В ответе на депутатский запрос от 19 февраля текущего года председатель правительства сообщает, что целом проект строительства нового аэропорта одобрен Главой государства, инвестором с казахстанской стороны станет АО «ФНБ «Самрук-Казына». В настоящее время госорганы прорабатывают вопросы финансового, технического и организационного обеспечения строительства.
Причинами для строительства новой воздушной гавани Премьер Ахметов называет, то, что расположение старого аэропорта сдерживает темпы роста пассажиропотока через Алматы, ограничивает рост авиаперевозок и не позволяет в перспективе использовать данный аэропорт в качестве лидирующего пассажирского хаба в регионе. Кроме того, необходимость строительства связана с туманностью в осенне-зимний периоды, жалобами населения на авиашумы и неблагоприятной орнитологической обстановкой.
«В настоящее время Казахстан имеет уникальную возможность стать одним из основных авиационных узлов на Евразийском пространстве, благодаря своему географическому положению в самом центре Евразии и близости к мега-рынкам - Китай, Индия, Россия. За период 2010-2013 годы открыто 20 новых авиамаршрутов, транзитный пассажиропоток вырос в 14 раз. На сегодня каждый шестой пассажир на международных направлениях авиакомпании «Эйр Астана» следует транзитом через Казахстан. Только рынок китайских авиапассажиров, путешествующих по международным направлениям, оценивается на уровне 90 млн. пассажиров в 2013 году, и если Казахстан привлечет хотя бы 1% этого рынка, то количество международных авиапассажиров, путешествующих транзитом через Казахстан, увеличится в пять раз.
Данный фактор позволит стране иметь стабильную политико-экономическую ситуацию и наиболее благоприятную в регионе среду для ведения бизнеса. Кроме того, много авиапассажиров вынуждены выезжать в Киргизию и Узбекистан для вылета по ряду направлений, что создает пассажирам неудобства и вопросы безопасности.
В связи с этим в Казахстане остро назрела проблема нехватки ключевого элемента для становления Евразийского хаба – современного аэропорта. Терминал международного аэропорта Алматы не справляется даже с текущими объемами перевозок. Имеется только четыре телескопических трапа при потребности не менее десяти. В зале международных вылетов имеется 360 сидений, в то время как в пиковые часы вылетов скапливается свыше 500 пассажиров. Транзитная зона основных авиационных ворот Казахстана имеет площадь 191 кв.м (размер одной квартиры) и только 86 сидений. Сегодня авиакомпания перевозит порядка 500 транзитных пассажиров в день, которые вынуждены находиться в плохих условиях, и вряд ли выберут Алматы в качестве транзитного аэропорта во второй раз.
В то же время, другие страны СНГ также претендуют на лидерские позиции авиационного хаба в регионе. Так, в 2012 году в Киеве открыт новый современный терминал, строится новый терминал Баку, намечается строительство аэропорта "Южный хаб" в Ростове-на-Дону.
Имея существенное конкурентное преимущество по оказанию услуг авиационных перевозок в лице сильного национального перевозчика «Эйр Астана» с четкими планами дальнейшего развития, важно не упустить время и срочно решить вопрос со строительством и развитием современных аэропортов как в Астане, так и в Алматы.
При этом аэропорты Алматы и Астана не должны рассматриваться как конкурентные аэропорты. В связи с большой протяжённостью границ Казахстана, аэропорты Алматы и Астана представляют главные южные и северные воздушные ворота. Два главных авиационных узла, как для прямого, так и для транзитного пассажиропотока, которые не могут быть взаимозаменяемыми, поскольку рынок транзитных перевозок обладает высокой конкуренцией. И южный транзитный пассажиропоток скорее выберет ближайший южный аэропорт, такой как Ташкент, Баку, Ашхабад, чем северный.
Прозвучавшее недавно в средствах массовой информации сообщение о строительстве около города Алматы нового аэропорта оказалось не более как ложным, так как этого нет даже на генеральных планах и вопрос никем не прорабатывался.
В связи с чем, просим Вас, уважаемый Серик Ныгметович, детально рассмотреть вопрос возможности строительства нового аэропорта в городе Алматы, который позволит сохранить Казахстану южный авиационный хаб в Средней Азии. Строительство аэропорта займет около десяти лет и если Казахстан через ближайшие десять лет не будет иметь свой авиационный хаб, то мы можем потерять международный авиационный рынок».
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса С.Дьяченко, С. Аимбетов, А. Базарбаев, С. Канаев, А. Тойбаев.
Дополнение.