Нужен поэтапный механизм вывода из льготных программ
Бизнес Казахстана стал сильно зависим от субсидий. Я уже не раз говорил о том, что против субсидирования, но ясно, что слезть с иглы невероятно сложно, поэтому нужен поэтапный механизм вывода из льготных программ.
Мы должны использовать субсидирование не только для удешевления кредитов, но и как инструмент устойчивого развития не только компаний, но и всей страны. А для этих целей первоначально нужно определиться с целями:
1. Субсидирование должно быть направлено на рост ВВП страны;
2. Субсидирование должно развивать занятость и производительность труда;
3. Субсидирование должно стимулировать устойчивое развитие компаний.
При этом для прозрачного механизма распределения субсидий должны быть принципы, которые бы делали этот процесс понятным и прозрачным:
1. Не должны выделяться отдельные отрасли, так как это имеет риск лоббирования лидерами определённых отраслей;
2. Субсидии должны таргетировать не конечную ставку, а должны быть фиксированными для получателей, что позволит конкурировать по ставкам банкам. Условно, если субсидия будет 7%, то для компании будет ставка варьироваться от риска и маржи банка. Какой-то банк предложит 14%, какой-то 12%, какой-то 16%. Тогда конечная ставка будет варьироваться от 5 до 9%, что более логично, так как все компании имеют различный риск профиль.
3. Субсидии должны выдаваться без задержек для получателей, что также сокращает риски и уменьшает искажения в отчетности банков. Сейчас просрочка в банках в основном обусловлена задержками в выплате субсидий.
4. Если клиент попадает под субсидирование, то у него не должно быть отказа от государства в получении субсидии. Сейчас одобрение зависит от наличия денег в региональном бюджете, либо в бюджете самого Даму, что также делает данный процесс непрозрачным. При наличии дефицита и узкого горлышка, всегда есть соблазн воспользоваться платным "фаст треком".
Таким образом, логика субсидирования должна быть следующей:
1. Основным критерием по принятию субсидий должна быть добавленная стоимость. По каждому номенклатурному товару и услуге можно рассчитать локализацию производства или предоставления услуги. Это не сложно. Нужно разработать понятный цифровой механизм включения в реестр производителей ТРУ по локализации, которые имеют право получать субсидии. Думаю, такую методику вполне мог бы сделать АСПиР, как независимый орган страны, который в целом отвечал бы за методологию. Например, если производитель соков использует китайский концентрат, российский сахар и, к примеру, турецкую упаковку, то при всей видимости важности производства сока, его локализация будет низкой для страны, и поэтому такому производителю нет смысла давать субсидии. А если производитель использует местные яблоки, местный сахар и упаковку, произведённую в Казахстане из вторичного сырья, то такой производитель может получать субсидии. И это должен быть основной критерий выбора субсидирования.
2. Для крупного бизнеса, если он соответсвует критериям локализации, тогда ставится критерий по развитию корпоративного управления. В этом плане важно, чтобы получатель субсидии начал аудировать отчетность, создал работающий СД и в определенный период начал использовать, например, принципы ESG. Это позволит в будущем получить устойчивое предприятие с правильным корпоративным управлением.
3. Для МСБ единственным критерием субсидирования должен стать рост налоговых отчислений от предприятия. Если роста нет, то субсидий также нет. Соответственно, если растет выручка или падает себестоимость, то предприниматель увеличивает выплаты по подоходному налогу и НДС, если растет занятость, то увеличиваются налоги по ФОТ. Все это достаточно легко проверять через КГД.
Далее, нужно сокращать субсидии каждый год на 1% и через 5-7 лет полностью отказаться от субсидий. Как мне кажется, такой подход позволит более или менее уйти от субсидий с максимальной пользой для экономики страны.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!