Машиностроение – в приоритете
В январском Послании народу страны Президент РК поручил правительству разработать проект Второй пятилетки государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2016-2019 годы. Недавно Национальная палата предпринимателей Казахстана внесла на рассмотрение 61 инвестиционный проект по развитию машиностроения.
По данным АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ), объем производства машиностроительной продукции с 2001 по 2012 годы вырос от 66 до 657,2 миллиарда тенге, в 2013 году он составил 840 миллиардов тенге, тем самым показывая рост более чем в 12 раз. В то же время, в соответствии с программой развития машиностроения к 2015 году объем производства отрасли планировалось довести до 588 миллиардов тенге. Этот показатель удалось выполнить досрочно. По прогнозам экспертов, уже в текущем году он превысит один триллион тенге.
Такие темпы роста, а также введение дополнительных мер господдержки, в целом, позволяют прогнозировать рост годовых объемов производства в машиностроении до двух триллионов тенге по итогам второй пятилетки ГПФИИР.
Наряду с этим, как отметил в депутатском запросе к Премьер-министру РК депутат Мажилиса Мейрам Пшембаев, импорт продукции машиностроения составил в 2012 году 21,5 миллиарда долларов США, превысив свое производство ровно в 5 раз. Он ежегодно составляет порядка 42 процента от всего объема импорта Казахстана.
«Недавно, на презентации проектов Карты индустриализации, Глава государства указал на то, что, в первую очередь, нужно развивать те отрасли, где можно обеспечить высокую конкурентоспособность. Одной из таких он назвал сектора машиностроения. Президент также обратил внимание на необходимость не только поддерживать высокий темп роста в традиционных секторах, но и обеспечить их специализацию на переработке продукции. Сегодня не более 10 процентов отечественных машиностроителей производят конечную продукцию», - отметил депутат.
В этой связи он предложил в программе второй пятилетки ГПФИИР предусмотреть мероприятия, направленные на поддержку и активизацию бизнес инициатив в машиностроительной отрасли.
При вводе в эксплуатацию новых предприятий по выпуску новой машиностроительной продукции, которая ранее не производилась в стране, предусмотреть: субсидирование 30 процентов банковского займа, взятого предпринимателем на создание нового производства; освободить от таможенных пошлин и сборов ввозимых материалов, необходимых для возведения нового предприятия; ввести 5-летние налоговые каникулы с даты ввода предприятия в эксплуатацию, тем самым адаптировав лучшие практики мер господдержки, которые много лет эффективно используются в развитых странах.
«Дальнейшее усиление господдержки машиностроения позволит увеличить количество новых предприятий, особенно среди малого и среднего бизнеса. Они могут создать целую инфраструктурную сеть производства готовой продукции для крупных заводов. Безусловно, это увеличит количество рабочих мест и занятость населения, потянет за собой активную бизнес-молодежь, переориентирует учебные заведения на выпуск соответствующих специалистов. Такие меры также повысят инвестиционную привлекательность и привлекут зарубежных инвесторов. Совместно с ними отечественные машиностроители будут заинтересованы создавать совместные производства. Это откроет и возможности для трансферта новых технологий и новых знаний в отрасли машиностроения», - предложил депутат, добавив, что в конечном итоге машиностроение как одна из лидирующих отраслей промышленного производства в рамках ГПФИИР получит сильный импульс для своего развития и послужит дальнейшему росту экономики страны и благосостояния казахстанцев.
Новые инициативы НПП
Как сообщила ИА BNews.kz заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК (НПП), доктор экономических наук Екатерина Никитинская, именно машиностроение характеризует степень зрелости страны и уровень интеллектуального развития общества. К слову, в советский период в нашей стране насчитывалось порядка 1800 крупных и средних машиностроительных предприятий.
По словам Екатерины Никитинской, одним из основных факторов, влияющих на рост производительности в машиностроении, является запуск новых производств. Так, с 2010 года по 2013 год в Казахстане было запущено 58 проектов в машиностроении на общую сумму инвестиций 196 миллиардов тенге. Доля продукции, произведенной предприятиями в рамках Карты индустриализации Казахстана, от общего объема производства машиностроения в 2013 году составила 16 процентов. В стране освоены такие новые виды продукции, как легковые и грузовые автомобили, локомотивы (тепловозы и электровозы) грузовые и пассажирские вагоны, индустриальные аккумуляторы, спецтехника и др.
Заместитель председателя правления НПП отметила, что Национальная палата предпринимателей Казахстана намерена активно участвовать в реализации второй пятилетки Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2015-2020 годы, в рамках которой машиностроение обозначено в качестве основного приоритета.
«В настоящий момент Палата вынесла на рассмотрение правительства 61 инвестиционный проект на общую сумму более 327 миллиардов тенге. В их числе строительство автозавода в г. Усть-Каменогорске, который будет производить 120 тысяч автомобилей в год, а также технопарка по производству автокомпонентов. В Семее планируется выпускать автобусы на сжатом природном газе, в Петропавловске – наладить производство автоматизированных систем экологического мониторинга и состояния окружающей среды, а также систем управления железнодорожным транспортом на основе радиоканала с использованием радиостанций РВС», - отметила она.
По ее словам, также в Северо-Казахстанской области предлагается выпускать поршневые и плунжерные насосы для нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, в Кокшетау откроется казахстанско-белорусский индустриально-технический парк сельскохозяйственной и коммунальной техники, в Атырауской области планируют производить тяжелые и крупногабаритные виды продукции, здесь же будет создано совместное казахстанско-итальянское предприятие по производству фланцев. В Алматы намечено строительство современного машиностроительного завода по производству емкостного оборудования и металлоконструкций в соответствии с международными стандартами.
Впрочем, как подчеркнула Екатерина Никитинская, работа над программой индустриализации второй пятилетки – это повод рассмотреть целый ряд вопросов концептуального характера. Так, в Казахстане отсутствуют современные базовые производства заготовок и комплектующих (литье, поковка, штамповка, метизы, металлорежущий инструмент), а также изделий общемашиностроительного применения (редукторы, гидроприводы и гидроавтоматика, электродвигатели и т.д.) для нужд машиностроения в целом.
Как рассказала заместитель Председателя Правления НПП, поковками занимаются в кузнечном цеху ТОО «Миттал Стил Темиртау» и АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения». Штамповкой занимаются многие заводы, в основном только для собственных нужд.
Как отметила Екатерина Никитинская, учитывая специфику промышленных предприятий Карагандинской области, Национальная палата предпринимателей предлагает организовать отечественное производство чугунного, стального и цветного литья, поковок и изделий общемашиностроительного применения, и, в первую очередь, редукторов.
«Министерство индустрии и новых технологий совместно с Национальной палатой предпринимателей может проработать вопрос организации производства чугунного, стального и цветного литья общим объемом до 200 тысяч тонн на машиностроительных предприятиях Карагандинской области – ТОО «Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко и Карагандинском литейном заводе-филиале ТОО «Корпорация Казахмыс». На базе ТОО «Миттал Стил Темиртау» возможно организовать производство изделий общемашиностроительного применения, редукторов на базе создаваемого холдинга машиностроителей», - рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей.
Отрасль нуждается в корректировке
Екатерина Никитинская также акцентировала внимание на следующей проблеме. По ее словам, в республике существует острый дефицит необходимого количества сертификационных центров и испытательных лабораторий в сфере машиностроения, в то время как в России и Беларуси данная сфера существенно развита. В результате отечественные машиностроительные предприятия вынуждены проводить обязательную сертификацию выпускаемой продукции в центрах и лабораториях этих стран, что влечет для них как дополнительные финансовые затраты, так и временные издержки. Кроме того, возникает угроза административных проволочек по выходу казахстанской производимой продукции на рынок Таможенного союза.
По ее словам, отсутствует системный подход к организации разработки новой конструкторско-технической документации для производства машиностроительными предприятиями современных видов продукции. Вся загвоздка в том, что у отечественных предприятий нет достаточных собственных финансовых средств на разработку и заказов со стороны государства и национальных компаний, а также специальных льгот для исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
По ее мнению, отраслевые конструкторские бюро, занимающиеся разработкой и приобретением технической (технологической) документации, созданием макетов и опытных образцов, проведения испытаний и сертификации, должны финансироваться из бюджета, также исполнителям научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок необходимо предоставлять льготы.
Как отметила Екатерина Никитинская, имеет место отсутствие координации работы между Министерством сельского хозяйства и Министерством индустрии и новых технологий по определению потребности в сельхозтехнике и оборудовании, а также недостаточность мер государственной поддержки для отечественных производителей сельхозтехники в рамках программы «Агробизнес – 2030».
«Следует рассмотреть возможность включения в программу «Агробизнес - 2030» мер государственной поддержки отечественным производителям сельхозтехники, в виде приобретения в лизинг сельскохозяйственной техники у отечественных товаропроизводителей на льготных условиях на 2-3 процента ниже, чем у иностранных товаропроизводителей через АО «КазАгроФинанс», льготного кредитования модернизации предприятий производящих сельскохозяйственную технику, кредитование оборотного капитала в размере 40 процентов от общей потребности», - пояснила заместитель председателя правления Нацпалаты предпринимателей.
Также, по ее мнению, существенно тормозит развитие отечественного машиностроения применение высоких тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий.
В связи с этим, как отметила Екатерина Никитинская, Министерству индустрии и новых технологий совместно с Агентством по регулированию естественных монополий в ближайшей перспективе необходимо проработать вопрос снижения тарифа на электроэнергию для машиностроительных предприятий в вечернее время до уровня дневного тарифа и отмены платы за подключение к электроэнергетическим сетям, а также за увеличение потребляемой электроэнергии (от условной нормы).
Другая проблема – в Казахстане отсутствует производство индустриальных масел, в том числе трансформаторных. Между тем ежегодная потребность в них составляет 400 миллионов долларов США.
По словам заместителя председателя правления НПП, Министерству нефти и газа совместно с Министерством индустрии и новых технологий следует уже в текущем году проработать возможность организации производства индустриальных масел на базе казахстанских предприятий.
Для справки.
По данным АО «КИРИ», в среднесрочной перспективе в мировом машиностроении будет происходить усиление позиций развивающихся стран, особенно Китая. Общий объем произведенной машиностроительной продукции возрастет с 530 миллиардов долларов в 2010 году до 930 миллиардов долларов к 2025 году, что соответствует ежегодному приросту в 3,8 процента.