Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На снимке: шхуны экспедиции у Кос-Арала. С рис. Шевченко.
Алексей Иванович БУТАКОВ не просто так считается "первым исследователем" Аральского моря. В 1848-1849 годах именно он впервые избороздил просторы Синего моря, нанёс на карту его берега и открыл острова. Между тем, имя Бутакова оказалось как-то незаслуженно "затёртым" между ярчайшими представителями географии "золотого века". А сегодня о нём помнят лишь отдельные просвещённые. Может быть, в силу того, что и самого-то главного предмета его открытий больше нет на карте мира? Ну так он к этому злополучному финалу Аральского моря никакого отношения не имеет.
Алексей Иванович был, быть может, и не самым знаменитым, но весьма типичным представителем той великолепной плеяды исследователей-путешественников, которые обессмертили российский вклад в мировую географию. Для казахстанцев небезынтересно, что его открытия в основном сопряжены с территорией нашей республики. Научные интересы Бутакова вовсе не заканчивались тут гидрологией и картографией. В его записках можно, например, найти сведения по этнографии приаральских казахов. Известно, что Алексей Иванович пытался даже овладеть казахским языком и преуспел настолько, что вворачивал в своих письмах экзотические для русских слова.
И хотя исследованием Арала вклад Алексея Ивановича в изучение этой части Глубинной Азии отнюдь не исчерпывается, сегодня хочется остановиться именно на нём.
Пара слов о предшественниках
Симптоматично, что главным вкладом моряка Бутакова в исследование земли стало исследование воды. Ему принадлежат первые научные описания Амударьи и Сырдарьи, но главным его достижением стало двухгодичное изучение Аральского моря, обширного замкнутого водоёма, занимавшего в свою бытность третье-четвёртое место среди всех озёр Земного шара.
Знания об Арале долгие века зиждились на неясных "китайских источниках" и чуть более продвинутых средневековых "сведениях из арабской географии". Новая эпоха в исследовании моря-озера наступает с той поры, когда Великая Степь попадает в зону влияния Российской империи. Особенно усилилась тяга к изучению этих мест во времена Петра Великого. Начиная с известного чертежа РЕМЕЗОВА 1697 года, Аральское море обретает своё истинное место и под своим нынешним именем, уже не сходит с карт в течение почти трёх столетий (до трагического финала конца XX столетия).
Но до самой середины XIX века изображения Арала на бумаге оставалось весьма схематичным. И это неудивительно, так как в основе карт лежали в основном "распросные" данные, полученные из всех мыслимых (а иногда и немыслимых) источников. При этом, в отличие от Каспия, никакого судоходства тут сроду не отмечалось. Даже на дотошно исполненной карте ЛЁВШИНА центр озера занимает один единственный остров Барсакельмес, о котором знали ходившие туда по льду казахи.
Вклад "кораблей пустыни" в судоходство на Аральском море
Так было до 1848 года. До 25 июля 1848 года, когда из укрепления Раим (на Сырдарье) вышла привезённая из Оренбурга шхуна "Константин" под командованием капитана Алексея Бутакова, потомственного моряка, молодого выпускника морского кадетского корпуса, за спиной которого маячило, однако, уже кругосветное плавание на транспорте "Або".
Основной задачей экспедиции Бутакова (кроме "Константина", в неё входила вторая шхуна – "Николай") была "систематическая опись Аральского моря". То есть – научное описание и картирование до тех пор неисследованного и загадочного водоёма, возбуждавшего кабинетный интерес в поколениях географов. А это уже совершенно иной уровень географии, нежели всё существовавшее ранее.
Несмотря на свою "озёрную природу" исследования Арала были сопряжены ровно с такими же трудностями, какие сопровождали путешествия в любой точке Мирового океана. И даже более. Потому как, прежде чем приступить к исследованиям внутриземного "моря", нужно было заиметь как минимум средства для полноценного плавания. Что представляло собой нелёгкую задачу – никаких верфей в условиях отсутствия судоходства тут попросту не существовало, более того, в безлесных пустынных регионах не росло деревьев, из которых можно было бы соорудить достойную моря-озера посудину. Ну, не строить же корабль из саксаула, который в силу собственной тяжести тонет в воде?
Шхуна для экспедиции была построена на реке Урал в Оренбурге. Но, как известно, Урал относится к бассейну Каспия, никак не соединённому (по крайней мере в ту эпоху) с Аральским морем. Между Оренбургом и Раимским укреплением в устье Сырдарьи лежал путь в 1000 вёрст. И… как прикажете плыть по пустыне?
На "кораблях пустыни"!
Построенное специально для экспедиции судно было разобрано и нагружено на подводы, в которые по местному обыкновению запрягались верблюды. 1500 подвод, построенных в две линии, целый месяц тащили морской груз через безводные степи и пески Приаральских Каракумов. Необходимые для точной съёмки хронометры всё это расстояние вообще несли на руках (!).
К 20 июня шхуна "Константин" была полностью собрана на новом месте и спущена на воду. Это было неказистое, но крепкое судно длиной 16 метров. Плоскодонность его (глубина осадки всего в 1 метр) была специально заточена под мелководье Арала. Тут к экспедиции присоединилось ещё одно судёнышко – "Николай", построенное и привезённое годом ранее по распоряжению "начальника Оренбургского края" В. А. ОБРУЧЕВА.
25 июля 1848 года в 8 часов вечера "Константин" и "Николай" отправились на встречу с Аралом.
Края непуганых сайгаков
За два года Аральское море было буквально иссечено маршрутами экспедиции Бутакова. Главной географической заслугой стало то, что после этого Арал впервые обрел чёткие картографические очертания.
В первый же год плавания по морю-озеру были неожиданно обнаружены целые архипелаги островов, которым дали имена членов правящей в России монаршей семьи и морских руководителей. Согласитесь, открыть новый остров не где-то там, в южной части Тихого океана или сумеречной зоне полярных широт, а в самом центре степей Евразии – это, по крайней мере… Неожиданно!
Острова были не только неизвестными, но и практически необитаемыми. Красноречив тот факт, что на самом большом из них, острове Николая I (в советские времена переименованном в остров Возрождения), экспедиция встретила стада сайгаков, которые… Не боялись человека. Если дикие звери не боятся человека, то это означает только одно - они никогда не встречались с людьми!
Характерно, но одной из самых главных проблем, несколько раз ставивших морскую экспедицию в весьма затруднительное положение, было… отсутствие воды. И речь не только о вопиющих мелководьях (особенно – в восточной части), местами не позволявших подойти к побережью даже на расстояние прямой видимости. На море (далеко от Сырдарьи и Амударьи) не существовало никаких источников пресной воды, потребность в которой в условиях крайне знойного лета увеличивалась многократно.
Приходилось самим копать "колодцы" на островах и берегах, что, однако, вовсе не всегда приносило плоды. Иногда, дабы не погибнуть, вынуждены были идти на крайность - пить солёную воду, что моментально сказывалось на здоровье экипажей. Людей из-за этого изнуряли не только повальные поносы - были отмечены и случаи цинги. Однажды это привело к тому, что в нарушение данных инструкций Бутаков вынужден был зайти в дельту Амударьи, во владения хивинского хана.
Однако и само Аральское море оказалось вовсе не тем простым озером, которым должно было быть по определению. Оно неоднократно трепало суда и нервы своими переменчивыми ветрами и моментально начинающимся волнением.
Сам Бутаков (совершивший ранее кругосветное плавание) писал:
"Аральское море - одно из самых бурливых, не имеет для моряка ни одного безопасного и удобного приюта, если за каким-нибудь мысом можно укрыться при одном ветре, то его же надо в высшей степени остерегаться при первой перемене погоды, отчего плавание здесь самое беспокойное".
Особенно мрачными оказались ясные дни августа 1849 года, когда "Константин" при сильном ветре дважды садился на мель, промеряя глубины у острова Николая, что вызвало течь в корме. В тот же самый шторм положение "Николая" вообще оказалось столь критичным, что отчаявшиеся матросы начали готовиться к гибели и даже надевали белые рубахи, а командир (Поспелов) принялся собственноручно рубить мачты.
И это – озеро?
А за Арал – спасибо!
…Благодаря Алексею Ивановичу Бутакову Арал лёг на карту и покрылся островами. А сам Бутаков покрылся всемирной славой – известно, что вскоре после плавания по ходатайству великого ГУМБОЛЬДТА, "отца современной географии", он был избран почётным членом Берлинского географического общества. А король Италии наградил его орденом Св. Маврикия и Лазаря. И печально признавать, что заслуги Алексея Ивановича в изучении Арала (и Сырдарьи) – явно недооценены в современном Казахстане. Уж чего-чего, а скромного обелиска где-нибудь в Аральске или Казалинске этот человек достоин.
На снимке: карта Бутакова.
Вспоминая про экспедицию Бутакова, необходимо сказать несколько слов и о его спутниках.
Команда опытных матросов из 45-го флотского экипажа была набрана в Астрахани. Рядом с Бутаковым был ещё один "военный географ" - штабс-капитан генерального штаба МАКШЕЕВ (забавно, также Алексей Иванович). Именно он, в силу непростых отношений Бутакова с властью, стал автором отчёта экспедиции ("Описание Аральского моря") в "Записках Императорского Русского географического общества" за 1851 год. А в 1896 году, уже после его смерти, вышла его интересная книга "Путешествие по киргизским степям и Туркестанскому краю.
А ещё Бутакову сопутствовали прапорщики: штурман ПОСПЕЛОВ и топограф АКИШЕВ, а также фельдшер ИСТОМИН и попавший в солдаты польский студент-геолог ВЕРНЕР.
Но самым известным спутником Алексея Ивановича в этом путешествии был ещё один ссыльный солдат, а по совместительству великий украинский поэт Тарас ШЕВЧЕНКО. Именно из-за него и приключилась та монаршая "немилость", повлекшая за собой неприятные последствия для истинного триумфатора Арала. Об участии Шевченко в экспедиции можно будет поговорить особо.
Не исчерпывается этим небольшим очерком и история "казахстанского интереса" к самому Бутакову, прожившего (и не просто так!) на территории Казахстана 15 лет…
Иллюстрации: из книг XIX – XX века.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!