В Шымкенте начался суд над диспетчером, обвиняемым в крушении самолета Ан-72 в декабре 2012 года. В той авиакатастрофе, напомним, погиб ряд руководителей Погранслужбы РК.
Фото: Караван
|
На скамье подсудимых открытого процесса – 30-летний Канат Акилбеков, диспетчер Шымкентского филиала РГП “Казаэронавигация”. Судье Саидбатталу Токергенову предстоит изучить 42 тома уголовного дела, пишет"Караван".
Прокурор управления Главной военной прокуратуры РК, государственный обвинитель Аширбай Сахаев зачитал официальное обвинение: “25 декабря 2012 года в 18 часов 53 минуты 27 секунд в результате допущенных Акилбековым нарушений правил безопасности движения воздушного транспорта Лукпанов (помощник капитана Ан-72), выполняя указания диспетчера, стремясь занять высоту 800 метров, увеличил вертикальную скорость движения до 20 метров в секунду, при которой отставание показаний барометрических высотомеров от фактической высоты составляло 450 метров. Акилбеков, не реагируя на то, что в 18 часов 54 минуты 38 секунд на его мониторе отобразилось изменение высоты с 830 до 520 метров с выдачей предупреждений, сигнализирующих о снижении воздушного судна ниже безопасной высоты, в нарушение подпункта 2 пункта 466 “Инструкции организации обслуживания воздушного движения”, не проинформировав экипаж воздушного судна о получении предупреждения, во второй раз не выдал указания проверки правильности установки давления на высотомере…”.
– Вину полностью не признаю, – в ответ на это заявил подсудимый.
Свидетель Михаил Лужин, начальник службы обслуживания воздушного движения, охарактеризовав обвиняемого, своего непосредственного подчиненного, как грамотного высокопрофессионального специалиста, имевшего соответствующие образование и подготовку, а также достаточный опыт работы, сообщил суду, что катастрофе предшествовало необъяснимое и невозможное для любого самолета изменение высоты.
– За период обновления информации на мониторе диспетчера, который составляет 6 секунд, высота изменилась на 310 метров. Для того чтобы самолет снизился настолько, ему необходимо снижаться со скоростью 51 метр в секунду, что невозможно даже для боевого самолета-истребителя. Естественно, что такое изменение высоты диспетчер принял за ошибку системы… – рассказал Лужин.
Сложность метеоусловий, при которых происходила посадка Ан-72 в тот злополучный вечер, тоже не получила однозначной оценки. Прокурор обвинения неоднократно называл метеоусловия повышенно сложными. А специалисты “Казаэронавигации” (в частности, тот же Лужин) сообщили, что метеоусловия были вполне приемлемыми. Незадолго до крушения Ан-27 в Шымкент успешно прибыл пассажирский борт, а спустя полчаса приземлился самолет из Алматы. Посадку всех бортов проводил с земли тот самый диспетчер – Канат Акилбеков.
Заметим, что Михаил Лужин входил в комиссию МВД, осуществлявшую техническое расследование причин катастрофы. Эксперты комиссии дали заключение, что ошибок в действиях диспетчера не было. Правда, помимо технической комиссии МВД в расследовании принимал участие еще целый ряд подразделений и структур, имеющих собственных технических экспертов.
Источник: Караван