Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Свято-Владимирский храм в Алматы, быть может, самый примечательный из всех православных молелен Казахстана (а их в стране более 300), знаком далеко не всем алматинцам. А всё дело в том, что находится он вдалеке от шумных транспортных магистралей и милых сердцам потребителей торгово-развлекательных кумирен. На отшибе, в самой верхней части города, где ещё недавно лежали земли пригородного совхоза имени какой-то Пятилетки.
Надо сказать, что само местоположение уже предопределяет эффектный вид этой церкви, дерзновенно возвышенной над одноэтажными кварталами, полями, садами, обширным кладбищем. И обрамлённой с юга невообразимо величественным фоном вздымающегося Заилийского Алатау, передового хребта Небесных гор. Этот вдохновенный пейзаж, хотя и не затмевает творения рук человеческих, постоянно отрывает взгляд созерцателя своими горними силуэтами. Чтобы не отвлекаться нерукотворностью высшего от постижения рукотворного, идеально вообще-то подойти к храму в тот момент, когда низкая облачность запирает его в себе и дозволяет самый прямой и короткий контакт.
Принято считать, что в архитектуре этого облицованного текелийским мрамором храма заметны черты псковско-новгородского стиля. Ничего подобного. Не знаю, откуда взялось сие сравнение, но тот, кто видел настоящие средневековые церкви во Пскове, Новгороде или Изборске, толстостенные, аскетичные, белоликие, с человечно-неровными линиями стен, наивно-удивлённым взлётом арок, такого сравнения не понял бы. И даже характерная звонница вместо колокольни ни о чём не говорит. Здесь, если уж на то пошло, больше каких-то псевдовизантийских контаминаций (а ещё в памяти крутится что-то, виденное когда-то на Владимирщине). Да и нужно ли вообще с чем-то сравнивать, если понимать, что основная ценность истинного произведения – самобытность?
Примечательно, что здание церкви возведено по проекту, явившемуся вовсе не из недр проектных мастерских Москвы или Санкт-Петербурга. Архитектором храма, в строительство которого было вложено столько стараний православного мира, стал алматинец А. Р. МАТУЛА, вообще-то никаких церквей сроду не проектировавший. И вот такое с первого раза... Тут даже самый упёртый атеист задумается о божественности природы истинного творчества!
И, что важно, автор вовсе не пытался ломать канон в угоду моде, сделать себе имя в узких кругах эстетов нарочито бесполой "концептуальностью". Да такое бы ему в православии и не позволили. Где облик церквей определяется не только строгостью заказчика, но и "соборностью" авторских коллективов. И "сборностью" сюжетов, деталей, элементов декора и интерьера, хотя и освящённых каноном, но вовсе выхолощенных жёсткими требованиями. Двух одинаковых храмов нет так же, как нет двух одинаковых верующих.
Свято-Владимирский храм изумляет, и если смотреть на него издали, и по мере приближения. Когда взору открываются всё новые детали сдержанного декора, позволяющие проникнуть не только своеобразием решений, но и удивиться количеству вложенного труда. Медные двери с глубокими (как по технике, так и по содержанию) рельефами, снаружи и внутри здания, выполненные москвичами, воскрешают в памяти порталы воронихинского Казанского собора, мозаичная икона Христа Спасителя на апсиде, созданная в мастерских Эрмитажа, ненавязчиво оживляющая образцы и образы Исаакия в том же Питере или Айя-Софии в Стамбуле.
А вот эпиграфический старославянский фриз-опоясок, протянувшийся вкруг всего храма на высоте человеческого роста, вырезан санкт-петербургскими мастерами (девяностый псалом - "Живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится"... и т. д.), напомнил (да простится невоинствующему атеисту) мне диковинные подобия в памятниках совсем иных исповеданий, на лучезарных изразцах мечети-усыпальницы Ахмеда Ясави, велико-могольских филиграней по красному песчанику из Агры и Фатехпура.
Подкупает то, что в материалах храма не видно никаких дешёвых эрзацев, характерных для гражданского строительства в Казахстане. Мрамор – мрамор, гранит – гранит, медь – медь. Чувствуется, что храм строился вовсе не для того, чтобы поскорее порадовать земных заказчиков. И то, что он вышел таким неповторимо-уникальным, делалось вовсе не для привлечения праздных толп. Хотя вездесущие туристы ныне и наезжают сюда с азартным вожделением и неотвязными смартфонами. И как не хотелось бы, чтобы он испытал судьбу многих тысяч секуляризованных молелен по всему миру, которые на моих глазах превратились в банальные туристические аттракционы.
И ещё один повод для удивления. В былые времена подобные храмы возводились десятилетиями. Это – если брать самые короткие сроки. Здесь, в Свято-Владимирской церкви, мы опять же имеем некую чудотворность. Заложенный в год чествования Св. Владимира, в 2015 году, уже через год храм обрёл купол и крест, ещё через год обрёл голос благодаря 12 колоколам, привезённым из Ярославля. Великое освящение (сдача под ключ!) состоялось 18 декабря 2020 года.
Над внутренним убранством церкви трудились (радели!) мастера из Палеха, этим во многом и определяется насыщенная праздничность декора. Фрески на стенах хотя и религиозны по содержанию, сказочны по исполнению. Под стать и пятиярусный алтарь – своеобразное волшебное окно из вышнего мира, населённого совсем иными персонажами, нежели толпящиеся по сю сторону. Однако вполне проницаемого и вовсе не возбраняющего всяк сущего стремиться оказаться там.
А ещё Свято-Владимирская церковь вскорости по основании превратилась в объект устремления паломников. Потому что обладает святыней, приложиться к которой мечтает всякий верующий. Чуть ли не древнейшей на территории Казахстана иконой. Её можно видеть в кивоте слева от Царских врат. Пресвятая Богородица "Тихвинская", хотя и не та, одна из самых почитаемых в России, но весьма точная копия, списанная ещё в XVII веке непосредственно в Тихвинском монастыре с чудотворного оригинала, которому там поклонялись в специально вытроенном храме с начала XVI века. Этот тот самый образ, который в 2017 году православным Казахстана подарил тогдашний президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Кстати, в кивоте справа находится ещё один подобный дар, икона чудотворца Николая, приобретённая благодаря блокаднице Л. ДЕМЕНТЬЕВОЙ, в детстве эвакуированной в Алма-Ату, а в старости решившей отблагодарить приютивший город.
И напоследок. Повествуя о Свято-Владимирском храме, не могу умолчать о его строителе и настоятеле – епископе Геннадии ГОГОЛЕВЕ. Мы не знакомы лично и никогда не беседовали с глазу на глаз. Но я как-то ясно почувствовал в о. Геннадии родственную душу. Во-первых – истинного питерца, интеллигентного и высокообразованного священника, который способен приводить в лоно церкви не только сирых и убогих. А во-вторых – собрата по цеху, о котором сужу, потому что и сам к нему принадлежу. Автора очень честных и проникновенных стихов, не поэтических деклараций, которые часто "виршат" новоприбившиеся к церкви монахи и послушники, а именно стихов, настоящих и добротных, написанных душой, а не шариковой ручкой. Кстати, батюшка не только слагает сам, но и переводит, вернее - перекладывает с одного поэтического языка на другой. Например – "Слова назидания" великого Абая. И, как мне показалось, настоятель этот неординарный как никто соответствует этому необычному храму.
Андрей Михайлов - писатель, автор дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада" и географического романа "Казахстан".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!