Астана на Или? Тайна пятой столицы

12918 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 07 Окт 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

За последние 100 лет столица Казахстана четырежды оказывалась на новом месте. И многие независимые комментаторы склонны видеть в этой неусидчивости одно из проявлений кочевой цивилизации казахов.

Читайте также
Рекорд в урочище Медео, от которого дрогнул весь мир

Но ничего особенного в этом нет. Всё время, с тех пор, как на Земле обосновался человек, самым любимым развлечением правителей и властителей являются именно переносы столичных городов. Подальше от насиженных мест и неразрешимых проблем. В Китае, государстве с самой длительной непрерывной историей, сегодня трудно назвать хоть один мало-мальски крупный город, который не побывал бы столицей.

Вокзал для двоих…

…Оренбург, Кзыл-Орда, Алма-Ата, Астана...

Возможно, что в перечне наших столиц могла появиться ещё одна. По крайней мере на то настраивают странные развалины, которые находятся на левом берегу реки Или. Руины с громким названием - Казахстан.

Любопытное строительство началось в 1930-е годы на пустынном берегу, там, где наиважнейшая водная артерия Семиречья принимает свой последний приток – речку Курты. Если не считать обширной полосы тугаёв и заросшей тростниками поймы, то место это – обыкновенная пустыня. Поросшая тамариском, саксаулом, чингилем и джузгуном. Летом тут знойно и гнусно от комаров. Зимой – студёно и ветрено. Вот тут-то, на малонаселённых пустынных землях, и началось строительство чего-то масштабного, необыкновенного и нового.

На такие мысли настраивает то, что первым делом был воздвигнут железнодорожный вокзал. Ветка, которая должна была протянуться к нему по левому берегу Или от Турксиба, хотя так и не была проложена, сохранилась на некоторых старых картах. Для чего нужен был красивый вокзал в местах, где встреча двоих встречных являла собой событие?

Всё говорит о том, что здесь, на этих безлюдных берегах, зачиналось масштабное строительство нового центра, в котором при желании можно углядеть новую, перспективную столицу автономии. Возможно - не полноценную столицу, а компактный административный центр. Ну, а для чего ещё, если подумать, нужна была эта железная дорога "в никуда" и этот вокзал из добротного кирпича в пустыне? И к чему это присеваемое "пустоте" помпезное название – Казахстан? На вырост?

Однако, всё это лишь предположения и слухи. Никаких документов мне за эти годы так и не попалось. Несколько проясняет ситуацию ответ на вопрос - а для чего вообще был нужен переезд столицы из Алма-Аты, только что примерившей на себя центральный статус?

Напомню, что в те годы Казахстан ещё входил в состав РСФСР в качестве автономной республики. И на то, чтобы приискать новое место для "запасного центра" крупнейшего субъекта Федерации, должны были быть очень веские причины объективного характера.

Резоны и основания

Читайте также
Мировое затмение: Как Алма-Ата стала астрономической столицей СССР

Следует учесть, что наша предпоследняя столица никогда не считалась спокойным и безопасным городом. Два сильнейших землетрясения (1887 и 1911) и катастрофический сель (1921) были ещё очень свежи в памяти тех лет. Свидетели катастроф ещё были живы.

Разговоры о необходимости переноса города витал в воздухе ещё в старорежимные времена. Сразу после "Верненской катастрофы" 1887 года даже проводились изыскания, в результате которых в качестве одного из перспективных мест для Нового Верного впервые и было предложено левобережье реки Или при впадении Куртинки. Но пока власти судили да рядили, город успешно возрождался на прежнем месте.

Когда же власть сменилась, и на старые планы наслоился новый партийный задор – препятствий для строительства возникнуть уже не могло. Оно и началось. Возможно, речь шла даже не о создании полноценной столицы, а лишь о компактном "резервном центре", куда бы, случись что, переехали из разрушенного города республиканские управленцы. Хотя… Кто его знает?

Но для чего, спрашивается, нужно было вообще-то цепляться за Илийскую долину, а не помыслить ширше, как это сделали власти нового Казахстана, да и не отправить столицу на север, в степи Приишимья? Причины ясны, и они лежат в геополитическом поле, которое в те годы, пока республика оставалась "субъектом", лучше просматривалось из Москвы. Значительный город, ввиду постоянных исторических амбиций Китая, уместен был именно тут, на границах Синьцзяна и Семиречья. Классический "ключ-город".

Вокзал Казахстана стал первым капитальным зданием нового города. Первым и последним…

Построили не то, что собирались?

Читайте также
Как Алма-Ата "утёрла нос" Ташкенту, а Алматы выстрелил себе в голову

…Казахстанское правительство во главе с Уразом ИСАЕВЫМ в этот Казахстан действительно прибыло. Почти в полном составе. Правда, не в мягких вагонах, влекомых мощным паровозом серии "ИС", а пешим порядком, по этапу. Но к тому времени проект дал сбой, и Казахстан, так и не ставший столицей края, стал административным центром Илийского лагеря, маленького филиальчика безбрежного ГУЛАГА.

Сведения про содержание тут правительства Исаева витали в воздухе ещё в 1970-е годы. Здесь якобы всё оно и нашло свой конец. Мне об этом впервые поведала Анна Георгиевна МАКСИМОВА, известный археолог, в экспедиции которой (недалеко отсюда) мне довелось поработать раскопщиком ещё в школьные времена. Но позже, когда открылись документы, хранившиеся ранее "под грифом", выяснилось, что Исаева расстреляли в Москве. Однако… Однако точного места расстрела родственникам репрессированного иерарха обнаружить так и не удалось.

Но Илийский филиал ГУЛАГА и без того полон загадок и недосказанности. Достаточно сказать, что его нет на сводных картах "архипелага". Сотни других – есть, а этого – нет. Почему? Масштабы не те? Или, может быть, сам лагерь - такой же миф, как расстрел тут правительства Исаева?

А вот это – нет!

О том, что лагерь был, я знаю точно. В середине 1990-х я снимал сюжет пилотной программы и встречался со свидетелями, которые знали обо всём не понаслышке. Они в те времена всё ещё жили в том самом Казахстане. И рассказывали массу любопытного о здешней лагерной жизни. К примеру, как перелазили через забор смотреть кино - когда к заключённым привозили очередную киноленту. А ещё - указывали "поля мёртвых", на которых якобы находились сравненные с землёй массовые захоронения зэков.

Читайте также
Почему Алма-Ата так и не стала мировой столицей шахматной мысли

Любопытно, что с этим местом связана судьба ещё одного из корифеев казахстанской археологии Алексея Николаевича МАРЬЯШЕВА. Который также провёл здесь часть своего детства. Хотя и не "по ту сторону" колючей проволоки – мама его работала в местном фельдшерском пункте вольнонаёмным врачом…

Жизнь после смерти

…Итак – действие второе. Строительство новой столицы завершилось, толком не начавшись. В Казахстане обосновалась администрация Илийского лагеря. В капитальном здании злополучного вокзала поместился фильтрационный барак, а основная масса зэков жила в земляночных посёлках, целая система которых была разбросана вниз по Или - до самой дельты.

Подручным материалом для трудового перевоспитания всех этих классовых перерожденцев в Илийском лагере был саксаул и камыш. На этих саксоулоповалах и мотали свои безразмерные сроки разномастные "враги народа". Саксаул в те годы шёл на топливо – им топили кочегарки и домашние печки, на нём в трудные времена ходили даже паровозы. Из камыша вязали маты, которые отправляли отсюда по всей стране. Каркасно-камышитовое строительство зданий барачного типа – это ведь тоже один из признаков советской индустриализации. Множество таких появилось в те годы в Алма-Ате (некоторые "живы" до сих пор!).

Жизнь в "илийском Казахстане" в те годы бурлила, как кипящая тюремная баланда. На привокзальных площадях вместо землянок строителей выросли капитальные деревянные домики сотрудников и вольнонаёмных. И даже когда в одночасье оборвалась история ГУЛАГА и навсегда опустели разбросанные по всей стране бесчисленные лагеря "архипелага" – тутошняя жизнь продолжалась.

Читайте также
Маяки на могилах: как давно казахи пристрастились к рыбе и рыбалке

…Когда я впервые увидал этот Казахстан в 1973 году, то застал ещё вполне живой и людный посёлок: с отделением какого-то совхоз-колхоза, метеостанцией, конторой лесничества и даже избирательным участком. Окна нелепого вокзального корпуса были в основном заколочены досками, но в одном флигеле располагался "Сельмаг", "Медпункт", отделение "Почты СССР" и местный сельсовет.

О том, что в те годы бросать этот Казахстан не планировали, красноречиво свидетельствовала капитальная двухуровневая развязка, появившаяся на новой "капчагайской трассе" перед самой плотиной. С указателем - "Казахстан". От неё к посёлку шла хорошая асфальтная дорога (до конца её, правда, проложить так и не успели). Более того, вторая дорога к Казахстану была построена вдоль Куртинки, с юга. Нет, не похоже, что тогда кто-то собирался ставить точку и окончательно херить старый проект.

Руины, не ставшие памятником

Но дальнейшее было стремительным и непредсказуемым. Ушёл Союз. Пришли 1990-е. Когда мы снимали сюжет о Казахстане, над ним уже витал тихий призрак забвения. Колхоз, здравпункт, почта и прочие пережитки советской эпохи канули в прошлое. Из всех местных жителей осталось три семьи – остальные поразбрелись кто куда.

От здания вокзала сохранилась добротная кирпичная коробка и почти полностью уцелевшая кровля. К тому времени памятник использовался в качестве скотного двора, и весь пол тут покрывал метровый слой сухого кизяка, а на привокзальную площадь на ночь загоняли верблюдов.

Читайте также
Героическая Ак-Мечеть: не все кокандские крепости одинаково легко сдавались России

Я тогда пытался привлечь внимание общественности и писал о том, что вот оно – идеальное место для мемориала всяческим жертвам всяческих репрессий. Всё пространство вокруг покрыто братскими могилами бесфамильных мучеников, которых хоронили лишь с номерной биркой на ноге. И памятника-то тут строить не надо – само здание вокзала будущего города, обращённое в классические врата ада, ну чем не памятник?

Не памятник! Потому что очень скоро от него осталась лишь груда обломков, куча выдранных из стен деревянных брусьев и несколько штабелей складированных кирпичей. Кто и ради чего взял да и разрушил то, чего не строил и что не ему принадлежало – вопрос не для 90-х...

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента