На кону доходы бюджета, рабочие места для казахстанцев и инвестиционный имидж страны
В одном из популярных советских фильмов уголовник, проигравший золотой зуб главного героя в карты и потому уговаривавший того расстаться с фиксой, говорил ему такие слова: это уже не твой зуб и даже не мой зуб, это уже их зуб, показывая в сторону тех сокамерников, кому в этой карточной игре повезло больше.
Так и национальное достояние страны – нефтегазовое месторождение Кашаган – несмотря на то, что оно разрабатывается консорциумом международных компаний под операторством NCOC, не перестает от этого быть нашим народным достоянием. Ведь на Кашаган сегодня завязано слишком многое: и пополнение Нацфонда, трансферты из которого составляют значительную часть доходов бюджета, и рабочие места для казахстанцев, и инвестиционный имидж страны.
Тем удивительнее прозвучало вчерашнее откровение первого вице-министра энергетики Узакбая КАРАБАЛИНА о том, что подрядчики Кашаганского консорциума уже закупили 45 километров труб из 200 необходимых для замены двух трубопроводов с искусственного острова добычи на перерабатывающий комплекс на суше.
Удивительно в первую очередь потому, что ведь консорциум до сих пор не дал обещанного ответа на вопрос: что же явилось причиной растрескивания двух 100-километровых трубопроводов прошлой осенью, буквально сразу после начала коммерческой добычи? Ошибки проектировщиков при составлении спецификации труб? Некачественная сварка стыков подрядчиком? Чья это вина и чья ответственность?
В конце сентября текущего года в Атырау на российско-казахстанском межгосударственном форуме «Инновации в углеводородной сфере» с участием президентов двух стран заместитель управляющего директора NCOC Жакып МАРАБАЕВ, отвечая на вопрос журналистов о причинах аварии на трубопроводах, сказал: «Причины растрескивания станут известны после завершения полного анализа, который сейчас ведется. До тех пор точных причин назвать никто не сможет». А уже спустя месяц, 5 ноября, Узакбай Карабалин заявляет: «На сегодняшний день подрядчики закупили порядка 45 километров труб - это они сделали на свой страх и риск, как говорится, потому что мы не утверждали его, но для ускорения предполагается закуп оставшихся у немецких и японских компаний, с которыми у участников этого консорциума есть свои договора по поставкам».
В связи с этим напрашиваются два предположения. Либо причина прошлогодней аварии, отодвинувшей начало добычи на Кашагане как минимум на два-три года, известна, но она настолько нелицеприятна, что правительство и подрядчики договорились ее не озвучивать. Либо инвесторы, не дожидаясь окончания полного анализа, готовы наступить на те же грабли и торопятся любой ценой возобновить добычу как можно раньше, ведь все расходы, которые они несут после 1 октября прошлого года, по условиям соглашения о разделе продукции, возмещаться им не будут.
Как говорит вице-министр, закупленные для Кашагана трубы будут завезены до конца первого квартала следующего года, чтобы к весне уже иметь возможность начать работы по замене трубопроводов.
Кстати, в нефтяных кругах упорно циркулируют слухи, что подрядчиком по ремонтно-восстановительным работам будут все те же компании, которые и укладывали этот злополучный треснувший газопровод.