Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Фото: Алма-Атинский аэропорт, г Алма-Ата, 1963 г. Марунин В. ЦГА КФДЗ РК. Арх №2-53373
Открыла папочку – а в ней архивные фото. Те, которые не просто старые, а действительно архивные - из государственного архива. Собирала-выбирала их год назад, когда делала статью, приуроченную к особенному для сотрудников Центрального государственного архива кино-фотодокументов дню. В этот день, но в 1943 году, архив начал свою работу.
Представляете – 43-й год, идет война, вся страна работает под лозунгом "Все для фронта, все для победы", не хватает продовольствия, не хватает рабочих рук, многие города разрушены, но именно в это сложное время руководство страны организовывает архив кино-фотодокументов, понимая всю важность архивной работы.
В глубинах архива хранится постановление СНК КазССР от 27 января 1943 года № 25 "Об организации с 1 апреля 1943 года в городе Алма-Ате Центрального Республиканского Государственного архива кинофонофотодокументов".
Но фактически работа началась позже - в июне 1943 года. Очень маленький штат был поначалу, всего три сотрудника. Архив тогда располагался в небольшом одноэтажном здании на улице Красина (сейчас Валиханова), а сама архивная система в то время относилась к НКВД. Первое время сотрудники занимались в основном сбором фотодокументов. Был составлен список учреждений, где могли находиться фотодокументы – редакции газет и журналов, организации культуры.
Первые документы в фондах архива - кинопленка с историческими кадрами военных лет, документальные фильмы, спецвыпуски, сюжеты… Жизнь города того времени активно способствовала наполнению архива – в Алма-Ате в эвакуации находились кинематографисты из Москвы, Киева, Ленинграда. На базе Центральной объединенной киностудии – ЦОКСа - в Алма-Ате выходили выпуски "Союзкиножурнал". Сейчас эти выпуски составляют Золотой фонд архива.
На сегодня в фонде архива 250 000 единиц хранения – это негативы, аудио, кино записи.
"Обширен и разнообразен фонд фотодокументов. Наиболее ранние из них относятся к концу XIX – началу XX века. В основном, это бытовые и видовые снимки, ценность которых как документальных свидетельств эпохи сегодня возрастает с каждым днем. Особую гордость архива составляют переданные ему в дар и на хранение личные фонды и коллекции", - это с сайта архива.
Фото: Старое мусульманское кладбище
В прошлом году я написала коротенькую статью-поздравление. Но фотографии, которые были выбраны для иллюстрации, не все вошли в этот материал – просто не вместились.
А они классные! Говорящие о многом. Их можно читать-расшифровывать, как толстую-толстую интересную книгу!
И на каждой отражен целый пласт истории Казахстана. Очень важная ее часть.
И я подумала – не очень честно смотреть на эти фото мне одной. И вот – показываю.
Удивительно, но факт! Мною лично проверенный многократно на экскурсиях - многие забыли (а кто-то и не знал), что Оренбург был первой столицей Казахстана. Все (почти) вспоминают Кызыл-Орду, некоторые называют первой Алма-Ату.
Но нет. Кызылорда была второй столицей (1925-1929 годы), Алма-Ата – только третьей (1929-1999), ну а Астана вообще четвертая.
А 20 августа 1920 года был принят подписанный М.И. КАЛИНИНЫМ и В.И. ЛЕНИНОМ Декрет "Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики" в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге как республики Советов рабочих, трудового казахского народа, крестьянских, казачьих, красноармейских депутатов, входившей автономией в составе Российской Федерации. В образованную республику вошли Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская области, Мангышлакский уезд, часть Красноводского уезда, часть Астраханской губернии, населенной казахами. На тот момент две исторически казахские области - Семиреченская и Сырдарьинская - входили в Туркестанскую Советскую Федеративную республику, которая была провозглашена двумя годами ранее в Ташкенте на Пятом съезде Советов Туркестана. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику… Оно, объединение, произошло через несколько лет…
И вот на этом фото запечатлена делегация Семипалатинской области на I съезде КАССР. И на ней молодые и красивые казахстанские политики, имена которых сейчас знает каждый школьник.
Фото: делегация Семипалатинской области на I съезде КАССР. Нурмаков Н. - председатель СНК КАССР, Букейханов А. - один из основателей партии Алаш, Ермеков А. - вице-премьер правительства Алаш-Орда. 1920 г. Арх. №202-1174
Еще одно старое фото – и еще одна большая часть истории. Для нашего города вообще суперважная – строительство Турксиба, Туркестано-Сибирской магистрали. Строительство началось в 1927 году, хотя задумывалась эта железная дорога задолго до этого.
О необходимости строительства этой железной дороги, которая связала бы Семиречье с европейскими городами тогдашней Российской империи, писал еще в 1881 году Павел Матвеевич ЗЕНКОВ, глава города Верного (сейчас Алматы). Вот скрин документа.
15 октября 1896 года городская дума нашего города решила создать комиссию – чтобы определить выгоды от такой железной дороги. Хотя они, выгоды, были очевидными, особенно для торговли. Тогда из Туркестана в Сибирь везли хлопок, а из Сибири в Туркестан - зерно и прочие товары. Были эти перевозки долгими и хлопотными – и железная дорога могла сильно помочь в решении этих проблем. Ну и пассажирские перевозки надо было осуществлять. Путешествовать в телегах и верхом – для этого надо было много времени и сил…
В 1906 году наконец-то выделили деньги на строительство линии Барнаул - Семипалатинск - Верный - Луговая - Арысь. Провели изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску. В 1915 году была сдана во временную экскплуатацию Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска, в постоянную - в 1917 году, уже во время Первой мировой войны.
В это же время на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного.
Но началась Октябрьская революция. И строительство было остановлено...
В 1927 году началось строительство Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали), укладка трассы велась с двух сторон - с севера (от ст. Семипалатинск) и с юга (от ст. Луговая). В 1929 году южная ветка строящейся дороги достигла Алма-Аты.
И первый поезд в Алма-Ату пришел 19 июля 1929 года.
А вот и городской вокзал. В 1930 году он выглядел именно так.
Фото: Вокзал Алма-Аты. Лозунг у вокзала - "Смычка ТУРКСИБа – залог выполнения пятилетки..." 1930 год. Автор: Аркадий Шайхет
Кстати. В архиве хранится еще фильм режиссера Виктора ТУРИНА "Турксиб", который он снял в 1929 году. Этот фильм входит в число 50 лучших фильмов 20 века. Фильм немой, пять частей. От начала строительства и до завершения строительства…
Фильм – шедевр, не побоюсь этого слова. Смотрится на одном дыхании, хотя там только титры, никаких слов – и это 57 минут! Оторваться невозможно – очень динамично снят, насыщен визуальной информацией так, что боишься пропустить даже минуту действия.
И вот там и объясняется – наглядно и ярко - важность железной дороги для региона. В фильме пять частей, и в одной из них есть Алма-Ата 1929 года – маленький кусочек. Об этом мне рассказали в архиве. Я нашла фильм в интернете (и вам всем советую, если вы еще этого не сделали!) и стала искать тот самый маленький кусочек с планами старого города. Поначалу делала на перемотке, быстро перелистывая кадр за кадром. Но почти сразу же замедлилась, а потом и вовсе перемотку прекратила – и стала смотреть фильм. Гениальный. Не понимаю, как его исхитрились снять в 1929. Пересматриваю часто – ищу там новые для себя детали истории и вдохновляюсь.
Да уж, по вот таким старым видео и фотографиям видно, как менялся город, рос и вширь, и вверх.
А сейчас, когда интерес к истории города, страны вырос неимоверно, старые фотографии общественных городских мест пользуются неимоверной популярностью.
Хотя… Старые фото представляют собой ценность не только потому, что редкие или имеют красивый ракурс. Для многих людей старые кадры представляют еще и сентиментально ностальгическую ценность.
Они позволяют, к примеру, напомнить горожанам о том, как выглядели знакомые места много лет назад. И удивиться – ооо, какое красивое здание стояло недалеко от нынешнего базара!
Ну а в таких случаях ценность представляет не сколько сама старая фотография, столько то, что на ней отображено.
Специалистов-историков же на фото волнуют детали – какой транспорт тогда был в городе, какую одежду носили люди, в каких домах жили, какие использовались материалы для строительства, какие архитектурные стили главенствовали в разные времена…
Фото: Знаменская часовня, архитектор Гурдэ
Вот, к примеру, эта часовня иконы Божией Матери "Знамение" была построена из дерева. Ажурная, вся резная, с затейливым фасадом…
Что неудивительно, если знать исторические предпосылки – ее установили в память о жертвах землетрясения 1887 года. И именно после этой катастрофы наш город надолго стал деревянным и одно-двухэтажным. Каменные дома практически все во время толчков были разрушены…
Архитектор часовни – Павел ГУРДЭ. Художник, который расписывал храм внутри – Николай ХЛУДОВ. К сожалению, какой была эта роспись, мы не знаем. Но, возможно, когда-нибудь узнаем – если найдем фотографии… Стояла часовня на Базарной площади, на пересечении нынешних улиц Достык и Алимжанова. Ее взорвали в 1927 году. Тогда многое из дореволюционных религиозных зданий было уничтожено… И мы, живущие в 21 веке, увидеть это чудо архитектуры можем теперь только на этом фото…
А вот это фото – трамвай с верблюдом на одной уличной полосе – для жителей города символизирует две ушедшие транспортные эпохи. Когда-то гужевой транспорт был нормой для старого города, машины его начали вытеснять только в начале прошлого века. И вытесняли не очень активно поначалу. Первые пассажирские перевозки в городе, тогда он назывался Верный, стали осуществляться только в 1912 году. Организовал их коммерсант из Токмака Бабахан НУРМУХАМДБАЕВ. Он для этой цели закупил автомобиль французской Berliet, пригласил водителя из Курляндии (сейчас Эстония) - Иоганна РЕЙНВАЛЬДА. В 1914 году контор транспортных перевозок в городе, и соответственно автомобилей, стало два – конкуренцию создал некий Николай СУРОВЦЕВ с машиной чешской марки Laurin & Klement.
К 1923 году, согласно данным учета автотранспорта, машин было уже 126.
Трамвай же в нашем городе появился лишь в 1937 году. И вот это фото очень ностальгическое – грустят алматинцы по своему трамваю - он, увы, сейчас уже прошлое – рельсы частично разобраны, вагоны отправили в другие города…
А тогда, в 1937-м, трамвай стал для города транспортно-инновационным прорывом. Когда Алма-Ата стала столицей, а произошло это в 1927 году, город просто был вынужден обзавестись необходимой инфраструктурой. За десять лет (с 1927 по 1937) число жителей увеличилось в пять раз. Жилья катастрофически не хватало, многие горожане жили за чертой города в новых поселках, но работали в городе. И им надо было туда добираться как-то.
Городские власти выбрали для этой цели трамвай. Это было выгодно со всех сторон.
Дороги были плохие, точнее, их почти не было, потому троллейбусы и автобусы в качестве общественного транспорта не очень-то городу тогда подходили. То ли дело трамвай – обеспечить ему рельсы было гораздо проще, быстрее и дешевле, чем сделать хорошие дороги. Да и в обслуживании трамвай, оказывается, дешевле, чем автобус, и сроки эксплуатации у него больше.
В 1934 году утвердили план, а в 1936 начали строительство трамвайного депо, мастерских и, собственно, самих трамвайных путей, первых двух линий.
Одна - от городского вокзала (сейчас вокзал "Алматы-2") до улицы Таранчинской (сейчас Байтурсынова). Вторая - по улице Пастера (ныне Макатаева). Потом строили вторую очередь, удлиняя маршруты. Коренным алматинцам и тем, кто в городе давно и застал трамвай в живых, это все хорошо знакомо, мы ездили на этих трамваях и все эти маршруты знаем не по схемам.
Потому я долго и трепетно вглядывалась в фото, пытаясь найти место, где оно сделано. И к интернету, конечно же, обращалась.
Нашла там страницу с обсуждениями именно этой фотографии. Причем, обсуждали ее на форуме краеведов Ташкента. Там развернулись настоящие баталии по поводу происхождения этого фото.
Некоторые уверяли, что это фото сделано во время открытия трамвайного сообщения в городе Алма-Ата (ныне Алматы, конечно).
Возможно, они правы только частично. На фото – наш город, но ошибочно указана дата съемки.
Первый трамвай в нашем городе отправился в свой трамвайный путь в ноябре 1937 года. А на фотографии мы видим пышную зелень, которая вряд ли бы сохранилась до ноября. К тому же, трамвай первое время работал в тестовом режиме, а на фотографии запечатлен момент уже привычной, обыденной действительности. И фотограф будто бы акцент ставит не на трамвае, а на верблюде – но это уже мои додумки…
Так что, возможно, на фото не 37-й год, а лето 38-го…
Другие же вообще считают, что фото сделано в Ташкенте, и даже указывают примерную локацию съемки. Ссылаются на модель трамвайного вагона – мол, это более старая модель, такие были в Ташкенте, а для Алма-Аты были закуплены другие вагоны. И они тоже могут быть правы - первый трамвай на электрической тяге в Ташкенте появился гораздо раньше, чем у нас - в 1913 году. И ходил он поначалу по улице Пушкина…
Тоже возможно.
Но это все предположения. Нужны факты и доказательства, их и надо искать. Архивная работа требует точности.
И в любом случае эти мгновения уже никогда не вернуть. И они сохранились только здесь – на старых фотографиях.
Как старый терминал алматинского аэропорта. За который мы всем городом боролись, боролись, но отстоять не смогли…
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!