1960-80-е. Как лозунг "Смерть мусору!" принёс погибель коммунистическим начинаниям

4359 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 13 Апр 2022, 18:30

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Эти апрельские дни вызывают у всех, кому довелось пожить в СССР, ностальгические воспоминания о странноватой весенней акции под названием "коммунистический субботник". Она являлась непременным признаком полноценности каждой новой весны того времени. Праздник – но не праздник (хотя с атрибутами такового). Работа – но не работа (денег-то за это никто не платил). Так что же?

Традиционный апрельский субботник был в СССР не только знаковым календарным событием, но и неотвратимым действом для всех граждан. Для всех, кто работал или учился. И даже для пенсионеров, заключённых и пациентов (не только обычных, но и психиатрических больниц). Недаром он назывался "Великий Коммунистический". В нём воплощался великий смысл фразы, когда-то обронённой ЛЕНИНЫМ (засветившимся с бревном в Кремле): "Будем годы и десятилетия работать над применением субботников, их развитием, распространением, улучшением, внедрением в нравы, и мы придём к победе социалистического труда". Вот и внедряли. (Хотя – как пришли, так и ушли).

Субботники в СССР (напомню для нестарожилов) начались на заре новой власти с бесплатной починки трёх паровозов в депо станции Москва-сортировочная, в 1919 году. Тамошние коммунисты трудились, правда, не совсем в субботу (суббота и так была рабочим днём), а в ночь на субботу. Ленин же (учуявший, обобщивший и воспевший бесплатный труд в знаковой работе "Великий почин") носил своё знаменитое бревно годом позже, на Первом всероссийском субботнике-маёвке - 1 мая 1920-го.

Спустя полвека субботники, в их окончательном "развитии", стали принудительно обязательными для всех ("окончательно распространёнными"). В том числе и для подрастающего поколения граждан. Кроме множества маленьких локальных "субботничков" (и Великого Коммунистического – куда без него?), мы, казахстанские школьники и студенты тех лет, вместе со всей страной непременно участвовали и в разовых Всесоюзных акциях: в честь 100-летия самого Вождя (1970), в честь 50-летия образования СССР (1972), в честь 50-летия самих субботников (1969). И т. д. и т. п.

В такие дни на "трудовую вахту" во внеурочный час заступала вообще-то вся страна. И если рабочие и крестьяне делали то, что делали всегда, и продолжали давать стране то, что они должны были производить согласно трудовому расписанию, интеллигенция и учащаяся молодёжь, выбираясь из лабораторий и аудиторий - трудилась на свежем весеннем воздухе: с граблями, вениками и … шутками-прибаутками.

Жители эпохи развитого социализма уже вряд ли относились с должным ("ленинским") пиететом к архиважности мероприятия – многие в открытую иронизировали по поводу пресловутого бревна, безвозвратно потерянного в эпоху БРЕЖНЕВА и не без раздражения проходились по адресу тех канонических коммунистов-выдумщиков со станции Москва-сортировочная.

А тот самый пролетариат (революционные предтечи которого когда-то выступили инициаторами всего сыр-бора) высказывался и вовсе безответственно и неполиткорректно. Суббота-то в это время уже стала законным выходным днём, таким же, как и воскресенье! С пивом, дачами, телевизором и домино. Так что особого счастья по поводу такой "победы социалистического труда" массы не испытывали. Однако и какой-то оппозиции всесоюзным акциям не отмечалось. Думаю, что работать на субботники безропотно выходили даже те, кто после, когда представилась безопасная возможность, тут же переписали себя в смелые "борцы с режимом" и, выйдя из рядов умирающей КПСС, в одночасье превратились в непримиримых врагов советской власти.

Наше детское отношение к субботникам было вполне адекватным к велениям времени. Хотя и оно трансформировалось по мере перехода из класса в класс и тотального взросления. И если в начальной школе мы безропотно тащились на занятия - с вениками, граблями и самодельными транспарантами ("Смерть мусору!"), чтобы после нескольких уроков выйти на уборку отведённой территории, то в старшем возрасте… тоже тащились - с теми же граблями-вениками. Правда, уже не так безропотно. Мне кажется, что именно те "грабли и веники" окончательно погребли смысл и природу добровольного труда во благо всего общества. Одно дело – что-то созидать, строить, создавать. И совсем другое – за кем-то убирать, подтирать и выносить чужой мусор. Впрочем, современным казахстанским госслужащим, студентам и школярам всё это объяснять не надо…

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: из архива Андрея Михайлова. Снимки сделаны в посёлке Алатау близ Алма-Аты в 1960-е годы.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Оставьте комментарий

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Люди с активной гражданской позицией выжидают
Политолог Андрей Чеботарёв об итогах 2025 года, институциональных изменениях и границах гражданского участия
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером