У меня есть такая идея: составить артель добропорядочных мастеров. Организовать немасонскую ложу профессионалов
Вот что на меня нашло - взяла и отказалась от дивана, который мне действительно нравился?! Мало того, ведь заплатила всё и сразу - нехилую сумму: три академические мои зарплаты!
Два месяца ездила по салонам мебели, сидела на сайтах – как самих диванопроизводителей, так и магазинов, дивясь про себя названиям местных диванов: «Манхэттен», «Даллас», «Дакота», «Сиэтл», «Бостон», «Чикаго», «Лябурже, «Энигма», «Торонто», «Куба -1» и «Куба-2», отметив, что и здесь Америка правит бал, Европа в меньшинстве, а Азия вообще в загоне, за исключением диванов «в классическом турецком стиле», которые на самом деле представляют угар НЭПа - как по расцветке, так и по дизайну (отдаленно, они конечно, напоминали классические турецкие диваны, но в весьма препарированном виде).
Так вот, насчет диванов: я поняла, что лучшие в нашем городе – итальянские. Поняла также, что они мне – даже со скидкой и самовывозом – увы, не по карману. Стала искать дальше и набрела - сначала в интернете, а потом в магазине «Армада» на румынский диван.
Продавец Венера (на снимке) была сама любезность: проворно демонстрировала все функции дивана, разрешила сесть (на большинстве диванов в той же «Армаде» надпись «Не садиться!»), на мои сетования о дороговизне сочувственно улыбалась, а когда через неделю я позвонила вновь, обрадовала небольшой еще персональной скидкой: хозяин-менеджер дал добро.
Тут же заплатила всю причитающуюся сумму. Покупала я в субботу. В воскресенье грузчики не работали. Договорились о доставке на понедельник, во второй половине дня. Я уточнила: можно с 14.00 до 16.00?
–Да, наверное! - ответила мне Венера. – В 14.00 грузчики будут загружаться, они вам позвонят.
- Точно? – спросила я. – Может, на вторник после обеда? Мне надо к пяти уйти.
- Должны, - сказала Венера.
Я и не сомневалась: во-первых, уже привозили из «Сулпака» и «Технодома» технику – мы и там оговаривали время. Из магазина и сами грузчики звонили, уточняли и всегда вовремя (плюс-минус полчаса) приезжали. Во-вторых, доставка здесь не входила в сумму товара и составляла полторы тысячи тенге за этаж – раз берут такие деньги, значит, работают эффективно. В 14.00 прибыла на квартиру. Без четверти три позвонила Венере.
– Я же говорила, в два склад только открывается. Грузчики выехали.
– Но они приедут ко мне до 16.00? Я же предупреждала, что до четырех буду тут.
–За час до приезда вам позвонят.
Трех еще не было. Никто до 16.00 мне не позвонил. Позвонила вновь Венере. Трубку взяла ее напарница:
- Вам же сказали: грузчики выехали. В течение рабочего дня привезут. Они же не только вам везут мебель.
В 17.00 перенесла назначенную встречу на 19.00. Позвонила вновь. Венера с олимпийским спокойствием объяснила:
- Везут, – и продиктовала телефон грузчика Анатолия.
Анатолий долго не брал трубку. Наконец, отозвался:
- Не, до шести мы к вам не доедем. Только после. Кто это обещал до 16часов? Я ничего не обещал.
Позвонила продавцу Венере:
- Мы же с вами договаривались о времени!
- Я вам дала телефон грузчиков. Мы вам продали диван. А за грузчиков мы не отвечаем.
Я вынула свой чек, посмотрела, нашла в сети ИП «Рукавишникова Ирина Ивановна», от имени которого мне продали диван, позвонила на указанный номер мобильного телефона. Менеджер, представившийся Ержаном, в ответ на мои претензии, сказал буквально следующее:
- Женщина, что вы волнуетесь? Мы вам продали диван? Продали! А за доставку мы не отвечаем! Грузчики за это отвечают. Вам дали их телефон? Дали. Девушка Венера – продавец, а не грузчик. Она свою работу сделала. И вообще, на земле живет 6 миллиардов людей, у всех проблемы - такое движение, понимаете?
- Вы про что?!- оторопела я. - При чем тут диван, который я купила и просила привезти в оговоренные и согласованные – с вами! - сроки! Я же могла перенести доставку на другой день.
-А я вам говорю: за доставку мы не отвечаем! К продавцу какие претензии? Мы не грузчики.
Попрепиравшись с ним, позвонила грузчику.
– Подъедем только после восьми.
– Слушайте, а в четыре часа вы не могли мне это сообщить?!
- Да мы разгружались, некогда было.
- Но я же вам звонила!
- Ну и что теперь? У нас рабочий день до 20.00 Можем не привозить совсем, если не хотите. Вам решать.
И я решилась. Отменила встречу и поехала в «Армаду». Венера попросила написать расписку, что претензий у меня… нет. Написала: «Претензий по возврату денег не имею». Деньги за несостоявшуюся покупку мне, правда, тут же вернули.
На следующий день попыталась проанализировать, что же меня сподвигло все-таки ехать в такую даль по пробкам: прождала пять часов, могла уже дождаться – хоть в ночь, но привезли бы, и я была бы уже с диванчиком. Мне ведь хотелось иметь именно такой – угловой небольшой диван. Но что-то превозмогло это желание. Поняла что: нестерпимое хамство. Не явное. Но именно им были пропитаны все разговоры - что милой на вид продавщицы, что Ержана-менеджера, что грузчика Анатолия.
Ни разу ни один из них не сказал: извините, накладка вышла, мы старались, но так вышло, пожалуйста, войдите в наше положение, нам страшно неудобно - ну что обычно говорят в миллионах таких случаях клиенту-покупателю-заказчику? Вот это меня и достало…. Может, быть их - Венеру, Анатолия, Ержана - так третируют их собственные начальники, что им и денег не надо, лишь бы насолить тем таким образом? Или, наоборот, они старательно копируют манеры и стиль поведения своих хозяев?
И ведь такое - очевидное и не очень - хамство как-то очень быстро набирает обороты. На базаре тетка-продавец в ответ на возмущение покупательницы, что кладет гнилье, властно забрала у покупательницы пакет и высыпала помидоры обратно:
- Будешь тут еще выбирать!
Покупательница схватила с прилавка помидор и метнула его в продавщицу:
- Подавись своим гнильем!
Та в ответ запустила в нее другим помидором. Тут же собрались зеваки. Едва не дошло до драки.
Не знаю, как вы, но нашей сферы обслуживания я боюсь, как огня – предпочитаю иметь дело с проверенными и надежными людьми. Но ведь на все повседневные дела их не напасешься. И потому у меня есть такая идея: составить артель добропорядочных мастеров. Организовать немасонскую ложу профессионалов. Покупать продукты у тех, кто продает только качественное и свежее. Ремонтировать технику у тех, кто это действительно умеет. Ходить в те кафе, где на самом деле нам будут рады. И не за баснословные деньги, а потому что все мы люди и повязаны круговой порукой.
Приятельница учительница рассказала: соседка-бизнесвумен постоянно ставила свою машину так, что остальным было не проехать, были скандалы, та несколько раз орала на нее матом и при встречах вела себя демонстративно хамски. В 7-м классе сын бизнес-вумен попал к этой учительнице. Приятельница не из тех, кто будет отыгрываться на ребенке, это я знаю точно. Но надо было видеть, как переменилось отношение к ней соседки - впрочем, до окончания сыном школы, наверное…
… А я вот осталась без дивана…
Перечитывала на ночь ДОВЛАТОВА: «Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения».
Так и есть, я заболела. Физически. Кажется, меня настиг грипп.
– Да это в душу тебе наплевали, - заметила подруга Люба. – Не переживай. Найдем мы тебе диван. Какой ты хочешь?
–Углабой, – заплетающимся голосом ответила я.