Когда читаешь сообщения о заседаниях Оперативного штаба, то волей-неволей вспоминается слово прокрастинация
Прокрастинация
2 марта этого года для решения проблемных вопросов, возникающих в экономике и бизнесе Казахстана в связи санкциями против России, распоряжением премьер-министра был создан Оперативный штаб по антикризисным мерам.
Из сообщений о заседаниях Оперативного штаба, размещенных на сайте премьер-министра, мы узнаем, что 7 марта этого года обсуждались вопросы транзита грузов через территорию России в экспортном направлении и с этим никаких проблем нет. Что, если проблемы появятся, то будут задействованы мощности портов Актау и Курык, которые сейчас загружены только на 23%. И тогда транзит будет идти по маршрутам Баку – Батуми и Баку-Поти. Что есть вариант отгрузки через порты прибалтийских республик. Наконец, ведется работа по созданию отечественного производства контейнеров. Были также обсуждены вопросы обеспечения финансовой стабильности.
На заседание 21 марта обсуждалась проблема наклеек на казахском и русском языках на импортные товары.
Когда читаешь сообщения о заседаниях Оперативного штаба, то волей-неволей вспоминается слово прокрастинация, которое означает стремление отложить решение важных проблем на потом.
Это не штаб
Штаб – это постоянно действующий орган управления. В его задачи входит оценка текущей ситуации, динамики развития событий и угроз, в данном случае для экономики страны, которые в них содержатся. Другой круг задач: оценка ресурсов и возможностей для парирования угроз или смягчения их последствий.
Мы же видим некий совещательный орган, заслушивающий доклады о состоянии дел в конкретный момент времени. Либо реагирующий на бессистемные жалобы бизнеса, дошедшие до штаба через НПП "Атамекен". Иначе говоря, никакой системы в работе штаба нет, он не решает управленческие задачи, которые должны стоять перед штабом.
Это и неудивительно. Не может орган, не имеющий постоянного штата, собирающийся время от времени, решать серьезные проблемы. Само по себе решение о создании антикризисного штаба верное. Но его надо было создавать либо на базе Министерства национальной экономики, выделив в нем группу работников, которые будут на постоянной основе заниматься штабной работой, либо сформировать отдельный орган, откомандировав в него специалистов из разных министерств и ведомств. Такой штаб должен был бы регулярно докладывать главе правительства или даже главе государства о текущей обстановке и возможных сценариях развития событий.
Другой принципиальный изъян в работе существующего штаба – это слабое, если не сказать никудышное, информирование общества и бизнеса о состоянии дел. Например, из доклада руководства "Казахстан Темир Жолы" следует, что особых проблем с транзитом экспортных грузов нет. Но ни слова не сказано про транзит импортных грузов. Следует ли это воспринимать бизнесу как сигнал о том, что нет необходимости менять маршруты импортных поставок? Или уже пора переориентироваться на маршруты через порты Черного моря – Баку – Актау?
Очевидно, что 7 марта нельзя было предвидеть аварию, которая случится 23 марта. Но в целом, динамика событий, влияющая на грузоперевозки через Россию, была отрицательной: от плохого к худшему. Можно было ждать конкретных предложений, а не общих рассуждений. Но кто же их подготовит?
Таинственность и недосказанность никогда не повышали авторитет властных органов, а, наоборот, способствовали его снижению.
Проблема импорта
Важнейшая проблема – что будет с экономикой в результате неминуемого снижения импорта – так до сих пор на заседаниях штаба не рассматривалась.
Экономика Казахстана, как любая нормальная или почти нормальная экономика, включена в глобальную цепочку поставок, и поэтому зависит от импорта.
Рисунок 1.
Комментарий к рисунку 1. Точки внутри эллипса подчиняются закону двухмерного нормального распределения. Пунктирная прямая – это линия тренда. Для построения графика использовались скользящие средние значения темпов роста ВВП и импорта.
Как можно увидеть на рисунке 1, есть линейная зависимость между темпами роста импорта и темпами роста ВВП.
Наличие зависимости от импорта подтверждает и обычное уравнение линейной регрессии (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Показатели уравнения линейной регрессии, связывающее темпы роста ВВП с темпами роста импорта, банковского кредитования и прямых иностранных инвестиций.
| Темпы роста ВВП | p-value |
|
| |
Темпы роста импорта | 0.091 | p = 0.00004 |
Темпы роста кредитования | 0.06 | p = 0.007 |
Темпы роста ПИИ | 0.026 | p = 0.053 |
Свободный член | 0.831 | p = 0.000 |
|
| |
Observations | 64 | |
R2 | 0.545 | |
Adjusted R2 | 0.522 | |
ResidualStd. Error | 0.007 (df = 60) | |
F Statistic | 23.930 (df = 3; 60) | |
|
|
Снижение импорта, в текущих обстоятельствах, к сожалению, неизбежно. Во-первых, вывоз из страны сокращает основной казахстанский импортер – Россия. Во-вторых, ухудшились и какое-то время будут продолжать ухудшаться условия по транзиту импортных грузов через территорию России. Пока наладятся альтернативные маршруты пройдет время. Наконец, в-третьих, на снижение импорта повлияет ослабление тенге.
В свою очередь, снижение импорта ухудшит производственные возможности тех фирм, которые зависят от импортного сырья и комплектующих. А это, в свою очередь, может привести к замедлению темпов роста отечественной экономики, а то и к спаду. Поэтому первая и важнейшая задача Оперативного штаба – оценить размер сокращения импорта и как это повлияет на экономику страны.
Исходя из этих оценок, должны быть разработаны и предложены на рассмотрение и утверждение правительству меры по поддержке отечественного бизнеса.
Но, как мы видим из скупых сообщений о деятельности штаба, эта проблема не обсуждалась.
Скарлет О’Хара, решая множество выпавших ей проблем, расставляла приоритеты и о тех из них, которые казались ей неактуальными, говорила: "Об этом подумаю завтра". Наш же Оперативный штаб так говорит обо всех проблемах.
Фото: primeminister.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!