Правительство не хочет расставаться с активами

1249 просмотров
0
Понедельник, 24 Фев 2014, 00:00

К сегодняшнему дню благодаря нефтяным доходам правительство РК превратилось в монстра, владеющего большей частью бизнес-активов в стране, что означает и власть, и деньги. Финансист Мурат Темирханов пришел к выводу: правительству крайне не хочется возвращать эти активы в конкурентную среду

Фото: inpress.ua

14 февраля на расширенном заседании правительства с участием президента премьер-министр Серик Ахметов сказал: «Для расширения частного сектора во всех сферах экономики будет разработан и представлен на ваше рассмотрение комплексный план масштабной приватизации».

Затем в своем выступлении глава государства разве что не стукнул кулаком по столу, возмущенно потребовав от правительства к 2020 году снизить долю государственной собственности до уровня15% от ВВП. С учетом того, что на сегодня эта доля составляет существенно более 60%, это означало, что на следующие шесть с половиной лет перед правительством была поставлена очень грандиозная и сверхсложная задача.

21 февраля Ассоциация финансистов Казахстана разослала финансовым организациям проект«Комплексного плана приватизации на 2014 – 2016 годы», подготовленный Министерством экономики и бюджетного планирования. С учетом последних требований президента, данный документ ожидался финансовыми организациями с особым нетерпением, поскольку приватизация напрямую связана с развитием фондового рынка. В результате этот документ превзошел все ожидания – только в отрицательном смысле.

Документ показал, что у правительства своё собственное понимание слов «комплексная» и «масштабная» по отношению к приватизации. Масштабы этого документа ограничиваются только приватизацией дочерних и зависимых компаний национальных холдингов и компаний, а также государственными организациями в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и т.д. То есть в этом «комплексном» и «масштабном» плане приватизации даже не идет речь о расгосударствлении самих национальных холдингов и компаний, в которых сосредоточены практически все бизнес-активы государства: например, НК «КазМунайГаз», «Казахстан Темiр Жолы», «Казатомпром», «Казахтелеком», «Самрук-Энерго» и много других крупных государственных компаний.

С такой «масштабной» приватизацией правительство вряд ли сможет за этот срок сократить долю государственной собственности в рыночной экономике даже на 2-3%. Опять гора родила мышь. Это уже даже не смешно! Где в этом случае широкомасштабная приватизация? Такими темпами мы не снизим участие государства в экономике до разумного уровня и за 100 лет!

Вообще этот документ немедленно ввел меня в состояние дежа вю, поскольку сразу после финансового кризиса 2008- 2010 в Казахстане регулярно объявляются массовые приватизации, но в результате доля государства в рыночной экономике так и продолжает расти. Само понятие широкомасштабной приватизации зародилось в выступлении президента в феврале 2011, на 13 съезде НДП «Нур Отан».

Тогда Нурсултан Назарбаев дал поручение правительству: «Уже до конца этого года (2011) необходимо обеспечить размещение на фондовом рынке акций АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Казпочта». На следующем этапе в 2012-2013 годах необходимо выставить на фондовый рынок акции АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казахстан ТемiрЖолы», АО «Казатомпром»». В последующем вопрос широкомасштабной приватизации также неоднократно поднимал сам глава государства, два премьер-министра и отдельные министры. К настоящему времени венцом этого чрезвычайно важного для страны процесса стал этот самый трехлетний план комплексной приватизации, который оказался пустышкой - просто для галочки.

Что касается снижения участия государства в экономике вообще, то лично для меня все ясно. Казахстан никогда не сможет войти в 30 стран с наиболее развитой несырьевой экономикой, если мы не начнем жестко выполнять то, что декларируем по этому вопросу. В этом утверждении ключевыми словами являются «несырьевая экономика», поскольку за счет продажи ископаемых ресурсов Казахстан легко может достичь благосостояния населения на уровне самых развитых стран - так, как это произошло в некоторых арабских странах, богатых нефтью. Но для нас самым главным вопросом должен быть: что будет со страной, когда закончатся наши ископаемые богатства?

В такой ситуации очень беспокоит то, что до сегодняшнего дня президент проигрывает борьбу с монстром в лице государственного владения курпнейшими бизнес-активами. А наша политическая система построена таким образом, что только глава государства может выиграть её. Остальные общественные институты не играют какой-либо важной роли в этом процессе: как говорится, собаки лают – караван идет. Сейчас уже начинает создаваться впечатление, что на самом деле никакой борьбы нет, и перед нами опять разыгрывается какой-то спектакль – так, как это было, например, с последней девальвацией, индустриализацией и с объединением всех частных пенсионных фондов в один государственный. Очень надеюсь, что это не так.

В целом задача снижения участия государства в экономике является всеобъемлющей, причем она затрагивает не только приватизацию, но и практически все стороны будущего развития страны. Поэтому, как я считаю, нужно разработать отдельную программу, которая, помимо вопросов приватизации, включала бы переосмысление роли государства в многих областях. В программе стоит рассмотреть следующие вопросы: новая роль правительства; максимальная открытость рынка страны; снижение числа стратегических активов; естественные монополии; социальные обязательства; трудовые отношения; и т.д. и т.п.

Источник:Forbes.kz

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером