?> ?>

Шедший много веков к понятию «Мәңгі ел» многострадальный казахский народ достоин им стать

1101 просмотров
0
Пятница, 21 Фев 2014, 00:00

 

Ин­тервью ди­рек­то­ра Рес­пуб­ли­кан­ско­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го цен­тра изу­че­ния тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии при Каз­НУ им. Аль-Фа­ра­би Та­ла­са Омар­бе­ко­ва «Меж­ду сло­ва­ми «Мәңгі ел» и «Мон­го­лия» есть пря­мая ис­то­ри­че­ская связь», опуб­ли­ко­ван­ное на сай­те Zakon.​kz, вы­зва­ла неод­но­знач­ную ре­ак­цию и оцен­ку сре­ди на­ших мно­го­чис­лен­ных чи­та­те­лей, о чем сви­де­тель­ству­ют сот­ни ком­мен­та­ри­ев. Учи­ты­вая это, а та­к­же ги­пе­р­ак­ту­аль­ность дан­ной те­мы, мы по­про­си­ли про­фес­со­ра бо­лее по­дроб­но рас­ска­зать о ро­ли ка­зах­ско­го на­ро­да как ос­но­ва­те­ля «Мәңгі ел».
 
По до­ро­ге, ве­ду­щей из аэро­пор­та в Аста­ну, каж­дый при­ез­жий ста­но­вит­ся сви­де­те­лем сто­я­щей при въез­де в го­род тор­же­ствен­ной ар­ки «Мәңгілік ел». Этот пре­крас­ный па­мят­ник на­пол­ня­ет каж­до­го мыс­лью о глу­бин­ных кор­нях на­шей ис­то­рии, во­оду­шев­ляя чув­ством люб­ви к сво­ей От­чизне. И это­му есть свое объ­яс­не­ние. На­зва­ние «Мәңгілік ел» име­ет са­краль­ный смысл, так как крас­ной ни­тью про­хо­дит че­рез всю на­шу ис­то­рию, ухо­дя сво­и­ми пер­во­ис­то­ка­ми, слов­но про­зрач­ный род­ник, в да­ле­кое про­шлое.
 
Меч­той древ­них тюр­ков бы­ли мыс­ли о веч­ной жиз­ни и сбли­же­ние с Тен­гри по­сред­ством по­ня­тия веч­но­го су­ще­ство­ва­ния и об­ра­ще­ния в его лю­би­мых ра­бов. Эти меч­ты, слив­шись во­еди­но, толь­ко по ми­ло­сти од­но­го Со­зда­те­ля пре­вра­ти­лись в по­ня­тие веч­но­сти. На­ши пред­ки со­от­вет­ствен­но вос­при­ни­ма­ли в тес­ной вза­и­мо­свя­зи три сущ­но­сти - Тен­гри, че­ло­ве­ка и зем­лю как про­яв­ле­ние иде­аль­ной жиз­ни. Из ис­точ­ни­ков из­вест­но, что зна­че­ние «Веч­но­го Тен­гри» (Мәңгілік Тәңірі) лю­ди по­ни­ма­ли как са­мое выс­шее и са­мое свя­тое ве­ли­чие. По­это­му пред­ки древ­них тюр­ков – гун­ны, дин­ли­ны, са­ки, и мно­гие дру­гие, на­чи­ная свое про­ис­хож­де­ние от «Веч­но­го Тен­гри», ста­ли за­ви­си­мы­ми от об­ра­за Со­зда­те­ля.
 
Тюр­ки Аши­на, неболь­шая ди­на­стия из Ал­тая в 5 в.н.э. вве­ла в ис­то­рию по­ня­тие «тюр­ки» (Дулы­га). Овла­дев ис­кус­ством плав­ки ме­тал­ла, они, счи­тая се­бя вы­ше со­сед­них на­ро­дов, с це­лью фор­ми­ро­ва­ния идео­ло­гии сво­ей вла­сти в со­зна­нии лю­дей, рас­про­стра­ни­ли ле­ген­ду о про­ис­хож­де­нии тюр­ков, т.е. ди­на­стии Аши­на­от вол­ка. Хо­тя се­мей­ное ска­за­ние о том, что тюр­ки, т.е. ди­на­стия Аши­на про­изо­шли от го­лу­бой вол­чи­цы рас­про­стра­ни­лось в ка­че­стве зна­ка-то­те­ма, но в обыч­ной сре­де тюрк­ско­го об­ще­ства непо­ко­ле­би­мо со­хра­нял­ся и сто­ял по-преж­не­му мно­го вы­ше го­лу­бо­го вол­ка об­раз «Веч­но­го Тен­гри» как Со­зда­те­ля все­го су­ще­го. По­это­му, ко­гда речь шла о по­ня­тии «Веч­но­го» (Мәңгілік) сущ­ность Тен­гри все­гда ста­ви­лась вы­со­ко, и ска­за­ние о том «Ко­гда со­тво­ре­ны бы­ли ввер­ху го­лу­бое небо, а вни­зу бу­рая зем­ля, а меж­ду на­ми сы­ны че­ло­ве­че­ские» проч­но утвер­ди­лось в со­зна­нии на­ших древ­них пред­ков как веч­ная выс­шая ис­ти­на.
 
По­это­му воз­глав­ляв­шие тюр­ков пер­вые ка­га­ны и пра­ви­те­ли вос­при­ни­ма­лись как лич­но­сти, от­прав­лен­ные по при­ка­зу Веч­но­го Тен­гри, управ­лять на­ро­дом. В этой свя­зи не толь­ко у тюр­ков, но и у со­сед­них ко­че­вых ман­чжу­ро-и тун­гу­со­языч­ных пле­мен сло­жи­лось пред­став­ле­ние о веч­но­сти су­ще­ство­ва­ния пра­вив­ших ис­то­ри­че­ских лич­но­стей, об­ра­зо­вав­шем­ся на­ро­де и го­су­дар­стве. На­при­мер, и пред­ки мон­го­лов ши­вей (чер­ные та­та­ры), и на Ени­сее на­род древ­не­го Кыр­гыз­ско­го ка­га­на­та ве­ли про­ис­хож­де­ние сво­ей го­су­дар­ствен­но­сти от Веч­но­го Тен­гри. По­это­му про­то­мон­го­лы се­бя на­зы­ва­ли «Мәңгі Ши­бей». В свое вре­мя ди­на­стия пра­ви­те­лей этих на­ро­дов се­бя пред­став­ля­ла как по­слан­ни­ков Тен­гри на зем­ле. Ес­ли тюр­ки на­зы­ва­ли свой ка­га­нат «Мәңгілік ел», то их по­кло­няв­ши­е­ся Тен­гри ман­чжу­ро­языч­ные со­се­ди ста­ли на­зы­вать свое го­су­дар­ствен­ное объ­еди­не­ние «Монх ел» (Мон­гол) или «Мәңгілік тәңір елі».
 
В этом слу­чае все­гда име­лось вви­ду, что си­ла пра­вив­шей ко­че­вы­ми на­ро­да­ми ди­на­стии на­пря­мую за­ви­се­ла от ка­че­ства мо­гу­ще­ства под­чи­няв­ше­го­ся на­ро­да, а та­к­же ве­ры в сво­е­го пра­ви­те­ля. По­ня­тие «эль» все­гда бы­ло глав­ной про­бле­мой в древ­нем ко­че­вом об­ще­стве, оно, как пра­ви­ло, вос­при­ни­ма­лось как по­ни­ма­ние общ­но­сти, со­сто­яв­шей из со­ю­за ро­дов и пле­мен, груп­пи­ро­вав­ших­ся во­круг пра­ви­те­ля. Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что на­зва­ние «эль» у древ­них ко­чев­ни­ков Цен­траль­ной Азии воз­ник­ло рань­ше тюрк­ских ка­га­на­тов. По ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­кам мож­но уви­деть, что ино­гда этот тер­мин упо­треб­лял­ся на­ря­ду с тер­ми­ном «юрт». По­это­му до сих пор ка­за­хи го­во­рят «у муж­чи­ны есть три юр­та» (ер жігіттің үш жұрты бар).
 
Та­ким об­ра­зом, из­бран­ные «Веч­ным Тен­гри» ка­га­ны или ха­ны, а та­к­же их бе­ки, счи­тав­ши­е­ся все­гда ро­ди­ча­ми Тен­гри, бо­ро­лись за со­зда­ние «Веч­но­го эля». Все ка­га­ны, по­том­ки ди­на­стии Аши­на, со­зда­вая Тюрк­ский ка­га­нат, Тюр­геш­ский ка­га­нат, Кар­лук­ский ка­га­нат, За­пад­ный и Во­сточ­ный Тюрк­ские ка­га­на­ты, Ка­ра­ха­нид­ский ка­га­нат ду­ма­ли, что об­ра­зо­ва­ли «Веч­ный эль». И ко­чев­ни­ки мон­го­лы ве­ри­ли, что их го­су­дар­ство бы­ло «Мәңгілік Тәңір елі» (Веч­ным бо­же­ствен­ным элем).
 
В дей­стви­тель­но­сти, из-за от­сут­ствия един­ства, а та­к­же в свя­зи с гео­по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей не толь­ко ка­га­на­ты, но и воз­глав­ляв­шие их ди­на­стии ока­за­лись во­все не веч­ны­ми. Од­на­ко, ос­но­ван­ный на ду­хе Тен­гри и пре­вра­тив­ший­ся в меч­ту эт­но­со­ци­аль­ный фун­да­мент «Веч­но­го эля» тюрк­ский на­род, несмот­ря на конъ­юнк­ту­ру по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции, стал «веч­ным элем». Се­год­ня мы ви­дим, что на­ши по­ли­ти­ки и уче­ные, ста­вив­шие сво­ей це­лью со­здать «Веч­ный ка­зах­ский эль», на пу­ти раз­ра­бот­ки стра­те­ги­че­ских про­гно­зов для бу­ду­ще­го, углу­бив­шись в ис­то­ри­че­ское про­шое, вся­че­ски пы­та­ют­ся най­ти там точ­ку идео­ло­ги­че­ской опо­ры.
 
На пу­ти к Веч­но­сти на­род по­шел за под­дер­жи­ва­е­мым са­мим Тен­гри ха­риз­ма­тич­ным ли­де­ром. По­это­му у нас, с вос­слав­ле­ни­ем ос­но­вав­ше­го Неза­ви­си­мый Ка­зах­стан Ел­ба­сы на­ря­ду с древни­ми ка­га­на­ми, ха­на­ми, те­ги­на­ми, би­я­ми и бе­ка­ми, воз­ни­ка­ет ис­хо­дя­щее по этой ло­ги­ке ис­то­ри­че­ской пре­ем­ствен­но­сти кон­струк­тив­ное по­ни­ма­ние.
 
Од­на­ко в про­шлой ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ства бы­ло со­вер­ше­но нема­ло оши­бок, свя­зан­ных с иг­но­ри­ро­ва­ни­ем объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных фак­то­ров про­цес­са за­ко­но­мер­но­сти в де­ле ор­га­ни­за­ции тол­ко­ва­ния и объ­яс­не­ния по­ня­тия «Веч­но­го».Са­мая боль­шая ошиб­ка тех, кто фор­ми­ро­вал идео­ло­гию «Мәңгілік ел» – при­шед­шие в свое вре­мя к вла­сти гла­вы ди­на­стий, сто­я­щие у ру­ля ис­то­рии на­ро­да, стре­ми­лись пре­дать за­бве­нию ис­то­рию су­ще­ство­вав­ших до них пре­жде го­су­дарств, вы­черк­нуть из на­род­но­го со­зна­ния со­хра­няв­ши­е­ся в па­мя­ти пред­ков стра­ни­цы тра­ди­ци­он­но­го ге­ро­из­ма и са­му ро­до­слов­ную эт­но­са.
 
Этих оши­бок не из­бе­жа­ли и тюрк­ские ка­га­ны. Со­здав Ве­ли­кий Тюрк­ский ка­га­нат, они по­спе­ши­ли вы­черк­нуть из па­мя­ти на­ро­да ис­то­рию су­ще­ство­вав­ших пре­жде неза­ви­си­мых го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний гун­нов, дин­ли­нов, усу­ней, са­ков, кан­лы, и огра­ни­чи­лись толь­ко по­дви­га­ми тюрк­ских ка­га­нов. По­это­му ка­мен­ные сте­лы Куль­те­ги­на, То­нью­ку­ка, Биль­ге ка­га­на и дру­гих тюрк­ских пра­ви­те­лей ис­то­ри­че­ское по­вест­во­ва­ние на­чи­на­ют со сво­их пер­вых пра­ви­те­лей ди­на­стии Аши­на Бу­мы­на и Ис­те­ми ка­га­на. Как буд­то до Бу­мын ка­га­на не бы­ло тюр­ков.
 
Так тюрк­ские ка­га­ны, не огра­ни­чи­ва­ясь под­держ­кой воз­глав­ля­е­мо­го ими на­ро­да, со­бра­ли во­круг се­бя ро­ды и пле­ме­на все­го мон­голь­ско­го пла­тои, стре­ми­лись со­здать из них на­род­ность, со­вер­шен­но но­во­го эт­но­со­ци­аль­но­го уров­ня. В этой свя­зи но­вый эт­но­ним «тюрк» вы­тес­нил та­кие на­зва­ния пле­мен как гун­ны, усу­ни, кан­лы, жу­жа­ни. Ис­то­рии о со­зда­нии и ги­бе­ли об­ра­зо­ван­ных из преж­них тюр­ко­языч­ных со­ю­зов пле­мен го­су­дар­ствен­ных объ­еди­не­ний не со­от­вет­ство­ва­ли ни по­ли­ти­ке, ни мечте тюрк­ских ка­га­нов о со­зда­нии «Веч­но­го эля».
 
Во вре­ме­на ман­чжу­ро­языч­ных ко­че­вых пле­мен (сянь­би, жу­жане, ши­вей, ки­да­ни или ка­ра­ки­таи и др.), под­чи­нив се­бе боль­шин­ство тюрк­ских на­ро­дов, при со­зда­нии соб­ствен­но­го ка­га­на­та бы­ла взя­та на во­ору­же­ние их меч­та об об­ра­зо­ва­нии Веч­но­го эля. В этом смыс­ле они не при­ду­ма­ли ни­че­го но­во­го, под­дер­жав вли­я­тель­ных бе­ков и би­ев из осед­лых за­ви­си­мых ав­тох­тон­ных на­ро­дов, вме­сте с тем раз­ви­вая преж­ние тра­ди­ции и идеи ко­чев­ни­ков тюр­ков, со­би­ра­лись со­здать мощ­ное го­удар­ство. Но та­кая по­ли­ти­ка стра­те­гии и так­ти­ки не удо­вле­тво­ря­ла це­ли и за­да­чам по­пав­ших под вли­я­ние родо­пле­мен­ных об­ра­зо­ва­ний.
 
Так как для фор­ми­ро­ва­ния Веч­но­го эля необ­хо­ди­мо бы­ло не толь­ко язы­ко­вое един­ство ко­рен­ных тюр­ко­языч­ных и ман­чжу­ро­языч­ных пле­мен, но и един­ство обы­ча­ев, тра­ди­ций, мен­таль­но­сти. Та­кое по­ло­же­ние ве­щей сло­жи­лось в ре­зуль­та­те вы­тес­не­ния гун­нов ман­чжу­ро­языч­ны­ми пле­ме­на­ми сянь­би и раз­гро­ма тюр­ков ки­да­ня­ми (го­су­дар­ство Ляо), а за­тем эту по­ли­ти­ку про­дол­жи­ли мон­го­лы под пред­во­ди­тель­ством Чин­гис ха­на. Каж­дый из этих ман­чжу­ро­языч­ных пле­мен, на­хо­дя­щих­ся в мень­шин­стве, не про­сто до­стиг­ли вы­со­ко­го мо­гу­ще­ства, но за­хва­ти­ли власть на опре­де­лен­ном ис­то­ри­че­ском эта­пе над го­во­ря­щи­ми на дру­гих язы­ках, чис­лен­но пре­об­ла­да­ю­щи­ми тюр­ко­языч­ны­ми пле­ме­на­ми, рас­се­ляв­ши­ми­ся на огром­ной тер­ри­то­рии Цен­траль­ной Азии, а та­к­же смог­ли удер­жать эту власть на дли­тель­ный пе­ри­од. Глу­бо­кий след в ис­то­рии оста­ви­ла по­ли­ти­ка Чин­гис ха­на по фор­ми­ро­ва­нию Веч­но­го эля (мно­голь­ско­го эт­но­са) и Мон­голь­ско­го го­су­дар­ства. Чин­гис хан по­дроб­но изу­чил го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку сво­их пред­ше­ствен­ни­ков тюрк­ских и ман­чжур­ских ка­га­нов по управ­ле­нию го­су­дар­ством, а та­к­же по­дроб­но про­ана­ли­зи­ро­вал их идео­ло­гию, в даль­ней­шем с боль­шой поль­зой для се­бя ис­поль­зо­вал их опыт. В ре­зуль­та­те он до­стиг пол­но­го мо­гу­ще­ства ма­ло­чис­лен­ных ман­чжур­ских пле­мен над тюр­ко­языч­ны­ми пле­ме­на­ми на огром­ной тер­ри­то­рии Цен­траль­ной Азии. В ре­зуль­та­те жест­кой идео­ло­ги­че­ской по­ли­ти­ки Чин­гис ха­на и его пре­ем­ни­ков, тюр­ки не про­сто пе­ре­ста­ли упо­треб­лять са­мо­на­зва­ние и име­но­вать­ся мон­го­ла­ми, но да­же ста­ли счи­тать это бо­лее пре­стиж­ным. На­при­мер, в ре­зуль­та­те за­во­е­ва­ния Зо­ло­той ор­ды тюрк­ские пле­ме­на по­бе­ре­жья Вол­ги при­ни­ма­ют эт­но­ним та­тар, на юге до озе­ра Бал­хаш, на во­сто­ке до Ир­ты­ша, на боль­шей ча­сти Цен­траль­ной Азии, охва­ты­ва­ю­щей прак­ти­че­ски треть тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ка­зах­ста­на, тюр­ко­ко­языч­ные на­ро­ды на­звав­шие своё го­су­дар­ство Мо­го­ли­ста­ном (Мон­го­ли­ста­ном), в ре­зуль­та­те бы­ли вклю­че­ны в та­кой эт­но­по­ли­ти­че­ский про­цесс.
 
Во вре­ме­на это­го го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, гос­под­ство­ва­шие в свое вре­мя на боль­шой тер­ри­то­рии Цен­траль­ной Азии пле­ме­на Кан­г­ю­ев и счи­та­ю­щи­е­ся пря­мы­ми пре­ем­ни­ка­ми го­су­дар­ства древ­них усу­ней ду­ла­ты, ста­ли на­зы­вать се­бя мо­го­ла­ми (мон­го­ла­ми), по­то­му что это то­гда бы­ло очень пре­стиж­но, о чём сви­де­тель­ству­ет ис­точ­ник «Та­рих-и Ра­ши­ди» Му­хам­ме­да Хай­да­ра Ду­ла­ти. Не толь­ко из «Со­кро­вен­но­го ска­за­ния Мон­го­лов», но и по сви­де­тель­ству ки­тай­ских ле­то­пи­сей в сре­де враж­деб­ных мон­го­лам со­се­дей тюр­ко­языч­ных пле­мен, ки­тай­ских пле­мен, Чин­гис хан при­ло­жил мно­го сил для за­ме­ще­ния эт­но­ни­ма «тюрк» эт­но­ни­мом «мон­гол» (мо­гол), а та­к­же для то­го, что­бы со­здан­ная им им­пе­рия ста­ла из­вест­ной все­му ми­ру не под име­нем древ­них тюр­ков, а под име­нем ма­ло­чис­лен­ных ман­чжу­ро­языч­ных пле­мен мон­го­лов. Се­дая ис­то­рия под­твер­жда­ет, что та­ким об­ра­зам зем­ля тюр­ков ста­ла из­вест­на все­му ми­ру, как им­пе­рия Мон­го­лов. Нам хо­ро­шо из­вест­но, что для фор­ми­ро­ва­ния «Веч­но­го эля», Чин­гис хан вел по­ли­ти­ку (мир­ным и си­ло­вым пу­тем) в на­прав­ле­нии лик­ви­да­ции силь­ных со­ю­зов тюрк­ских пле­мен (улу­сы Жа­ла­и­ров, Ке­рей­тов, Най­ман­ское хан­ство, Кип­чак­ское хан­ство).
 
По мне­нию за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­те­лей, Чин­гис хан, «ро­див­ший­ся в нуж­ное вре­мя, в нуж­ный час», как весь­ма та­лант­ли­вый де­я­тель за­ста­вил под­чи­нить­ся ма­ло­чис­лен­ным ман­чжур­ским пле­ме­нам мно­го­чис­лен­ные тюрк­ские пле­ме­на, во гла­ве ко­то­рых сто­я­ли пра­ви­те­ли, име­ю­щие опыт фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­но­сти. Есте­ствен­но, ман­чжу­ро­языч­ная ди­на­стия Чин­гис ха­на по­сте­пен­но рас­тво­ри­лась в пре­об­ла­да­ю­щей тюрк­ской сре­де и пол­но­стью тюр­ки­зи­ро­ва­лась. Но пре­ем­ни­ки Чин­гис ха­на пра­ви­ли все же не в Тюрк­ском ка­га­на­те, а в но­вом со­здан­ном Мон­голь­ском го­су­дар­стве.
 
Счи­та­ю­щи­е­ся пре­ем­ни­ка­ми Чин­гис ха­на ка­зах­ские ха­ны, на са­мом де­ле не толь­ко по язы­ку, но и по ло­ги­че­ско­му умо­за­клю­че­нию, с точ­ки зре­ния тра­ди­ци­он­ной со­ци­аль­но-куль­тур­ной ха­рак­те­ри­сти­ки яв­ля­ю­щи­ми­ся ка­за­ха­ми, счи­та­ли се­бя со­зда­те­ля­ми Веч­но­го го­су­дар­ства «Веч­но­го эля» - Ка­зах­ско­го хан­ства, и тем са­мым по­вто­ря­ли ошиб­ки пред­ков. Ка­зах­ские ха­ны, на­чи­на­ю­щие свою ро­до­слов­ную толь­ко с Чин­гис ха­на, не ста­ли при­ла­гать уси­лий для то­го, что­бы свя­зать вы­шед­ший на ис­то­ри­че­скую аре­ну в се­ре­дине ХV ве­ка эт­но­ним «ка­зах» с древни­ми тюр­ка­ми. Они не вос­при­ни­ма­ли древ­них тюр­ков, внес­ших свой вклад в ос­но­ва­ние древ­ней ко­че­вой ци­ви­ли­за­ции, как пред­ков ка­за­хов. По­это­му и сред­не­ве­ко­вые ка­за­хи оста­ви­ли без вни­ма­ния и пред­по­чли за­быть эт­но­по­ли­ти­че­скую ис­то­рию не толь­ко древ­них гун­нов, уй­су­ней, кан­г­юй, но и впо­след­ствии пра­вя­щей ди­на­стии Аши­на и дру­гие го­су­дар­ствен­ные объ­еди­не­ния. В ре­зуль­та­те ре­фор­мы пер­вых ка­зах­ских ха­нов, ро­до­слов­ная ка­зах­ско­го на­ро­да ста­ла ис­чис­лять­ся с ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей ХІV-ХVІ вв. По­это­му око­ло 30-40 по­ко­ле­ний, жив­ших в эпо­ху тюрк­ских ка­га­на­тов, а та­к­же име­на де­я­те­лей и в бо­лее позд­нее вре­мя, оста­лись без упо­ми­на­ния. Та­ким об­ра­зом, в уст­ной ис­то­рио­ло­гии бы­ли по­те­ря­ны име­на мно­гих пред­ков.
 
В на­сто­я­щее вре­мя ис­сле­до­ва­те­ли изу­ча­ют не толь­ко ис­то­рию непо­сред­ствен­ных пред­ков ка­за­хов, но и участ­во­вав­ших в эт­но­ге­не­зе про­то­ка­за­хов древ­них тюрк­ских пле­мен­ных со­ю­зов, из­вест­ных в ІХ-ХІІ вв. под эт­но­ни­ма­ми ке­рей­тов, қоны­ра­тов, кип­ча­ков, ал­шы­нов, най­ма­нов, жа­лай­ы­ров, ко­ра­лас. Несмот­ря на ис­то­ри­че­ские по­тря­се­ния ХІХ-ХХ вв., се­год­ня ка­зах­стан­ская ис­то­ри­че­ская на­у­ка раз­ви­ва­ет­ся и для со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей от­кры­ва­ют­ся воз­мож­но­сти для изу­че­ния всех слож­ных ис­то­ри­че­ских пе­ри­пе­тий «Мәңгі ел» под име­нем «ка­зах».
 
Несо­мнен­но, что на­род, про­шед­ший че­рез мно­же­ство тра­ги­че­ских по­тря­се­ний и ис­пы­та­ний, ве­ду­щий свою ис­то­рию со вре­мен древ­них са­ков, гун­нов, усу­ней, кан­г­юй, вы­сто­яв­ший и до­стиг­ший под­лин­ной Неза­ви­си­мо­сти, мо­жет и до­сто­ин стать «Мәңгі ел» (Веч­ный эль). Се­год­ня свет­лое бу­ду­щее Ка­зах­ско­го на­ро­да при­рав­нен­но­го Ел­ба­сы Н.А. На­зар­ба­е­вым с «Мәңгі ел», до­ка­за­но до­сти­же­ни­я­ми го­дов Неза­ви­си­мо­сти. По­это­му шед­ший мно­го ве­ков к по­ня­тию «Мәңгі ел» мно­го­стра­даль­ный ка­зах­ский на­род го­тов к при­ня­тию этой идео­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции. При этом есте­ствен­но, что для по­ни­ма­ния пер­спек­тив бу­ду­ще­го ка­зах­ско­го на­ро­да как Веч­но­го эт­но­са, необ­хо­ди­мо еще глуб­же изу­чить ис­то­ри­че­ские кор­ни этой идео­ло­гии, учесть ис­то­ри­че­ские уро­ки и тем са­мым из­бе­жать оши­бок про­шло­го.Толь­ко то­гда мы мо­жем по­нять и пол­но­стью по­ка­зать роль ка­зах­ско­го на­ро­да как ос­но­ва­те­ля «Мәңгі ел». Ес­ли мы смо­жем пре­вра­тить на­зва­ние «ка­зах» в об­ще­на­род­ное са­мо­на­зва­ние всех про­жи­ва­ю­щих на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на эт­но­сов (как ка­зах­ских укра­ин­цев, ка­зах­ских рус­ских, ка­зах­ских уй­гу­ров, ка­зах­ских ко­рей­цев), ес­ли эти эт­но­сы, про­жи­ва­ю­щие на тер­ри­то­рии Веч­но­го го­су­дар­ства, при­дут к по­ни­ма­нию се­бя как ча­сти Веч­но­го ка­зах­ско­го на­ро­да, то, несо­мнен­но, бу­ду­щее на­ше как еди­но­го на­ро­да бу­дет пре­крас­ным.
Источник:zakon.kz
?> ?>
Цифрлық контент авторы
Референдумды насихаттауға Байзақова мен Нұрлан имам кіріспеді ме әлі?
Дайте народу порулить своей жизнью!
Выбирая между плохим и отвратительным, казахстанцы могут предложить неожиданно хороший вариант
Что не рассказали полиции, прокурорам и председателю Верховного суда Мергалиеву до того, как он вынес представление по ходатайству “ТРАНСТУРС Казахстан”
И к чему приведут откровенные ответы Карлыгаш Аубакировой в СМИ
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Почему сменился руководитель Шымкентского НПЗ
В редакцию Ratel.kz попало заключение по результатам проверки деятельности ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс"
Полуоткрытая власть: почему заметных улучшений в качестве госуправления пока ждать не стоит
Усилия прошлых лет по росту открытости власти большого эффекта не имели
Илон Маск и Американская мечта
Маск – натурализованный американец, иммигрант
Хивинский поход 1873 года: как "кендерлинская колонна" чуть не полегла на Мангышлаке (и при чём тут адаевцы)
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Входа нет: экскурсия по заброшенному памятнику ЮНЕСКО
Древнее городище Талхиз планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием
Руководство АО “Майкаинзолото” отправили под домашний арест
Шести фигурантам уголовного дела о провале автобуса со спасателями под землю, задержанным накануне на рабочем месте, суд санкционировал меру пресечения
В ВКО решили ускорить подключение системы видеонаблюдения стоимостью 11 миллиардов тенге
До публикации Ratel.kz окончательный запуск обещали сделать в конце года
Актюбинского ЧСника, не спасшего умолявшую его о помощи женщину, приговорили к двум годам колонии
Признание вины и два миллиона тенге не спасли ЧСника от нар
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.