Интервью директора Республиканского научно-исследовательского центра изучения традиционных цивилизаций Центральной Азии при КазНУ им. Аль-Фараби Таласа Омарбекова «Между словами «Мәңгі ел» и «Монголия» есть прямая историческая связь», опубликованное на сайте Zakon.kz, вызвала неоднозначную реакцию и оценку среди наших многочисленных читателей, о чем свидетельствуют сотни комментариев. Учитывая это, а также гиперактуальность данной темы, мы попросили профессора более подробно рассказать о роли казахского народа как основателя «Мәңгі ел».
По дороге, ведущей из аэропорта в Астану, каждый приезжий становится свидетелем стоящей при въезде в город торжественной арки «Мәңгілік ел». Этот прекрасный памятник наполняет каждого мыслью о глубинных корнях нашей истории, воодушевляя чувством любви к своей Отчизне. И этому есть свое объяснение. Название «Мәңгілік ел» имеет сакральный смысл, так как красной нитью проходит через всю нашу историю, уходя своими первоистоками, словно прозрачный родник, в далекое прошлое.
Мечтой древних тюрков были мысли о вечной жизни и сближение с Тенгри посредством понятия вечного существования и обращения в его любимых рабов. Эти мечты, слившись воедино, только по милости одного Создателя превратились в понятие вечности. Наши предки соответственно воспринимали в тесной взаимосвязи три сущности - Тенгри, человека и землю как проявление идеальной жизни. Из источников известно, что значение «Вечного Тенгри» (Мәңгілік Тәңірі) люди понимали как самое высшее и самое святое величие. Поэтому предки древних тюрков – гунны, динлины, саки, и многие другие, начиная свое происхождение от «Вечного Тенгри», стали зависимыми от образа Создателя.
Тюрки Ашина, небольшая династия из Алтая в 5 в.н.э. ввела в историю понятие «тюрки» (Дулыга). Овладев искусством плавки металла, они, считая себя выше соседних народов, с целью формирования идеологии своей власти в сознании людей, распространили легенду о происхождении тюрков, т.е. династии Ашинаот волка. Хотя семейное сказание о том, что тюрки, т.е. династия Ашина произошли от голубой волчицы распространилось в качестве знака-тотема, но в обычной среде тюркского общества непоколебимо сохранялся и стоял по-прежнему много выше голубого волка образ «Вечного Тенгри» как Создателя всего сущего. Поэтому, когда речь шла о понятии «Вечного» (Мәңгілік) сущность Тенгри всегда ставилась высоко, и сказание о том «Когда сотворены были вверху голубое небо, а внизу бурая земля, а между нами сыны человеческие» прочно утвердилось в сознании наших древних предков как вечная высшая истина.
Поэтому возглавлявшие тюрков первые каганы и правители воспринимались как личности, отправленные по приказу Вечного Тенгри, управлять народом. В этой связи не только у тюрков, но и у соседних кочевых манчжуро-и тунгусоязычных племен сложилось представление о вечности существования правивших исторических личностей, образовавшемся народе и государстве. Например, и предки монголов шивей (черные татары), и на Енисее народ древнего Кыргызского каганата вели происхождение своей государственности от Вечного Тенгри. Поэтому протомонголы себя называли «Мәңгі Шибей». В свое время династия правителей этих народов себя представляла как посланников Тенгри на земле. Если тюрки называли свой каганат «Мәңгілік ел», то их поклонявшиеся Тенгри манчжуроязычные соседи стали называть свое государственное объединение «Монх ел» (Монгол) или «Мәңгілік тәңір елі».
В этом случае всегда имелось ввиду, что сила правившей кочевыми народами династии напрямую зависела от качества могущества подчинявшегося народа, а также веры в своего правителя. Понятие «эль» всегда было главной проблемой в древнем кочевом обществе, оно, как правило, воспринималось как понимание общности, состоявшей из союза родов и племен, группировавшихся вокруг правителя. Необходимо отметить, что название «эль» у древних кочевников Центральной Азии возникло раньше тюркских каганатов. По историческим источникам можно увидеть, что иногда этот термин употреблялся наряду с термином «юрт». Поэтому до сих пор казахи говорят «у мужчины есть три юрта» (ер жігіттің үш жұрты бар).
Таким образом, избранные «Вечным Тенгри» каганы или ханы, а также их беки, считавшиеся всегда родичами Тенгри, боролись за создание «Вечного эля». Все каганы, потомки династии Ашина, создавая Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Западный и Восточный Тюркские каганаты, Караханидский каганат думали, что образовали «Вечный эль». И кочевники монголы верили, что их государство было «Мәңгілік Тәңір елі» (Вечным божественным элем).
В действительности, из-за отсутствия единства, а также в связи с геополитической ситуацией не только каганаты, но и возглавлявшие их династии оказались вовсе не вечными. Однако, основанный на духе Тенгри и превратившийся в мечту этносоциальный фундамент «Вечного эля» тюркский народ, несмотря на конъюнктуру политической ситуации, стал «вечным элем». Сегодня мы видим, что наши политики и ученые, ставившие своей целью создать «Вечный казахский эль», на пути разработки стратегических прогнозов для будущего, углубившись в историческое прошое, всячески пытаются найти там точку идеологической опоры.
На пути к Вечности народ пошел за поддерживаемым самим Тенгри харизматичным лидером. Поэтому у нас, с восславлением основавшего Независимый Казахстан Елбасы наряду с древними каганами, ханами, тегинами, биями и беками, возникает исходящее по этой логике исторической преемственности конструктивное понимание.
Однако в прошлой истории нашего государства было совершено немало ошибок, связанных с игнорированием объективных и субъективных факторов процесса закономерности в деле организации толкования и объяснения понятия «Вечного».Самая большая ошибка тех, кто формировал идеологию «Мәңгілік ел» – пришедшие в свое время к власти главы династий, стоящие у руля истории народа, стремились предать забвению историю существовавших до них прежде государств, вычеркнуть из народного сознания сохранявшиеся в памяти предков страницы традиционного героизма и саму родословную этноса.
Этих ошибок не избежали и тюркские каганы. Создав Великий Тюркский каганат, они поспешили вычеркнуть из памяти народа историю существовавших прежде независимых государственных образований гуннов, динлинов, усуней, саков, канлы, и ограничились только подвигами тюркских каганов. Поэтому каменные стелы Культегина, Тоньюкука, Бильге кагана и других тюркских правителей историческое повествование начинают со своих первых правителей династии Ашина Бумына и Истеми кагана. Как будто до Бумын кагана не было тюрков.
Так тюркские каганы, не ограничиваясь поддержкой возглавляемого ими народа, собрали вокруг себя роды и племена всего монгольского платои, стремились создать из них народность, совершенно нового этносоциального уровня. В этой связи новый этноним «тюрк» вытеснил такие названия племен как гунны, усуни, канлы, жужани. Истории о создании и гибели образованных из прежних тюркоязычных союзов племен государственных объединений не соответствовали ни политике, ни мечте тюркских каганов о создании «Вечного эля».
Во времена манчжуроязычных кочевых племен (сяньби, жужане, шивей, кидани или каракитаи и др.), подчинив себе большинство тюркских народов, при создании собственного каганата была взята на вооружение их мечта об образовании Вечного эля. В этом смысле они не придумали ничего нового, поддержав влиятельных беков и биев из оседлых зависимых автохтонных народов, вместе с тем развивая прежние традиции и идеи кочевников тюрков, собирались создать мощное гоударство. Но такая политика стратегии и тактики не удовлетворяла цели и задачам попавших под влияние родоплеменных образований.
Так как для формирования Вечного эля необходимо было не только языковое единство коренных тюркоязычных и манчжуроязычных племен, но и единство обычаев, традиций, ментальности. Такое положение вещей сложилось в результате вытеснения гуннов манчжуроязычными племенами сяньби и разгрома тюрков киданями (государство Ляо), а затем эту политику продолжили монголы под предводительством Чингис хана. Каждый из этих манчжуроязычных племен, находящихся в меньшинстве, не просто достигли высокого могущества, но захватили власть на определенном историческом этапе над говорящими на других языках, численно преобладающими тюркоязычными племенами, расселявшимися на огромной территории Центральной Азии, а также смогли удержать эту власть на длительный период. Глубокий след в истории оставила политика Чингис хана по формированию Вечного эля (многольского этноса) и Монгольского государства. Чингис хан подробно изучил государственную политику своих предшественников тюркских и манчжурских каганов по управлению государством, а также подробно проанализировал их идеологию, в дальнейшем с большой пользой для себя использовал их опыт. В результате он достиг полного могущества малочисленных манчжурских племен над тюркоязычными племенами на огромной территории Центральной Азии. В результате жесткой идеологической политики Чингис хана и его преемников, тюрки не просто перестали употреблять самоназвание и именоваться монголами, но даже стали считать это более престижным. Например, в результате завоевания Золотой орды тюркские племена побережья Волги принимают этноним татар, на юге до озера Балхаш, на востоке до Иртыша, на большей части Центральной Азии, охватывающей практически треть территории современного Казахстана, тюркокоязычные народы назвавшие своё государство Моголистаном (Монголистаном), в результате были включены в такой этнополитический процесс.
Во времена этого государственного образования, господствовашие в свое время на большой территории Центральной Азии племена Кангюев и считающиеся прямыми преемниками государства древних усуней дулаты, стали называть себя моголами (монголами), потому что это тогда было очень престижно, о чём свидетельствует источник «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати. Не только из «Сокровенного сказания Монголов», но и по свидетельству китайских летописей в среде враждебных монголам соседей тюркоязычных племен, китайских племен, Чингис хан приложил много сил для замещения этнонима «тюрк» этнонимом «монгол» (могол), а также для того, чтобы созданная им империя стала известной всему миру не под именем древних тюрков, а под именем малочисленных манчжуроязычных племен монголов. Седая история подтверждает, что таким образам земля тюрков стала известна всему миру, как империя Монголов. Нам хорошо известно, что для формирования «Вечного эля», Чингис хан вел политику (мирным и силовым путем) в направлении ликвидации сильных союзов тюркских племен (улусы Жалаиров, Керейтов, Найманское ханство, Кипчакское ханство).
По мнению зарубежных исследователей, Чингис хан, «родившийся в нужное время, в нужный час», как весьма талантливый деятель заставил подчиниться малочисленным манчжурским племенам многочисленные тюркские племена, во главе которых стояли правители, имеющие опыт формирования государственности. Естественно, манчжуроязычная династия Чингис хана постепенно растворилась в преобладающей тюркской среде и полностью тюркизировалась. Но преемники Чингис хана правили все же не в Тюркском каганате, а в новом созданном Монгольском государстве.
Считающиеся преемниками Чингис хана казахские ханы, на самом деле не только по языку, но и по логическому умозаключению, с точки зрения традиционной социально-культурной характеристики являющимися казахами, считали себя создателями Вечного государства «Вечного эля» - Казахского ханства, и тем самым повторяли ошибки предков. Казахские ханы, начинающие свою родословную только с Чингис хана, не стали прилагать усилий для того, чтобы связать вышедший на историческую арену в середине ХV века этноним «казах» с древними тюрками. Они не воспринимали древних тюрков, внесших свой вклад в основание древней кочевой цивилизации, как предков казахов. Поэтому и средневековые казахи оставили без внимания и предпочли забыть этнополитическую историю не только древних гуннов, уйсуней, кангюй, но и впоследствии правящей династии Ашина и другие государственные объединения. В результате реформы первых казахских ханов, родословная казахского народа стала исчисляться с исторических деятелей ХІV-ХVІ вв. Поэтому около 30-40 поколений, живших в эпоху тюркских каганатов, а также имена деятелей и в более позднее время, остались без упоминания. Таким образом, в устной историологии были потеряны имена многих предков.
В настоящее время исследователи изучают не только историю непосредственных предков казахов, но и участвовавших в этногенезе протоказахов древних тюркских племенных союзов, известных в ІХ-ХІІ вв. под этнонимами керейтов, қоныратов, кипчаков, алшынов, найманов, жалайыров, коралас. Несмотря на исторические потрясения ХІХ-ХХ вв., сегодня казахстанская историческая наука развивается и для современных исследователей открываются возможности для изучения всех сложных исторических перипетий «Мәңгі ел» под именем «казах».
Несомненно, что народ, прошедший через множество трагических потрясений и испытаний, ведущий свою историю со времен древних саков, гуннов, усуней, кангюй, выстоявший и достигший подлинной Независимости, может и достоин стать «Мәңгі ел» (Вечный эль). Сегодня светлое будущее Казахского народа приравненного Елбасы Н.А. Назарбаевым с «Мәңгі ел», доказано достижениями годов Независимости. Поэтому шедший много веков к понятию «Мәңгі ел» многострадальный казахский народ готов к принятию этой идеологической концепции. При этом естественно, что для понимания перспектив будущего казахского народа как Вечного этноса, необходимо еще глубже изучить исторические корни этой идеологии, учесть исторические уроки и тем самым избежать ошибок прошлого.Только тогда мы можем понять и полностью показать роль казахского народа как основателя «Мәңгі ел». Если мы сможем превратить название «казах» в общенародное самоназвание всех проживающих на территории Казахстана этносов (как казахских украинцев, казахских русских, казахских уйгуров, казахских корейцев), если эти этносы, проживающие на территории Вечного государства, придут к пониманию себя как части Вечного казахского народа, то, несомненно, будущее наше как единого народа будет прекрасным.
Источник:zakon.kz