Взаимным жалобам КСК и собственников квартир нет конца и края. Только в Астане их количество ежегодно увеличивается на несколько тысяч. Если в 2014 году их было 12 тысяч, в 2015 - около 13 тысяч, то в 2016 году - в столичную диспетчерскую службу «109» поступило почти 16 тысяч жалоб жилищно-коммунального характера. Корреспондент Казинформ попытался выяснить, сможет ли новый закон о жилищных отношениях, разрабатываемый в Министерстве национальной экономики, решить хотя бы часть накопившихся вопросов.
Главный вопрос - куда уходят деньги? Одной из главных проблем как для жителей, так и для обслуживающих организаций, является вопрос установления тарифов за услуги.
Версия КСК
Председатели КСК жалуются, что собираемых средств не хватает на все нужды дома, особенно острой стоит проблема уборки дворов в зимний период. Плюс ко всему, часть собственников квартир не оплачивает услуги КСК. К примеру, в Астане их процент достигает 30. «По объекту кондоминиума нам положено убирать 5 метров от фундамента дома, но есть еще проезжая часть, и мы не можем ждать, когда приедет подрядная организация от акимата. Нам приходиться нанимать транспорт (трактор). Один час стоит в пределах от 6 тысяч до 8 тысяч, это уже кто как договорится. За три часа - уже 18 тысяч. Самый минимальный тариф - 30 тенге (за квадратный метр - прим. авт.), есть даже 25 тенге. На что их хватит?» - поделилась председатель столичной Ассоциации КСК района Алматы Бакарам Кусаинова. Такая же проблема актуальна и для другого крупного города Казахстана - Алматы. Ассоциация КСК уже пробовала просить акимат взять на себя ответственность по уборке придомовых территорий. В администрации города каждый раз отвечают одинаково: сбор денег на уборку должен производиться на общем собрании. «Например: в Турксибском районе есть 8-квартирные домики, а вокруг домика на полгектара участок, который нужно убирать. Где найти дворника, который будет мести за зарплату в 30 тысяч? Нет таких», - рассказал начальник юридической службы Ассоциации КСК Алматы Аркадий Рубцов.
По словам представителей ассоциаций КСК, деньги уходят не только на домовые нужды, такие как замена лампочек, уборка подъездов и выплату зарплат. Определенная часть денег перечисляется в банки второго уровня на накопительно-сберегательные счета. «Допустим, в КСК 100 домов, 200 счетов. И ему нужно как минимум три бухгалтера, чтобы вести только этот счет, административные издержки растут, банки требуют деньги за обслуживание каждого счета, а это по 2000 в месяц. Считайте, 200 счетов по 2000 в месяц - эти деньги я трачу не на ремонт, а отдаю банкирам. Если я их не отдам, меня будут штрафовать. А на жильцах это никак не сказывается, кроме того, как им нужно отдавать деньги», - уточнил А.Рубцов. Отсюда вытекает нехватка средств на проведение капитальных ремонтов домов.
Мнение жильцов
Жильцы, в свою очередь, утверждают, что не видят результатов работы КСК и отчетов за потраченные средства и задаются вопросом: «за что мы платим?». К примеру, в Астане стоимость услуг КСК в основном колеблется от 25 до 165 тенге за один квадратный метр, средняя цена - это 40-65 тенге. Астанчане также дополнительно платят за услуги сантехников, электриков, видеонаблюдение, консьержек, домофоны и лифты. Кроме того, по словам горожан, КСК сдают в аренду нежилые помещения и технические этажи. И эти деньги тоже не всегда расходуются прозрачно. Некоторые обслуживающие организации повышают тарифы без ведома жильцов. Так, собственники квартир в ЖК «Алатау» несколько раз доказывали незаконность повышения цен. При сдаче дома в эксплуатацию им удалось снизить их с 60 тенге до 40 за жилые помещения и до 80 тенге - за нежилые. Вскоре жителей оповестили о ценах 82 тенге за жилые помещения, и 122 тенге - за нежилые. После возмущений тариф на обслуживание жилых помещений был снова определен в размере 40 тенге. Но стоило им утихнуть, как в КСК снова повысили тариф, на этот раз - до 65 тенге за квадратный метр. «Для меня это 8320 тенге ежемесячно + 2250 тенге за пользование лифтами. При этом качество услуг не улучшилось. Надо отметить, что жилых помещений в доме - 35 078 кв.м, а нежилых - около или более 40 тыс. кв.м. От жителей скрывается информация: сколько поступает средств за эксплуатационные услуги, именно от собственников ВП (встроенных нежилых помещений). Даже следователю отказали в предоставлении этой информации. С теми, кто не согласен с новым тарифом, поступают очень просто: через суд заставляют выплачивать. Ну, а тех, кто жалуется на самоуправство и неправомерность действий ТОО, привлекают через частные жалобы в уголовном порядке, как за клевету в отношении юриста застройщика», - поделилась жительница Балкия Бисенгалиева.
Другой жительнице Астаны Айгуль Сандибек несколько лет назад пришлось на собственные средства починить протекающую крышу. «С потолка текла вода, ставила тазики. Эта «монотонная музыка» и ужасный вид комнаты просто удручал. Домоуправ качала головой, но никаких действий по сбору средств с жителей не предпринимала. Однако спустя некоторое время в подъезде устроила несогласованный ремонт. И цену предъявила - 8 тысяч тенге с квартиры. В итоге «расколупала весь подъезд», и жильцам за свой счет пришлось привести его в порядок. А крышу я починила за свой счет. Спрашивается, за что я должна платить домоуправу, если я понесла расходы, и он ничем мне не помог?» - спрашивает она. Как его решить?
А пока жильцы спорят с КСК, состояние жилых комплексов ухудшается. Яркий пример тому - элитный ЖК «Северное сияние» в деловом центре Астаны. Дом бизнес-класса, поразивший своей архитектурой и ставший одним из достопримечательностей левого берега, превратился, как говорят собственники квартир, в «бомжатник». Рабочая группа по разработке концепции нового закона предлагает установить «потолок» цены на услуги КСК.
В Ассоциации КСК Алматы считают, что, возможно, действительно стоит установить минимальный порог в зависимости от региона: то, что возможно для Алматы и Астаны, будет невозможным для менее крупных городов.
Бакарам Кусаинова выразила мнение, что никакие законы не смогут помочь, пока люди сами не придут к взаимодействию. «У дома есть члены правления из числа жителей, они должны сесть со своим председателем составить смету: это фонд зарплаты, налоговые платежи и так далее. Вместе нужно сесть и составить тариф на один квадратный метр. Это должна быть общая работа. Жители же нанимают на работу председателя, это выборная должность. И совместно должны решать проблемы своего дома (...) Проблема тут не в законах, не в правилах, а в самих людях. Это, прежде всего, взаимопонимание между жителями и обслуживающей организацией. Любой вопрос нужно решать совместно», - сказала она. Стоит ли надеяться на законодательные изменения? По мнению Аркадия Рубцова, новый закон не сможет кардинально изменить ситуацию, так как этим вопросом занимаются непрофессионалы. В среде чиновников очень большая «текучка кадров», и ни один из них не задерживался на достаточное количество времени, чтобы вникнуть в проблемы на 100%. В Министерстве национальной экономики сообщили, что в рабочую группу вошли представители МНЭ РК, ассоциаций КСК, общественных организаций, управляющих компаний, собственников квартир.
По итогам работы законопроект будет размещен в интернете для публичного обсуждения.