Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
В самом конце 1970-х мне впервые довелось побывать в вожделенном Туркестане в составе съёмочной группы "Казахфильма" - мы снимали ролик об охране памятников в Казахстане. И своими глазами увидеть, наконец, "Туркестанскую мечеть", о которой мне столько рассказывали родственники и приятели - знаменитую ханаку Ахмеда Ясави. Комплекс потряс своим масштабом, которым он начисто подавлял не только распластавшийся неподалёку сонный городишко Туркестан, но и весь регион, где не было в те годы ничего равного по высоте и объёму.
Колоссальное строение, непохожее ни на что другое, в те годы одиноко торчало посередь громадного пустыря, развороченного археологическими раскопками и местными строителями, привычно ковырявшими тут глину для выделки самана. Тогда в его стенах как раз организовывался музей. Несмотря на то, что всюду ещё проступали следы запустения и не был возвращён из Эрмитажа главный объект интереса и поклонения - бронзовый казан Тимура, у паломников Ходжа-Ахмед пользовался вниманием по-прежнему, а туристов уже привозили туда автобусами. Но туристы не мешали друг другу, а паломники приезжали не каждый день.
Зато всяк желавший мог запросто пройти в усыпальницу Хазрета и прикоснуться к надгробью великого суфия. Вся ханака потрясала изобилием помещений, закоулков и закутков - размерами скрытого внутри стен пространства. Всё это также было открыто для посещения любому, приобретшему билет в кассе музея. И само это блуждание без экскурсовода по пыльным переходам оставляло одно из самых острых ощущений от посещения комплекса.
Испросив разрешения, можно было даже выйти на крышу, к куполам, над облицовкой которых тогда неспешно трудились узбекские реставраторы. Сверху вся земля вокруг напоминала строительную площадку в самом начале Тимурова строительства. Именно там, на окружающем ханаку пустыре, позже и был построен тот самый, хорошо ныне известный каждому любителю древностей "Старый Туркестан", с "настоящими" крепостными стенами и воротами!
История реставрации грандиозного культового комплекса Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане захватывает не менее, чем история его строительства. Возведение небывалого памятника Хазрету, начатое по личному поручению грозного Тимура, так ведь и не завершилось – заказчик умер раньше, чем подрядчики отдали здания ключ. После, правда, многие другие властители пытались довоплотить задуманное Железным Хромцом, но это никому из них так и не удалось – возможности, да и масштабы личностей были уже не те.
Потому-то так трудно понять, в какой момент закончилось строительство и началась уже "реставрация" одного из самых величавых памятников архитектуры и истории Средней Азии. Специфика постройки, практически без фундамента при дерзких параметрах сооружения, предопределила слабые места. Неслучайно именно "Ходжа Ахмед" стал одним из первых архитектурных объектов в Туркестанском крае, на ремонт которого были выделены деньги из казны Российской Империи. "Царские контрфорсы", подпирающие стены одного из углов, появились, дабы спасти здание от расползания. Они и сами уже настолько ветхи, что многие принимают их за исконные элементы декора.
Когда советские воинствующие безбожники изгнали из комплекса последних последователей суфийского культа, а знаменитым казаном украсили один из залов Эрмитажа, опустевшее помещение, казалось, было обречено. Но высший промысел спас святыню от разрушения, многие взгляды и акценты в отношении собственной истории поменяла страшная война, и, в конечном итоге, бывший храм-усыпальница на многие десятилетия … стал объектом перманентной реставрации. Ею в разное время занимались и узбеки, и россияне, и турки. И свои мастера, для которых этот объект был "школой реставрации".
В ходе восстановительных работ одинокая ханака постепенно и начала обрастать своим "историческим" окружением. Воссозданными стенами и воротами цитадели, банями, домами и колодцами, выкопанным из-под остатков кокандской крепости мазаром Есим-хана и даже выстроенным заново мавзолеем-спутником, принадлежавшим Рабии Султан Бегим, дочке Улугбека и супруге Абулхаира. Засияли своим первородным блеском и сильно потревоженные временем глазированные купола, и знаменитые изразцовые стены, в узорах которых просвещённые способны увидеть суры Корана. Большинство из этого посетитель, добравшийся до "Туркестанской мечети" в XX веке, ещё не видел.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!