Мажилисмен возмутился ценами на уголь в Казахстане

1470 просмотров
0
Ратель
Среда, 24 Ноя 2021, 16:00

Парламентарий рассказал, что для конечного потребителя цена на уголь увеличивается в три-четыре раза

Депутат мажилиса парламента Ерлан САИРОВ потребовал у правительства разобраться с ситуацией вокруг цен на уголь в Казахстане, передает Sputnik Казахстан.

Свой запрос Саиров адресовал заместителю премьера Казахстана Роману СКЛЯРУ. Мажилисмен напомнил, что в ряде регионов страны сложилась напряженная обстановка в связи с нехваткой бытового угля.

"Ситуация недопустимая уже в начале отопительного сезона, хотя объективных предпосылок для нехватки угля нет. (...) И это в стране, входящей в первую десятку крупнейших угледобывающих стран мира!" - воскликнул депутат.

По его словам, сегодня в цепочке продажи угля населению задействовано около десяти звеньев, в числе которых - угольный разрез, отгрузочные пункты по железной дороге, перевозка по железной дороге, приемные терминалы на железнодорожных тупиках, распределительные пункты, откуда уголь доставляют до потребителей.

"На каждом из этих этапов стараются получить свою маржу и добавляют к цене. Есть основания полагать, что действующие правила биржевой торговли позволяют предприятиям-посредникам скупать крупные объемы угля и тут же, на самом разрезе, продавать его по цене в два раза дороже", - продолжил парламентарий.

По его словам, ажиотажный спрос связан также с отсутствием достаточного объема угля в точках его реализации. Спрос в свою очередь сложился из-за острой нехватки железнодорожных вагонов для его доставки.

"Уголь от разреза до районов доставляется не за шесть, а за 16 дней! Сегодня уголь, который с разреза отпускается по цене около 7,8 тыс. тенге за тонну, в пунктах реализации в Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях продается за 25 - 30 тыс. тенге за тонну! Таким образом для конечного потребителя цена от первоначальной увеличивается в три-четыре раза. Это неподъемные цены для сельчан!" - возмутился Саиров.

Он потребовал срочно обеспечить запасами бытового угля жителей сел, а также выделить необходимое количество вагонов для перевозки угля.

По мнению Саирова, также нужно обеспечить прозрачность формирования цен на уголь и максимальную конкуренцию среди оптовых покупателей угля.

"Необходимо провести работу на предмет исключения антиконкурентных соглашений между участниками рынка, исключения влияния посреднических звеньев на формирование конечных цен для бытовых потребителей угля", - заключил мажилисмен.

Министерство энергетики, в свою очередь, рассказало о себестоимости угля и правилах его продажи. 

По данным Бюро национальной статистики, средняя цена угледобывающих предприятий, в том числе АО "Шубарколь Комир", АО "Каражыра", ТОО "Майкубен-Вест", ТОО "Богатырь Комир" и др.
составляет 5 600 тенге за тонну. Кроме того, при реализации угля на товарной бирже устанавливается
ценовой коридор, в котором цена заявки на продажу угля не может быть ниже 98% и выше 102% от базовой цены. Таким образом предусматривается механизм рыночного колебания цены (рост и снижение цены) и учитывается спрос со стороны покупателей. 

"Рост цен происходит именно за счет перекупщиков на местах, которые завышают цену до 25 тысяч тенге за тонну. При этом, средняя цена угля на железнодорожных тупиках составляет 13 тысяч тенге за тонну (в частности, в городе Нур-Султане)", - проинформировали в Минэнерго.

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента