Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!

13018 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 22 Дек 2024, 15:00

Изучаем историю по старым архивным фотографиям

Фото: Алма-Атинский аэропорт, г Алма-Ата, 1963 г.  Марунин В. ЦГА КФДЗ РК. Арх №2-53373

Открыла папочку – а в ней архивные фото. Те, которые не просто старые, а действительно архивные - из государственного архива. Собирала-выбирала их год назад, когда делала статью, приуроченную к особенному для сотрудников Центрального государственного архива кино-фотодокументов дню. В этот день, но в 1943 году, архив начал свою работу.

Представляете – 43-й год, идет война, вся страна работает под лозунгом "Все для фронта, все для победы", не хватает продовольствия, не хватает рабочих рук, многие города разрушены, но именно в это сложное время руководство страны организовывает архив кино-фотодокументов, понимая всю важность архивной работы.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Про людей

В глубинах архива хранится постановление СНК КазССР от 27 января 1943 года № 25 "Об организации с 1 апреля 1943 года в городе Алма-Ате Центрального Республиканского Государственного архива кинофонофотодокументов".

Но фактически работа началась позже - в июне 1943 года. Очень маленький штат был поначалу, всего три сотрудника. Архив тогда располагался в небольшом одноэтажном здании на улице Красина (сейчас Валиханова), а сама архивная система в то время относилась к НКВД. Первое время сотрудники занимались в основном сбором фотодокументов. Был составлен список учреждений, где могли находиться фотодокументы – редакции газет и журналов, организации культуры.  

Первые документы в фондах архива - кинопленка с историческими кадрами военных лет, документальные фильмы, спецвыпуски, сюжеты… Жизнь города того времени активно способствовала наполнению архива – в Алма-Ате в эвакуации находились кинематографисты из Москвы, Киева, Ленинграда. На базе Центральной объединенной киностудии – ЦОКСа - в Алма-Ате выходили выпуски "Союзкиножурнал". Сейчас эти выпуски составляют Золотой фонд архива.

На сегодня в фонде архива 250 000 единиц хранения – это негативы, аудио, кино записи.

"Обширен и разнообразен фонд фотодокументов. Наиболее ранние из них относятся к концу XIX – началу XX века. В основном, это бытовые и видовые снимки, ценность которых как документальных свидетельств эпохи сегодня возрастает с каждым днем. Особую гордость архива составляют переданные ему в дар и на хранение личные фонды и коллекции", - это с сайта архива.

Фото: Старое мусульманское кладбище

В прошлом году я написала коротенькую статью-поздравление. Но фотографии, которые были выбраны для иллюстрации, не все вошли в этот материал – просто не вместились.

А они классные! Говорящие о многом. Их можно читать-расшифровывать, как толстую-толстую интересную книгу!

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности

И на каждой отражен целый пласт истории Казахстана. Очень важная ее часть.

И я подумала – не очень честно смотреть на эти фото мне одной. И вот – показываю.

Удивительно, но факт! Мною лично проверенный многократно на экскурсиях - многие забыли (а кто-то и не знал), что Оренбург был первой столицей Казахстана. Все (почти) вспоминают Кызыл-Орду, некоторые называют первой Алма-Ату.

Но нет. Кызылорда была второй столицей (1925-1929 годы), Алма-Ата – только третьей (1929-1999), ну а Астана вообще четвертая.

А 20 августа 1920 года был принят подписанный М.И. КАЛИНИНЫМ и В.И. ЛЕНИНОМ Декрет "Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики" в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге как республики Советов рабочих, трудового казахского народа, крестьянских, казачьих, красноармейских депутатов, входившей автономией в составе Российской Федерации. В образованную республику вошли Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская области, Мангышлакский уезд, часть Красноводского уезда, часть Астраханской губернии, населенной казахами. На тот момент две исторически казахские области - Семиреченская и Сырдарьинская -  входили в Туркестанскую Советскую Федеративную республику, которая была провозглашена двумя годами ранее в Ташкенте на Пятом съезде Советов Туркестана. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику… Оно, объединение, произошло через несколько лет…

И вот на этом фото запечатлена делегация Семипалатинской области на I съезде КАССР. И на ней молодые и красивые казахстанские политики, имена которых сейчас знает каждый школьник. 

Фото: делегация Семипалатинской области на I съезде КАССР. Нурмаков Н. -  председатель СНК КАССР, Букейханов  А. - один из основателей партии Алаш, Ермеков А. -  вице-премьер правительства Алаш-Орда. 1920 г. Арх. №202-1174

Еще одно старое фото – и еще одна большая часть истории. Для нашего города вообще суперважная – строительство Турксиба, Туркестано-Сибирской магистрали. Строительство началось в 1927 году, хотя задумывалась эта железная дорога задолго до этого.

О необходимости строительства этой железной дороги, которая связала бы Семиречье с европейскими городами тогдашней Российской империи, писал еще в 1881 году Павел Матвеевич ЗЕНКОВ, глава города Верного (сейчас Алматы). Вот скрин документа.

15 октября 1896 года городская дума нашего города решила создать комиссию – чтобы определить выгоды от такой железной дороги. Хотя они, выгоды, были очевидными, особенно для торговли. Тогда из Туркестана в Сибирь везли хлопок, а из Сибири в Туркестан - зерно и прочие товары. Были эти перевозки долгими и хлопотными – и железная дорога могла сильно помочь в решении этих проблем. Ну и пассажирские перевозки надо было осуществлять. Путешествовать в телегах и верхом – для этого надо было много времени и сил…

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только

В 1906 году наконец-то выделили деньги на строительство линии Барнаул - Семипалатинск - Верный - Луговая - Арысь. Провели изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску. В 1915 году была сдана во временную экскплуатацию Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска, в постоянную - в 1917 году, уже во время Первой мировой войны.

В это же время на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного.

Но началась Октябрьская революция. И строительство было остановлено...  

В 1927 году началось строительство Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали), укладка трассы велась с двух сторон - с севера (от ст. Семипалатинск) и с юга (от ст. Луговая). В 1929 году южная ветка строящейся дороги достигла Алма-Аты.

И первый поезд в Алма-Ату пришел 19 июля 1929 года.

А вот и городской вокзал. В 1930 году он выглядел именно так.

Фото: Вокзал Алма-Аты. Лозунг у вокзала - "Смычка ТУРКСИБа – залог выполнения пятилетки..." 1930 год. Автор: Аркадий Шайхет

Кстати. В архиве хранится еще фильм режиссера Виктора ТУРИНА "Турксиб", который он снял в 1929 году. Этот фильм входит в число 50 лучших фильмов 20 века. Фильм немой, пять частей. От начала строительства и до завершения строительства… 

Фильм – шедевр, не побоюсь этого слова. Смотрится на одном дыхании, хотя там только титры, никаких слов – и это 57 минут! Оторваться невозможно – очень динамично снят, насыщен визуальной информацией так, что боишься пропустить даже минуту действия.

И вот там и объясняется – наглядно и ярко - важность железной дороги для региона. В фильме пять частей, и в одной из них есть Алма-Ата 1929 года – маленький кусочек. Об этом мне рассказали в архиве. Я нашла фильм в интернете (и вам всем советую, если вы еще этого не сделали!) и стала искать тот самый маленький кусочек с планами старого города. Поначалу делала на перемотке, быстро перелистывая кадр за кадром. Но почти сразу же замедлилась, а потом и вовсе перемотку прекратила – и стала смотреть фильм. Гениальный. Не понимаю, как его исхитрились снять в 1929. Пересматриваю часто – ищу там новые для себя детали истории и вдохновляюсь.   

Читайте также
Хроники Верного. Дело всей жизни

Да уж, по вот таким старым видео и фотографиям видно, как менялся город, рос и вширь, и вверх.

А сейчас, когда интерес к истории города, страны вырос неимоверно, старые фотографии общественных городских мест пользуются неимоверной популярностью. 

Хотя… Старые фото представляют собой ценность не только потому, что редкие или имеют красивый ракурс. Для многих людей старые кадры представляют еще и сентиментально ностальгическую ценность. 

Они позволяют, к примеру, напомнить горожанам о том, как выглядели знакомые места много лет назад. И удивиться – ооо, какое красивое здание стояло недалеко от нынешнего базара!

Ну а в таких случаях ценность представляет не сколько сама старая фотография, столько то, что на ней отображено.

Специалистов-историков же на фото волнуют детали – какой транспорт тогда был в городе, какую одежду носили люди, в каких домах жили, какие использовались материалы для строительства, какие архитектурные стили главенствовали в разные времена…

Фото: Знаменская часовня, архитектор Гурдэ

Вот, к примеру, эта часовня иконы Божией Матери "Знамение" была построена из дерева. Ажурная, вся резная, с затейливым фасадом…

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нам здесь жить

Что неудивительно, если знать исторические предпосылки – ее установили в память о жертвах землетрясения 1887 года. И именно после этой катастрофы наш город надолго стал деревянным и одно-двухэтажным. Каменные дома практически все во время толчков были разрушены…

Архитектор часовни – Павел ГУРДЭ. Художник, который расписывал храм внутри – Николай ХЛУДОВ. К сожалению, какой была эта роспись, мы не знаем. Но, возможно, когда-нибудь узнаем – если найдем фотографии…  Стояла часовня на Базарной площади, на пересечении нынешних улиц Достык и Алимжанова. Ее взорвали в 1927 году. Тогда многое из дореволюционных религиозных зданий было уничтожено…  И мы, живущие в 21 веке, увидеть это чудо архитектуры можем теперь только на этом фото…

А вот это фото – трамвай с верблюдом на одной уличной полосе – для жителей города символизирует две ушедшие транспортные эпохи. Когда-то гужевой транспорт был нормой для старого города, машины его начали вытеснять только в начале прошлого века. И вытесняли не очень активно поначалу. Первые пассажирские перевозки в городе, тогда он назывался Верный, стали осуществляться только в 1912 году. Организовал их коммерсант из Токмака Бабахан НУРМУХАМДБАЕВ. Он для этой цели закупил автомобиль французской Berliet, пригласил водителя из Курляндии (сейчас Эстония) - Иоганна РЕЙНВАЛЬДА. В 1914 году контор транспортных перевозок в городе, и соответственно автомобилей, стало два – конкуренцию создал некий Николай СУРОВЦЕВ с машиной чешской марки Laurin & Klement.

К 1923 году, согласно данным учета автотранспорта, машин было уже 126.

Трамвай же в нашем городе появился лишь в 1937 году. И вот это фото очень ностальгическое – грустят алматинцы по своему трамваю - он, увы, сейчас уже прошлое – рельсы частично разобраны, вагоны отправили в другие города…

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Город которого нет

А тогда, в 1937-м, трамвай стал для города транспортно-инновационным прорывом. Когда Алма-Ата стала столицей, а произошло это в 1927 году, город просто был вынужден обзавестись необходимой инфраструктурой. За десять лет (с 1927 по 1937) число жителей увеличилось в пять раз. Жилья катастрофически не хватало, многие горожане жили за чертой города в новых поселках, но работали в городе. И им надо было туда добираться как-то.

Городские власти выбрали для этой цели трамвай. Это было выгодно со всех сторон.

Дороги были плохие, точнее, их почти не было, потому троллейбусы и автобусы в качестве общественного транспорта не очень-то городу тогда подходили. То ли дело трамвай – обеспечить ему рельсы было гораздо проще, быстрее и дешевле, чем сделать хорошие дороги. Да и в обслуживании трамвай, оказывается, дешевле, чем автобус, и сроки эксплуатации у него больше.

В 1934 году утвердили план, а в 1936 начали строительство трамвайного депо, мастерских и, собственно, самих трамвайных путей, первых двух линий.

Одна - от городского вокзала (сейчас вокзал "Алматы-2") до улицы Таранчинской (сейчас Байтурсынова). Вторая - по улице Пастера (ныне Макатаева). Потом строили вторую очередь, удлиняя маршруты. Коренным алматинцам и тем, кто в городе давно и застал трамвай в живых, это все хорошо знакомо, мы ездили на этих трамваях и все эти маршруты знаем не по схемам.

Потому я долго и трепетно вглядывалась в фото, пытаясь найти место, где оно сделано. И к интернету, конечно же, обращалась.

Нашла там страницу с обсуждениями именно этой фотографии. Причем, обсуждали ее на форуме краеведов Ташкента. Там развернулись настоящие баталии по поводу происхождения этого фото.

Некоторые уверяли, что это фото сделано во время открытия трамвайного сообщения в городе Алма-Ата (ныне Алматы, конечно).

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

Возможно, они правы только частично. На фото – наш город, но ошибочно указана дата съемки.

Первый трамвай в нашем городе отправился в свой трамвайный путь в ноябре 1937 года. А на фотографии мы видим пышную зелень, которая вряд ли бы сохранилась до ноября. К тому же, трамвай первое время работал в тестовом режиме, а на фотографии запечатлен момент уже привычной, обыденной действительности. И фотограф будто бы акцент ставит не на трамвае, а на верблюде – но это уже мои додумки…

Так что, возможно, на фото не 37-й год, а лето 38-го…

Другие же вообще считают, что фото сделано в Ташкенте, и даже указывают примерную локацию съемки. Ссылаются на модель трамвайного вагона – мол, это более старая модель, такие были в Ташкенте, а для Алма-Аты были закуплены другие вагоны. И они тоже могут быть правы - первый трамвай на электрической тяге в Ташкенте появился гораздо раньше, чем у нас - в 1913 году. И ходил он поначалу по улице Пушкина…

Тоже возможно.

Но это все предположения. Нужны факты и доказательства, их и надо искать. Архивная работа требует точности.    

И в любом случае эти мгновения уже никогда не вернуть. И они сохранились только здесь – на старых фотографиях.

Как старый терминал алматинского аэропорта. За который мы всем городом боролись, боролись, но отстоять не смогли…

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




саясаттанушы
Біз қарап жатамыз ба? Жоңғар Алатауын “Қазақ Алатауы” деп өзгертейік.
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как начальник колонии купил криминальный автомобиль за миллион тенге через банковский перевод
И почему избавился от него через пару месяцев после покупки
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Решение Трампа о выходе из Парижского соглашения на руку Казахстану
Для развивающихся стран механизм Парижского соглашения выглядят не чем иным, как дополнительным налогом
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Новый внешнеполитический курс Белого дома: стремительное развитие событий
О чём рассказал министр обороны Германии
Алма-Атинские микрорайоны: казусы появления и неувязки с планами
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Уходя служить, проверь - делали ли маме кесарево
Гвардии лейтенант, выстреливший в лицо срочнику, и его отцы-командиры ведут себя на суде как подростки
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Фонд Баян Алагузовой засудил актюбинского юриста
Юрист присвоила более 1 миллиона тенге подопечных благотворительного фонда
Фонд медстрахования принуждает стоматологов ВКО вырывать зубы пациентам без анестезии
ОСМС требует вернуть десятки миллионов тенге за уже оказанные населению услуги
Школьный буллинг в стенах "Отбасы банка"
Какие методы применяют руководители финансового института, чтобы вытравить неугодных работников
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
Очередной скандал вокруг строительства ГЭС на реке Коксу: презентацию проекта превратили в публичные слушания
Общественники и спортсмены планируют проводить акции протеста и готовы запустить петицию
35 триллионов задолжали все казахстанцы банкам за прошлый год
Долговая яма растёт
Тётя избила и утопила в ванне малолетнюю племянницу
Так женщина успокаивала плачущего ребёнка
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.