Тимур Сулейменов: У Договора о Евразийском союзе высокая степень готовности

946 просмотров
0
Суббота, 22 Фев 2014, 00:00

Основной повесткой заседания Совета Евразийской экономической комиссии, состоявшегося в Минске, стало обсуждение проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 

170 миллионов человек с 2015 года будут жить в Евразийском союзе. Но большинство россиян, казахстанцев и белорусов плохо представляют, как будет выглядеть их новый общий дом. О том, как складывается «архитектура» крупного интеграционного объединения, рассказал в интервью РИА Новости участник Совета, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов. 

- Тимур Муратович, вашей Комиссии поручено к 1 мая нынешнего года положить на стол президентов России, Казахстана и Белоруссии Договор о Евразийском экономическом союзе для окончательного рассмотрения. На какой стадии находится работа над документом? Какие пункты вызывают особые сложности? 

- Если говорить о текущем состоянии договора, то я бы сказал, что у него высокая степень готовности. Причем замечу, что это огромный документ, порядка тысячи страниц, который вобрал в себя свыше 200 договоров и соглашений. Он также содержит много новых норм, рассчитанных на перспективу, которые позволят нам расширять и углублять интеграцию. В общем, это осознанная командная работа представителей трех стран и Комиссии. Сейчас мы подошли к периоду обсуждения проекта на уровне вице-премьеров. Они будут кропотливо рассматривать статью за статьей, раздел за разделом: налоговая политика, финансовые рынки, интеллектуальная собственность - и так от «а» до «я». В общем, график плотный. Но радует, что большая часть ключевых вопросов уже решена, и, на наш взгляд, непреодолимых препятствий для подписания Договора президентами нет. 

- То есть с 2015 года мы станем гражданами Евразийского союза? 

- Не совсем так. Если смотреть на Европейский союз как на аналог, то там есть гражданство Евросоюза. И его жители имеют европейские паспорта. У нас этого пока не предполагается. Мы останемся гражданами только своих стран. Но поскольку Россия, Казахстан и Белоруссия являются основателями и членами Евразийского союза, народы наших государств будут обладать соответствующими привилегиями в государствах друг друга. 

- А какой язык будет принят в рамках союза как рабочий? 

- Вряд ли стоит в этом вопросе изобретать велосипед. Если проводить параллели с тем же Евросоюзом, в котором сейчас уже 28 государств и 25 официальных языков, то все документы, акты, директивы как совета, комиссии, так и документы Европарламента переводятся на все 25 языков, включая такой экзотический язык, как мальтийский. 

- Несмотря на то, что Евразийский союз будет экономическим, разве можно оставить за рамками гуманитарное, культурное сотрудничество наших стран? 

- Никто его вычеркивать не собирается. Обсуждается только, является ли это предметом Договора об экономическом союзе. Взаимодействие наших стран действительно всеобъемлюще. И готовых решений на все вопросы пока нет. Ведь наша интеграция – это как растущий человек: сначала Таможенный союза, Единое экономическое пространство. Теперь пришло время для более зрелых шагов – для формирования экономического союза.

- Результаты деятельности ТС по-разному оцениваются в странах «таможенной тройки». Считается, что кому-то повезло больше, кому-то меньше… 

- Честно скажу, не задача Комиссии проводить анализ, кто больше выиграл. Мы смотрим по-другому, тем более что любая выкладка на данном этапе будет всего лишь краткосрочным результатом. А когда речь идет о межгосударственном объединении, то нельзя ограничиваться двумя-тремя годами, нужно рассчитывать на десятилетия. Поэтому выигравших или проигравших быть не может. 

Позволю себе одно сравнение. Вот соревнования по бегу. Тот, кто привык к коротким дистанциям, поначалу выбивается вперед. Но умеющие распределять силы на долгий забег непременно его нагонят. Впрочем, и эта аналогия не совсем верна. Ведь у каждой, даже марафонской дистанции, есть конечная точка. Мы же не прописываем конечные сроки – у нашего союза нет финишной черты. Мы потому и объединяемся, чтобы каждая национальная экономика получила доступ к другим экономикам, и чтобы они конкурировали, и в этом состязании становились лучше. 

Создание огромного рынка, предоставление условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы станут важным фактором устойчивого экономического роста наших стран в перспективе. 

В то же время перед участниками рынка стоит серьезная задача по повышению конкурентоспособности, поскольку «выживает» тот, чья продукция отвечает современных технологическим стандартам, требованиям потребителей. 

- Но бизнес работает здесь и сейчас, и хочет иметь выгоды сегодня. Приходилось слышать от казахстанских предпринимателей, что россияне давят. Россияне говорят, что в Казахстане их казахские коллеги пользуются доминирующим положением. У белорусов свои обиды. И все вместе жалуются на то, что некоторые регламенты Таможенного союза даже усложнили взаимодействие. Как это разрулить? 

- Проблемы, конечно, есть. В одной стране сложнее зайти на мясной рынок, в другой – на алкогольный или лекарственных средств. Понятно, что национальное регулирование в одночасье заменить наднациональным сложно. Важно, чтобы как минимум действовал полноценный национальный режим. Вот ты пришел ко мне на рынок – следуй моим законам, и я как регулятор буду рассматривать тебя как своего. Нужно учиться жить и работать по правилам друг друга. А там, где это целесообразно, где есть общий запрос от нашего бизнеса, например, в сфере железнодорожного транспорта, автомобильных перевозок, конечно, требуется унификация. Это как раз одно из основных направлений деятельности Евразийской комиссии – готовить универсальные предложения сторонам, убеждать в их полезности, несмотря на национальный эгоизм. 

- У меня обывательский вопрос. Скажите, при этих универсальных правилах автомобили внутри ТС подорожают? 

- Я тоже обыватель, и также заинтересован в разумной цене на авто. В Казахстане прежде таможенная пошлина на ввозимые автомобили составляла 10%, а когда мы приняли единый таможенный тариф на 3 стороны, ставка поднялась до 35%. Казахстан в этот переходный период взял год на то, чтобы физические лица, бизнесмены смогли обновить свой автопарк. И через год, в 2011 году, ставка вступила в силу. Мы уважили и потребности населения, и в то же время обеспечили защиту внутреннего рынка как от подержанных, так и от новых автомобилей из третьих стран. В дальнейшем эта пошлина снизилась. Российские обязательства по снижению тарифов как члена ВТО с определенными модификациями будут распространены на все три страны. Так что повышения цен, надо надеяться, больше не будет. 

- Еще одна чувствительная отрасль – алкоголь. В России собираются увеличить акцизы на эту продукцию. Как это аукнется в других странах Таможенного союза? 

- Мое убеждение, что акцизы на алкоголь должны расти, потому что это наша общая беда - слишком дешевая алкогольная продукция. Но вот с какой скоростью и в какие сроки надо поднимать цены, это целое искусство. Нужно почувствовать ту тонкую грань, когда большая часть населения в России, Казахстане или Белоруссии захочет переключится с нормальной водки, производимой на заводе, на суррогат. В борьбе с алкоголизмом важно не переусердствовать и не подсадить людей на гораздо худшие вещи. Нельзя просто повышать акцизы и не заботиться о физической культуре, спорте, о том, чем занять нашу молодежь. 

- А политическая воля у тех, кто за это отвечает, есть, чтобы договориться? 

- В этом можете не сомневаться. Даже при том, что у нас нет соглашений о гармонизации акцизов, потому что налоговая политика – это суверенное право каждой страны, координация необходима. Наши страны это понимают, и стремятся вырабатывать решения, которые будут исключать экономическую мотивацию к контрабанде. К примеру, российский премьер заявил своим производителям о необходимости снизить темпы роста акцизов на табак. Казахстан в свою очередь в этом году резко поднял акцизы в два раза, и в следующем году предполагается повышение ставки. В результате к 2016 году акцизы выйдут практически на один уровень. 

- Страны – члены Таможенного союза как-то научились между собой лавировать, а тут в дверь стучатся «новички». Как воспринимается возможность присоединения Армении и Киргизии, каковы их стартовые возможности? 

- Ситуация для них и для нас разная. Мы – учредители, отцы-основатели экономического союза, мы определяем первоначальные правила игры. Все последующие страны будут обязаны присоединиться к тем правилам игры, которые основатели выработали. И получить членство сможет только тот, кто согласен с нашими правилами. 

Что касается этих двух стран, то Армения долгое время вела переговоры об ассоциации с Европейским союзом, у нее хорошие переговорщики и неплохая готовность. 

В декабре минувшего года главами государств утверждена Дорожная карта по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу, в которой детально прописаны вопросы присоединения к договорно-правовой базе как Таможенного союза, так и Единого экономического пространства. 

Евразийская экономическая комиссия совместно со сторонами приступила к реализации мероприятий, предусмотренных Дорожной картой. Так что в предусмотренные сроки Армения скорей всего присоединится. 

У Киргизии несколько иная история, опыта участия в интеграционном движении у нее недостаточно, но ей будет оказана всесторонняя методологическая помощь. В настоящее время продолжается работа по формированию перечня мероприятий Дорожной карты по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу. 

Что касается общих подходов, президенты России, Казахстана и Белоруссии, говоря об открытости нашего будущего союза, прежде всего имеют в виду страны СНГ, ведь наши народы когда-то жили в одной стране, и этот опыт сотрудничества очень ценен. 

- ЕЭК – наднациональный орган, по которому будут судить об эффективности управления во благо всего евразийского сообщества. Как вы, представители разных стран, выносите общие решения, если, скажем, возникают столкновения национальных интересов? 

- Важно подчеркнуть, что Договор о Евразийской экономической комиссии сделал нас независимыми, неподотчетными перед правительствами даже тех стран, которые нас послали. Нас назначили решением трех президентов, и это налагает высокие обязательства на каждого нас. Если мы начнем действовать, руководствуясь узкими, оперативными интересами своей страны, а еще точнее – какого-то отдельного ведомства, нечего надеяться, что нашему союзу светит благополучие. 

- Поскольку вы вплотную занимайтесь будущим Евразийским экономическим союзом, обрисуйте, пожалуйста, его контуры. Что россияне, казахстанцы, белорусы, армяне получат в обозримое время? 

- Ни для кого не секрет, что ностальгические ноты по бывшему СССР угасают, во многих странах идет переориентация экономик, население все больше теряет связи, и все настойчивее обсуждается тема о введении визового режима для части государств так называемого постсоветского пространства. С полной определенностью можно сказать, что для участников Евразийского союза этот вопрос стоять не будет. На мой взгляд, это большой плюс – беспрепятственно ездить друг к другу: слетать на отдых на Байкал или в Сочи, покататься на лыжах на Чимбулаке под Алма-Атой. Такие преимущества, зафиксированные в Союзном договоре, сохранятся на все времена и не будут зависеть от единоличной воли Госдумы, Мажилиса или Национального собрания Белоруссии. Кроме того, открываются новые возможности трудиться в любой из наших стран. Сейчас существуют тысячи препон для привлечения иностранной рабочей силы. В рамках экономического союза не будет никаких квот и тестов на экономическую целесообразность, лицензий и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и определенные социальные гарантии - водить детей в садик или в школу, оказание неотложной медицинской помощи, т.е. независимо от того, гражданином какого государства ты являешься, - услуга будет предоставляться в полном объеме. 

- А как насчет пенсий? 

- У нас очень разные системы, поэтому по пенсиям гораздо сложнее. Но могу точно сказать, что обязательно будет взаимозачет стажей. 

Нам многое предстоит нормативно закрепить, в том числе и в признании дипломов. Уверен, что в самое короткое время молодой человек, окончивший, например, Белорусский государственный университет, сможет получить место как специалист на территории всего экономического союза без дополнительных бюрократических процедур по подтверждению своего диплома в других странах союза. 

- Между тем считается, что мы сильно отдалились друг от друга в человеческом плане… 

- Здесь ответ очень простой – надо заново узнать друг друга. Скоро мы будем отмечать 70 лет Победы в Великой отечественной войне. Мало кто в среде молодежи знает, что Москву защищали в том числе части Панфиловской дивизии, которая была сформирована в Алма-Ате. Почему бы не снять новый фильм об этом? А еще стоило бы рассказать, как вместе строили Байконур, поднимали целину. 

Нас до сих пор связывают тысячи нитей. И с уходом одного-двух поколений они не должны быть утрачены. 

Беседовала Элла Таранова. 

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.