Ангелы чумы

2271 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Пятница, 05 Авг 2016, 09:00

Фильмы Эмира Байгазина «Раненый ангел» и «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова продолжают завоевывать награды международных кинофестивалей

На снимках: кадры из фильма Адиля Ержанова "Чума в ауле Каратас".

Эмир БАЙГАЗИН на фестивале в Словакии  признан лучшим режиссером, в Южной Корее получил спецприз жюри. Фильм Адильхана ЕРЖАНОВА на фесте в Роттердаме назван лучшим азиатским фильмом и сейчас отобран в программу 22-го фестиваля странного кино, который состоится в начале сентября в Париже.

И тот, и другой  - из глубинки и снимают, по мнению критиков, остросоциальное кино. Ержанов при этом говорит, что снял современную сказку, а Байгазин не хочет, чтобы в нем видели диссидента. И оба заявляют: их работы - исключительно авторский вымысел.

А у меня давно крепнет убеждение, что эти ребята - режиссеры нашей суверенной киноволны Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов - снимают вовсе не игровое, а документальное кино.

Вот что такое документальное кино? Концентрированное выражение и представление реальности. Именно это и демонстрируют фильмы «Раненый ангел» и «Чума в ауле Каратас». Любой местный зритель,  посмотрев оба фильма, с отвращением признает в них родные реалии. Это на диком западе смотрят и оценивают казахское кино как искусство.

Местное население с жаром обсуждает не эстетические достоинства, а исключительно конкретику фактов. Поэтому негодование министра культуры по поводу увиденного понимаю: экранные ужасы современного аула обжигают до белого каления – тем более что сделаны продуманно, по законам жанра. В жизни-то мы уже привычны к ним, но, предъявленные в кино, они невыносимы до судорог, бьют наотмашь и «пробивают» черную дыру в душе. Вопреки ЭЙЗЕНШТЕЙНУ, это кино, сделанное как игровая драма, воспринимается как хроника нашей жизни. Жизни, в которой не осталось никаких надежд.

Впрочем, по поводу любви какие-то жалкие иллюзии режиссеры еще  питают. У Ержанова чумовая сумасшедшая девочка с восхищением смотрит на пришельца-акима, да и жена его на сносях, вполне очевидно, что будущий ребенок - плод любви, вот она и улыбается, плотоядно глядя на… казнь мужа. А у Байгазина иллюзия - родительская любовь, которая никак детям не помогает: одна мама печет именинный пирог, другая – вместе с отцом - пытается вылечить сына, третья хочет спасти и склеить отношения, но усилия - тщетны.

Фильм  Ержанова - вывернутая наизнанку постмодернистским способом античная трагедия: герой, новый аким, послан сверху, но победить местный недуг ему не дано. Даже ценой  гибели. Зато можно обмануть и обмануться при помощи плясок, считая чуму гриппом, а коллективный танец смерти - запредельной формой жизни.

История фантасмагорическая, но странным образом правдивая: мы вот так и плодим  абсурд практически четверть века. Сообща, жуликовато подмигивая друг другу,  самозабвенно рубим сук, на котором сидим. Возводя саморазрушающиеся дома. «Производя» планшеты, сделанные и собранные трудолюбивыми китайцами. Защищая диссертации, написанные не нами. Втюхивая собственным же детям вакцины, которые не лечат, а калечат. Список наших  абсурдных «инноваций» бесконечен.

Со стороны – дико, а нам – привычно и даже весело. До жути. Потому что знаем, чем кончится. Дальше будет уже не наша история.  Мы люди географии, а не истории. Такой вот сказ про Каратас: света почти нет, бюст Ленина валяется в сточной канаве, рядом пялится на всех каменный балбал, люди безмолвно ходят по гнили и  грязи засасывающего их болота и постепенно умирают-вымирают.

«Болезни  может, 70 лет, может больше, - меланхолично заявляет бывший аким новому. - Это чума. Чума – их национальные традиции».  Бывший аким – русский. Новый – казах. Агашка в галошах наставительно изрекает расхожую фразу «Көңіл жүрген адам  өлмейді» («Человек, пребывающий в благодушном настроении, не умрет»), и все весело-согласно «строят» некую Выставку… 

И где тут вымысел?! Это же практически прямой репортаж с руин окраины бывшей империи. Может, 20 процентов казахстанского населения действительно переобулись, но остальной-то люд - в галошах.

Пронзительный  «Раненый ангел» Эмира Байгазина из этой же обоймы. Фильм - венок погребальных сонетов, где лейтмотив - распад и разложение. Герои – опять же аульные  мальчики с несбывшимися мечтами. Финал – не болашаковский. Режиссер предваряет фильм титром: история происходит в начале девяностых годов. Мы это и сами понимаем, более того, явственно ощущаем: кажется, те времена возвращаются… Изменилось и наше  самоощущение: тогда казалось: все получится, теперь очевидно: мы - амбициозные аутсайдеры.

Каждый сонет иллюстрируется фрагментом фрески «Гирлянда жизни», созданной   художником Хуго СИМБЕРГОМ на стене собора в Тампере. Судя по тому, что название фильма повторяет название самой известной картины Симберга, творчество финского символиста глубоко впечатлило режиссера. Главными темами Симберга, пишут искусствоведы, были бедность и смерть. Байгазин и в этом наследует ему, делая фокус на детях.

Первый сонет называется «Рок». За ним следуют «Падение», «Жадность», «Грех». Это  жизнеописание ангелов, обуреваемых желаниями и превращающихся постепенно в демонов – к тому их подталкивают судьба, обстоятельства места и времени, словом, - рок.  Один, едва устроившийся на работу, оказывается в тюрьме, как и его отец. Второй лишается чудного детского голоса и ломается сам. Третий ради денег хладнокровно сжигает инвалидов. Четвертый, сделав своей девушке аборт, сходит с ума. Все это показано документально точно, подробно и беспристрастно.

Я была на премьере фильма вместе с Дамиром МАНАБАЕМ - именно в его мастерской учились Эмир Байгазин и Адильхан  Ержанов. И мне, и Дамиру после показа было тяжко.

Дамир с горечью сказал:

- Такую многообещающую страну ведь получили в наследство! На блюдечке досталась нам независимость! Всё в руках у нас было. Профукали (выразился он, конечно, крепче. - А. Б.) страну – вот о чем это кино! Надо, чтобы власть посмотрела фильм Эмира! Это же крик поколения независимости, мальчики с экрана кричат: посмотрите, что вы с нами сделали, мы же все гибнем!

Это – да. Причем погибают пошло, никчемно, тотально и неотвратимо. Разве о такой судьбе мечтали на заре независимости? Бедные дети, никак вы не выучите урок: чтобы быть живыми, нельзя кричать, надо петь и плясать, мы стон и вой зачтем вам за песню, а судороги - за пляски, пойдем вам навстречу, радуйтесь, что живы еще…

Фильмы  Байгазина и Ержанова -  не диагноз,  а приговор. Стране, государству, власти и обществу. Судя по увиденному, обжалованию не подлежит.

Между прочим, «Раненый ангел» - вторая часть задуманной Байгазиным трилогии. Первая - «Уроки гармонии» - ошеломила недетской и, как выяснилось, обыденной жестокостью подростков. «Раненый ангел» про тех же мальчиков, обреченных на гибель. Последняя часть трилогии должна, наверное, быть о победителях – тех, кто усвоил суровые уроки жизни, смертью смерть попрал и  никто им не указ, поскольку они теперь и есть хозяева. Того, что было страной. Это один вариант. Может быть и другой. О чуде преображения и силе слабых. Чудо случается, когда есть вера. С верой – проблемы. И Ержанов, и Байгазин оперируют знаками европейской культуры, восходящей к христианскому коду – это считывается сразу. Понятно почему - в силу доступности семантики образов. У Ержанова это насмешливый выверт, у Байгазина – следование культурной символике. Но и в том, и в другом случае – это не чувство веры, которое присуще людям, живущим в Традиции. Отсюда их мучительный раздрай: куда прислонить человека, у которого уже нет никаких оснований. Ержанов и Байгазин - беспощадные и  реально талантливые режиссеры.  Акыны нашей неприглядной действительности. И потому – документалисты. Честность и правда – и есть документальное кино. От правды «Чумы» и «Ангела» впору лезть в петлю. Но жизнь нам дорога. И это правильно. Я знаю и другую правду. Милостивую.  Восхитительную. И тоже предъявленную в кино. Сугубо документальном - без оговорок.  Напишу о нем в следующий раз.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Роскомнадзор требует удалить публикацию сайта Ratel.kz
Когда российские власти решили, что Казахстан является субъектом РФ
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
Сара и Марьям. Степные страсти - достаточное основание для того, чтобы написать оперу
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Абаев выступил в кукольном театре Актобе
Министр культуры и спорта рассказал про цензуру и какие казахстанцы увидят мультфильмы
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru