и обратно. Баксы в это время сидит спокойно. Затем больной садится; пение и музыка перестают; баксы давит ему спину (укалайду – массажирует), делая манипуляции, выказывающие, что он собирает злых духов в теле внедрившихся в одно место. По окончании этого массажа баксы садится, музыканты поют и бьют в бубны. Затем он встает и водит больного несколько кругов около каната; обыкновенно вождение или хождение больного вокруг туга повторяется семь раз, а затем больной сам ходит. Разумеется, все эти действия сопровождаются молитвой.

Баксы вторично давит больному спину у веревки, после чего больного отводят в сторону, а баксы ходит вокруг веревки вперед и обратно, делая такбир с хватанием веревки; потом ходит, размахивая руками, танцует, кружится с чрезвычайной быстротою под темп музыки; потягивается, бегает кругом каната; опять кружится. В это время публика кричит "алла".

Баксы берет кинжал (ханджар) – нож с четырьмя шаркунцами – кунгу рач – трет и колет кинжалом больного через мату; бегает с кинжалом вокруг веревки, трет им и колет больного; потом обводит последняго около веревки три раза, садит, а затем берет себе на спину и носит кругом веревки. Затем становится перед музыкантами, держа больного на спине, и произносит молитвы, качая головой.

Для изгнания из тела злого духа, баксы кладет больного на подушку, тычет ему кинжалом в горло и глаза, а затем во все места тела (в лицо, в живот, спину) усиленно и быстро. Публика в это время выкрикивает "алла".

Читайте также
Изнасилования, измены невесты и содомские грехи: что грозило казахам в старые времена

После того переворачивают больного навзничь, спиною вверх, обводит кинжалом вокруг веревки и чешет ему ногой спину (между лопатками) и снова тычет кинжалом в спину. В промежутке баксы иссопом (пей) из птичьих перьев кропит больного из хансуи, приговаривая "аузу биллями" а'замту алейкюм, я джинклер, о пирлер, сезамту алейкюм дивелер, шеятынляр". Кропит иссопом больного столько раз, сколько колет его кинжалом. Больной переносит все терпеливо и только иногда произносит "аллагу тоуба" (каюсь Господу).

Вслед за тем мнет рукой спину и голову и колет их кинжалом и наконец обтирает кинжал.

По окончании этой манипуляции больной встает, но его садят, баксы же сперва ходит вокруг аркана с кинжалом, а затем вертится около веревки, держа кинжал в руке; становится в это время у веревки больной, и баксы тычет кинжалом во все части тела, бросается на публику с кинжалом, переворачивает лицом к себе больного и все это время тычет кинжалом… После того приступает к другому действию: щупает пульс, колет руку иглой и выпускает из нея кровь. Больной, разумеется, страдает.

Из наколов иглою баксы выжимает сильно кровь. С другой руки он тоже пускает кровь. Затем очищает кинжалом язык и горло, после чего кружится с кинжалом около веревки и колет им больного.

Этот акт духовно-врачебной пляски заканчивается молитвой, заключаемой всеобщим "аминь" присутствующих.

Если больной утомился, то его заменяет кто-нибудь из присутствующей публики и с таким подставным субъектом баксы проделывает тоже, что и с больным.

Во время сеанса, назначаемого для отдыха, почетные из присутствующих лиц угощаются чаем, беседуют с хозяином и родственниками больного…

Читайте также
Про казахстанские "арасаны": где и от чего лечились предки

Больному, сильно устающему от этих ужасных духовно-медицинских упражнений и вспотевшему, дают холодной воды для восстановления сил.

…На рассвете близко к восходу солнца больного выводят или выносят на кошме в другую комнату или на двор, при звуках барабана и бубнов, и голову больного закрывают чем нибудь – богатые халатом, бедные матой.

Затем приносят белую курицу или же черную, но здоровую, бакши проводит ею вокруг больного и побивает или хлопает ею немного больного, после чего отдает ее ученику – шагирду; бакши же снимает с головы больного халат (чапан) и мату и берет себе.

…После чего приносят камышу, и бакши соединяет его с семью тряпочками от туга, зажигает все это и проводит этим пучком вокруг больного и после того выбрасывает на двор, где пучок и сгорает.

Потом баксы опять молится и брызгает ложкой на больного из чашки хансуи; брызгает также на все четыре стороны света. В дырку, где был кол от туга, льют масло и бросают горящий фитиль от свечки. Делают это для того, чтобы шайтан не оставался в комнате.

Тем лечение и изгнание духа и кончается: больной уходит или уносят его в свое помещение, а баксы разбрызгивает оставшееся хансуи и уходит вслед за больным в помещение хозяина.

Баксы берет себе халат или мату, как мы сказали выше, чашку из под хансуи, ложку, платок от журуна и мату от туга, за которую держался больной (тугным яглык); веревку же (туг) и курицу отдает ученику. Оставлять эту мату с больного нельзя, ибо взявший ее непременно, по понятиям присутствовавших, должен заболеть.

Читайте также
Отрар, Тараз, Тальхир: когда и почему исчезали средневековые города в Казахстане

В иных случаях состоятельные дают баксе 1 руб. деньгами, а бедные копеек 30 и упомянутые яства, а ученики берут себе все вещи, употреблявшиеся при сей игре.

После этого сеанса, бакши входит в помещение хозяина, и последний дает ему, бакшию, семь хлебов и семь блинов (пушкал), которые жарятся здесь же; или же дает сала и муки, и бакши сам печет у себя пушкал. Эти яства приносятся в жертву "40 существам" (чиль тен хакларга).

На это зрелище народу всегда собирается много; почетные лица пьют все это время чай, остальным же присутствующим чай дается только перед рассветом.

Бакши в одежде и костюме своем ничем не отличается от других таранчей – простонародья; они носят такую же как и прочие таранчи, длинную рубаху и короткий халат (калта чапан).

Кроме мужчин бакшей, бывают и женщины бакши, которые отправляют весь этот чин так же, как и мужчины. Женщины бакши головы не покрывают, а волоса распускают и всклокачивают их…"

В заключение

Баксами, шаманами и прочими "народными целителями" современного казахстанца не удивишь. После благополучного избавления от "бесплатной медицины", которой так гордилось наше общество полвека назад, и бесконечного реформирования того, что осталось, массовое нашествие знахарей и ворожеев из славного прошлого не стало неожиданностью. Болезни-то никуда не делись. Потому всё это не только зажило прежней жизнью, но и превратилось в столь прибыльный бизнес, что те бывшие шаманы, изошли бы лютой завистью, доживи они до нынешнего времени.

Читайте также
Барашек на троих: чем удивлял посторонних истинный "казахский аппетит"

В чём отличие всей этой новоявленной задорной братии, готовой избавить изверивавшихся пациентов от любой напасти, в сравнении с теми, кто практиковал во времена Пантусова? В масштабах и подходе. В старые времена не существовало никаких "массовых исцелений" (стадионами), как и (см. выше) лимитированных пятнадцатиминутных сеансов. Колдуны и шаманы были штучны, но уж если работали, то работали с полной отдачей (иногда приём длился по несколько дней).

Завершая свой очерк, Пантусов сообщает:

"По сведениям, собранным в 1896 году, у нас в трех таранчинских волостях Верненского уезда находилось бакшей: в Карамской волости в селе Карам 2 мужчины и 1 женщина, а в остальных селениях этой волости Караюта, Лабар, Каратурук, Киикбай и Асы по одному мужчине, в Карасуйской волости состояло: в селениях Алексеевке (Талгар) и Ташкенбайсазе по одному мужчине, в селении Ташты-кара – одна женщина и в г. Верном один мужчина (Тохталяр – 77 лет) и 1 женщина (Азнахан); в Малыбаевской волости: в селении Малыбае – два, в селении Байсеит – один, в селении Сарыбулаке трое мужчин. Женщин и девиц бакшей в этих селениях не находилось; равно не было решительно бакшей в селениях Масакбае и Кайнаке".

Помогало ли лечение бакши больным? Пантусов в том уверен не был:

"Редкий из больных, крайне утомляющийся от описанных движений, не отходит в вечность на другой или третий день после этих целебных упражнений: таким образом вместо изгнания злых духов изгоняется душа самого больного…"

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
Высшая аудиторская палата проверит зарплаты и премии в “дочках” “Самрук-Казыны”
Будут ли результаты проверки засекречены, как ранее с “КазМунайГазом”?
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Как Белый дом пытается помочь Кремлю исправить смертельную ошибку
Президент США убеждает российского лидера, что Пекин рассматривает Россию не как партнёра, а как временного вассала, который со временем должен либо покориться, либо быть разорванным
Чары Чарына: главная тайна Долины замков, о которой вам не расскажут гиды
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Что значат 100 тысяч долларов для работников предприятия покойного Машкевича
Для кого-то это было привычным вознаграждением ещё в 2011 году, а кто-то их не заслужил, отработав 43 года в горячем цеху и обгорев по вине работодателя
Почему США не говорят по-французски
Как страна может быстро многого добиться, а потом все потерять
Актюбинский полицейский выстрелили в друга, который подошёл поздороваться
Полицейские полагают, что это всего лишь досадная случайность
Акимат в ВКО не подписывал акт выполненных работ из-за того, что не получил желаемую скидку
Бизнесмену пришлось отстаивать свои права в суде
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
В СКО обычных потребителей тепла заставляют платить за него по-разному
Навести порядок в этом вопросе не помогают ни “круглые столы”, ни судебные решения
В Жетысу жители одного из районов жалуются на низкое качество сотовой связи
К слову, о плохой мобильной связи они говорят с завидным постоянством
850 млн тенге потратят власти Алматы на разъезды по зарубежным выставкам
И ещё 80 млн на кутёж с иностранными турагентами
Налоговики заплатят государству миллионные штрафы по приговору суда
Они за взятки крышевали рестораторов по сокрытию налогов
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.