Почему проект надо завершать как можно быстрее
Напишу не самый популярный пост про LRT.
У многих LRT ассоциируется с коррупцией и неэффективностью, но я бы хотел посмотреть на данный вопрос более прагматично.
Во-первых, в моем понимании, основные деньги были потеряны не в результате того, что их кто-то украл на строительстве объекта, а за счет того, что компания разместила всю сумму денег в "Астана Банк", который в последующем обанкротился, и деньги вернуть не получилось. В этом аспекте основная проблема была в риск менеджменте, а именно в том, как там оказались деньги. С этим как раз таки и нужно разбираться: тогда много кто так "попал", даже государственные холдинги, где годами выстраивался риск-менеджмент с привлечением консультантов, но мало кого наказали.
Во-вторых, сам проект, с точки зрения себестоимости строительства, обычно проходит экспертизу, и при проектировании таких объектов завысить себестоимость проблематично, так как цены по объемам работ все прописаны в справочниках. Можно менять сам проект и материалы, чтобы удешевить, но снизить цены на работы и материалы на этапе проектирования очень сложно.
В-третьих, Астана - находится в очень суровых климатических условиях, и такой объект логично сравнивать с себестоимостью строительства в аналогичных климатических условиях, нежели с другими объектами, поэтому проект должен учитывать все аспекты, в том числе климатические.
В Астане проживают уже 1,5 млн человек, и город продолжает расти, что означает, что без городского транспорта, типа метро, LRT или трамваев, обойтись будет крайне сложно, если мы хотим, чтобы Астана развивалась именно как мегаполис.
Помню, все критиковали метро в Алматы, что очень дорогой проект, рассчитан только для туристов и так далее. Сейчас метро стало одной из главных транспортных артерий города, а каждая новая станция приводит к росту пассажиропотока экспоненциально. Районы вокруг станций метро становятся полицентрами и очень сильно развиваются. Эффект от метро колоссальный и этот проект нужно развивать дальше и ускорять темпы строительства, так как метро имеет мультипликативный эффект.
То же самое ждет Астану. LRT должен стать той транспортной артерией, которая разгрузит дороги, сделает точки притяжений вокруг станций и придаст мультипликативный эффект для развития города. Впрямую считать экономическую окупаемость такого проекта нельзя, нужно именно смотреть, какой эффект получит экономика города. Развитие городов и агломераций - это мировой тренд развития. Рост городской агломерации дает гораздо больше экономического роста, чем любая государственная программа в селе, а чтобы стимулировать развитие городов, архиважно развитие городской инфраструктуры, в числе которой самая главная - транспортная.
Поэтому, мое мнение - LRT нужно быстрее завершать, возможно внести изменения с учетом текущих реалий развития города, но запуск LRT даст дополнительный толчок для развития города.
Фото: © Ratel.kz / Асем Миржекеева.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!