Чиновничья Астана буквально бурлит ожиданиями кадровых перестановок. Все ждут, как решится его личная карьера. А многие предпринимают самые активные действия, рано или поздно подпадающие под известные
Отзвучали первые комментарии по поводу очередной перекройки в правительстве. Но мне кажется, что в такие сложные для судеб чиновников дни мы забываем о других основополагающих моментах нашего бытия, связанных с этим «эпохальным» событием.
Во-первых, власть очень удачно использовала текущий момент: слишком много вопросов накопилось в обществе, включая и продолжающееся повышение цен на товары и услуги после девальвации, и не очень понятное будущее в ТС, и возможные последствия санкций против нашего союзника по ЕАЭС - России. Да и война в Украине в медийном смысле до сих пор затмевает многие внутриказахстанские темы и проблемы. К «перехвату внимания» можно также отнести новые, «интересные» наименования ведомств. Например, никто не стал давать оценку итогам деятельности госорганов экономического блока, зато стали дружно обсуждать название «министерство национальной экономики». Почему бы самой власти не дать развернутую оценку деятельности расформировываемого органа и его руководителя? Неплохо было бы заставить их отчитаться о своей работе.
Во-вторых, некоторая, мягко скажем, неадекватность решений по перекройке органов власти свидетельствует о том, что не все спокойно на самом верху власти, где и принимаются эти решения. Например, объединение в один госорган тех, кто может воровать и брать взятки, и тех, кто должен с ними бороться – вообще бюрократический нонсенс. Видимо, до последнего момента шла борьба за эти кресла и только в последний момент приняли такое вот неожиданное решение. Заданные президентом параметры оптимизации - «из 17-ти министерств остались 12. Из 10 агентств осталось одно» - скорее всего, не были до конца отработаны его подчиненными. А ведь на очереди судьба комитетов республиканского уровня, которые являются ключевым звеном в проведении государственной политики. Президент сказал, чтобы вместо 54 комитетов останется 30. Как будет решаться судьба всех этих ведомств, как говорят эксперты, до сих пор тайна для большинства чиновников. Почему очередная реорганизация проходит в таком авральном режиме? В результате все кабинеты чиновников превратились в один общий зал ожидания. Хотя эту перекройку и следовало ожидать. Ведь совсем недавно у нас появились новый старый премьер и новый руководитель админстрации президента. Об их извечном (объективном и субъективном) противостоянии не знает только ребенок. Так устроена наша политическая система - дело даже не в их именах и личных качествах.
В-третьих, и это важно для текущего момента, вся чиновничья Астана буквально бурлит ожиданиями кадровых перестановок. Все ждут, как решится его личная карьера. А многие предпринимают самые активные действия, рано или поздно подпадающие под известные статьи законодательства о борьбе с коррупцией. Кто-то, пользуясь моментом, подчистит «хвосты». Кто-то будет стараться максимально монетизировать свое нынешнее «интересное», предстартовое состояние. Кто потом будет вдаваться в подробности «тревожного августа-2014», кто будет считать сколько за раз бумаг подписал чиновник? Да и ранее утвержденные сметы бюджетов по тендерам и госзакупкам еще никто не отменял…
Если учесть, что такие же ожидания и на уровне регионов (ведь каждое республиканское ведомство имеет свои областные, городские и районные филиалы), то можно предположить истинный размер психологической катастрофы по всей стране!
И последнее, социальное и общественно значимое.
Никто и не задумывается о реакции простых казахстанцев. Если произошла оптимизация госорганов, то, по идее, должно быть сокращение не только количества ведомств, но и численности самих чиновников. А где цифры такой экономии?! Куда будут направлены сэкономленные бюджетные средства? Кто озвучит эти цифры? Хотя бы для того, чтобы успокоить общественное мнение.
А то получается как в том анекдоте:
- Угощайтесь, возьмите еще кусочек!
- Я уже два съел!
- Не два, а три, но кто здесь считает?
(Автор – независимый политик)