Астана на Или? Тайна пятой столицы

12427 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 07 Окт 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

За последние 100 лет столица Казахстана четырежды оказывалась на новом месте. И многие независимые комментаторы склонны видеть в этой неусидчивости одно из проявлений кочевой цивилизации казахов.

Читайте также
Рекорд в урочище Медео, от которого дрогнул весь мир

Но ничего особенного в этом нет. Всё время, с тех пор, как на Земле обосновался человек, самым любимым развлечением правителей и властителей являются именно переносы столичных городов. Подальше от насиженных мест и неразрешимых проблем. В Китае, государстве с самой длительной непрерывной историей, сегодня трудно назвать хоть один мало-мальски крупный город, который не побывал бы столицей.

Вокзал для двоих…

…Оренбург, Кзыл-Орда, Алма-Ата, Астана...

Возможно, что в перечне наших столиц могла появиться ещё одна. По крайней мере на то настраивают странные развалины, которые находятся на левом берегу реки Или. Руины с громким названием - Казахстан.

Любопытное строительство началось в 1930-е годы на пустынном берегу, там, где наиважнейшая водная артерия Семиречья принимает свой последний приток – речку Курты. Если не считать обширной полосы тугаёв и заросшей тростниками поймы, то место это – обыкновенная пустыня. Поросшая тамариском, саксаулом, чингилем и джузгуном. Летом тут знойно и гнусно от комаров. Зимой – студёно и ветрено. Вот тут-то, на малонаселённых пустынных землях, и началось строительство чего-то масштабного, необыкновенного и нового.

На такие мысли настраивает то, что первым делом был воздвигнут железнодорожный вокзал. Ветка, которая должна была протянуться к нему по левому берегу Или от Турксиба, хотя так и не была проложена, сохранилась на некоторых старых картах. Для чего нужен был красивый вокзал в местах, где встреча двоих встречных являла собой событие?

Всё говорит о том, что здесь, на этих безлюдных берегах, зачиналось масштабное строительство нового центра, в котором при желании можно углядеть новую, перспективную столицу автономии. Возможно - не полноценную столицу, а компактный административный центр. Ну, а для чего ещё, если подумать, нужна была эта железная дорога "в никуда" и этот вокзал из добротного кирпича в пустыне? И к чему это присеваемое "пустоте" помпезное название – Казахстан? На вырост?

Однако, всё это лишь предположения и слухи. Никаких документов мне за эти годы так и не попалось. Несколько проясняет ситуацию ответ на вопрос - а для чего вообще был нужен переезд столицы из Алма-Аты, только что примерившей на себя центральный статус?

Напомню, что в те годы Казахстан ещё входил в состав РСФСР в качестве автономной республики. И на то, чтобы приискать новое место для "запасного центра" крупнейшего субъекта Федерации, должны были быть очень веские причины объективного характера.

Резоны и основания

Читайте также
Мировое затмение: Как Алма-Ата стала астрономической столицей СССР

Следует учесть, что наша предпоследняя столица никогда не считалась спокойным и безопасным городом. Два сильнейших землетрясения (1887 и 1911) и катастрофический сель (1921) были ещё очень свежи в памяти тех лет. Свидетели катастроф ещё были живы.

Разговоры о необходимости переноса города витал в воздухе ещё в старорежимные времена. Сразу после "Верненской катастрофы" 1887 года даже проводились изыскания, в результате которых в качестве одного из перспективных мест для Нового Верного впервые и было предложено левобережье реки Или при впадении Куртинки. Но пока власти судили да рядили, город успешно возрождался на прежнем месте.

Когда же власть сменилась, и на старые планы наслоился новый партийный задор – препятствий для строительства возникнуть уже не могло. Оно и началось. Возможно, речь шла даже не о создании полноценной столицы, а лишь о компактном "резервном центре", куда бы, случись что, переехали из разрушенного города республиканские управленцы. Хотя… Кто его знает?

Но для чего, спрашивается, нужно было вообще-то цепляться за Илийскую долину, а не помыслить ширше, как это сделали власти нового Казахстана, да и не отправить столицу на север, в степи Приишимья? Причины ясны, и они лежат в геополитическом поле, которое в те годы, пока республика оставалась "субъектом", лучше просматривалось из Москвы. Значительный город, ввиду постоянных исторических амбиций Китая, уместен был именно тут, на границах Синьцзяна и Семиречья. Классический "ключ-город".

Вокзал Казахстана стал первым капитальным зданием нового города. Первым и последним…

Построили не то, что собирались?

Читайте также
Как Алма-Ата "утёрла нос" Ташкенту, а Алматы выстрелил себе в голову

…Казахстанское правительство во главе с Уразом ИСАЕВЫМ в этот Казахстан действительно прибыло. Почти в полном составе. Правда, не в мягких вагонах, влекомых мощным паровозом серии "ИС", а пешим порядком, по этапу. Но к тому времени проект дал сбой, и Казахстан, так и не ставший столицей края, стал административным центром Илийского лагеря, маленького филиальчика безбрежного ГУЛАГА.

Сведения про содержание тут правительства Исаева витали в воздухе ещё в 1970-е годы. Здесь якобы всё оно и нашло свой конец. Мне об этом впервые поведала Анна Георгиевна МАКСИМОВА, известный археолог, в экспедиции которой (недалеко отсюда) мне довелось поработать раскопщиком ещё в школьные времена. Но позже, когда открылись документы, хранившиеся ранее "под грифом", выяснилось, что Исаева расстреляли в Москве. Однако… Однако точного места расстрела родственникам репрессированного иерарха обнаружить так и не удалось.

Но Илийский филиал ГУЛАГА и без того полон загадок и недосказанности. Достаточно сказать, что его нет на сводных картах "архипелага". Сотни других – есть, а этого – нет. Почему? Масштабы не те? Или, может быть, сам лагерь - такой же миф, как расстрел тут правительства Исаева?

А вот это – нет!

О том, что лагерь был, я знаю точно. В середине 1990-х я снимал сюжет пилотной программы и встречался со свидетелями, которые знали обо всём не понаслышке. Они в те времена всё ещё жили в том самом Казахстане. И рассказывали массу любопытного о здешней лагерной жизни. К примеру, как перелазили через забор смотреть кино - когда к заключённым привозили очередную киноленту. А ещё - указывали "поля мёртвых", на которых якобы находились сравненные с землёй массовые захоронения зэков.

Читайте также
Почему Алма-Ата так и не стала мировой столицей шахматной мысли

Любопытно, что с этим местом связана судьба ещё одного из корифеев казахстанской археологии Алексея Николаевича МАРЬЯШЕВА. Который также провёл здесь часть своего детства. Хотя и не "по ту сторону" колючей проволоки – мама его работала в местном фельдшерском пункте вольнонаёмным врачом…

Жизнь после смерти

…Итак – действие второе. Строительство новой столицы завершилось, толком не начавшись. В Казахстане обосновалась администрация Илийского лагеря. В капитальном здании злополучного вокзала поместился фильтрационный барак, а основная масса зэков жила в земляночных посёлках, целая система которых была разбросана вниз по Или - до самой дельты.

Подручным материалом для трудового перевоспитания всех этих классовых перерожденцев в Илийском лагере был саксаул и камыш. На этих саксоулоповалах и мотали свои безразмерные сроки разномастные "враги народа". Саксаул в те годы шёл на топливо – им топили кочегарки и домашние печки, на нём в трудные времена ходили даже паровозы. Из камыша вязали маты, которые отправляли отсюда по всей стране. Каркасно-камышитовое строительство зданий барачного типа – это ведь тоже один из признаков советской индустриализации. Множество таких появилось в те годы в Алма-Ате (некоторые "живы" до сих пор!).

Жизнь в "илийском Казахстане" в те годы бурлила, как кипящая тюремная баланда. На привокзальных площадях вместо землянок строителей выросли капитальные деревянные домики сотрудников и вольнонаёмных. И даже когда в одночасье оборвалась история ГУЛАГА и навсегда опустели разбросанные по всей стране бесчисленные лагеря "архипелага" – тутошняя жизнь продолжалась.

Читайте также
Маяки на могилах: как давно казахи пристрастились к рыбе и рыбалке

…Когда я впервые увидал этот Казахстан в 1973 году, то застал ещё вполне живой и людный посёлок: с отделением какого-то совхоз-колхоза, метеостанцией, конторой лесничества и даже избирательным участком. Окна нелепого вокзального корпуса были в основном заколочены досками, но в одном флигеле располагался "Сельмаг", "Медпункт", отделение "Почты СССР" и местный сельсовет.

О том, что в те годы бросать этот Казахстан не планировали, красноречиво свидетельствовала капитальная двухуровневая развязка, появившаяся на новой "капчагайской трассе" перед самой плотиной. С указателем - "Казахстан". От неё к посёлку шла хорошая асфальтная дорога (до конца её, правда, проложить так и не успели). Более того, вторая дорога к Казахстану была построена вдоль Куртинки, с юга. Нет, не похоже, что тогда кто-то собирался ставить точку и окончательно херить старый проект.

Руины, не ставшие памятником

Но дальнейшее было стремительным и непредсказуемым. Ушёл Союз. Пришли 1990-е. Когда мы снимали сюжет о Казахстане, над ним уже витал тихий призрак забвения. Колхоз, здравпункт, почта и прочие пережитки советской эпохи канули в прошлое. Из всех местных жителей осталось три семьи – остальные поразбрелись кто куда.

От здания вокзала сохранилась добротная кирпичная коробка и почти полностью уцелевшая кровля. К тому времени памятник использовался в качестве скотного двора, и весь пол тут покрывал метровый слой сухого кизяка, а на привокзальную площадь на ночь загоняли верблюдов.

Читайте также
Героическая Ак-Мечеть: не все кокандские крепости одинаково легко сдавались России

Я тогда пытался привлечь внимание общественности и писал о том, что вот оно – идеальное место для мемориала всяческим жертвам всяческих репрессий. Всё пространство вокруг покрыто братскими могилами бесфамильных мучеников, которых хоронили лишь с номерной биркой на ноге. И памятника-то тут строить не надо – само здание вокзала будущего города, обращённое в классические врата ада, ну чем не памятник?

Не памятник! Потому что очень скоро от него осталась лишь груда обломков, куча выдранных из стен деревянных брусьев и несколько штабелей складированных кирпичей. Кто и ради чего взял да и разрушил то, чего не строил и что не ему принадлежало – вопрос не для 90-х...

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.