Безразборное вовлечение бизнеса в уголовный процесс является важной проблемой
6 апреля новый состав мажилиса принял в работу проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов".
Проектом закона предусмотрено исключение необоснованной регистрации уголовных дел, путем запрещения регистрации в ЕРДР заявлений и сообщений, по которым имеется налоговый или гражданско-правовой спор, а также о нарушениях в сфере налогового законодательства без приложения акта налоговой проверки, заключения (справки) специалиста и без их досудебного либо судебного обжалования.
Также предусмотрены установление 10-суточного срока действия санкций по осуществлению обыска, личного обыска и выемки, разграничение "коммерческих организаций" от организованных преступных формирований, введение кратных штрафов по экономическим преступлениям, что обеспечивает соразмерность наказания, а также альтернатива лишению свободы по "беловоротничковым" преступлениям.
Безразборное вовлечение бизнеса в уголовный процесс является важной проблемой.
Исходя из ранее приведенной статистики, по 118 составам в 2021 году как минимум 10 из 11 лиц, вовлеченных в уголовный процесс, необоснованно находились под прессингом и испытали все прелести следствия.
Также тревогу вызывает возможность применения положений по организованной преступности к коммерческим организациям. При неправильном и тенденциозном толковании – признаки компании можно легко трактовать как элементы преступной организации.
Это становится удобным механизмом давления. Сразу можно перевести на более тяжкое обвинение, оказывать психологическое воздействие. Более того, можно сразу заключать под стражу, т.е., проще говоря, арестовать всех ответственных сотрудников компании. При этом полностью исключается применение залога.
По данным судебных органов, 97% санкций – это содержание под стражей. Домашний арест – всего 2%, из которых только в 37 случаях применяются электронные средства слежения, то есть 0,3% от всех санкций.
Напрашивается вопрос: зачем повально содержать людей под стражу? Ведь большинство подозреваемых не убийцы. Где оценка общественной опасности?
Я ранее писал о том, чтобы к провинившимся бизнесменам применялись штрафы, а не тюремное заключение. Мы предлагаем развивать финансовые меры ответственности.
Нарушил закон, нанес ущерб – пусть заплатит в два-три раза больше, чем получил криминальной выгоды.
Зато человек сохранится как субъект экономики, сохранит рабочие места, будет платить налоги, приносить пользу обществу и государству. Должна быть развита система финансовых уголовных наказаний.
Мы говорим не обо всех правонарушениях, а только о тех, которые связаны с предпринимательством.
Вместо лишения свободы следует ввести кратные штрафы для представителей бизнеса - в первую очередь кратный штраф, а если не заплатил – то лишение свободы.
Сразу оговорюсь, эта схема не должна распространяться на рецидивистов.
В целом, принятие данного законопроекта укрепит защиту главных конституционных ценностей казахстанского общества от общественно опасных преступлений, обеспечит эффективную защиту процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, а также улучшит соблюдение прав человека в системе наказания.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!