Авиационные власти России готовы предоставить авиакомпании «Air Astana» право пролета по транссибирскому маршруту на «весьма льготных условиях». Об этом сообщается в протоколе встречи Министерства транспорта России и Министерства по инвестициям и развитию Казахстана, пишет газета «Ведомости», передает КазТАГ.
Что представляют собой льготные условия – в документе не сказано, пишет газета.
Согласно публикации, за пролет над Сибирью без посадки в России иностранные авиакомпании вносят платеж (роялти) нацперевозчику РФ «Аэрофлоту», размер которого зависит от количества перевезенных пассажиров и договоренностей с «Аэрофлотом». Больше всего по транссибирскому маршруту летают Air France, British Airways и Lufthansa. Air Astana пролетает над Сибирью всего 300 км на единственном маршруте Астана-Улан-Батор, по определению международной организации гражданской авиации (ICAO), трассы между Казахстаном и Монголией не относятся к системе транссибирского маршрута и платеж за него взиматься не должен.
Вместе со льготой по роялти Россия предлагает назначить на маршрутах Астана-Москва и Алматы-Москва еще по одному перевозчику с частотой семь раз в неделю (сейчас назначены «Аэрофлот» и Air Astana), причем казахстанская сторона может не ставить на маршруты вторую авиакомпанию, а отдать новые частоты Air Astana, говорится в протоколе.
Казахстан предложил, чтобы Air Astana летала без роялти, и добавилось еще по две частоты в неделю уже назначенным перевозчикам, говорится в протоколе. Так как позиции стран разные, то они решили до 20 августа подготовить дорожную карту по развитию авиасообщения, Россия представит свои предложения до 20 июня.
По словам собеседника, близкого к «Аэрофлоту», «платежи от Air Astana копеечные, важен сам факт. Если позволить какому-либо перевозчику из какой-либо страны не вносить роялти, то будет создан очень плохой прецедент, так как транссибирскими платежами недовольны все иностранные авиакомпании». Если Минтранс России предлагает РК скидку по роялти, значит, вопрос согласован с «Аэрофлотом», для которого с финансовой точки зрения это ничего не значит, добавляет собеседник. Причем скидка, продолжает он, не создаст опасного прецедента: другие перевозчики и их страны могут тоже просить о льготах, Россия сможет требовать взамен либерализации авиасообщения, такое уже бывало.
Как пишет газета, шесть маршрутов в Казахстан из Москвы «Аэрофлот» получил 26 октября 2015 года, вместо лишенной сертификата эксплуатанта «Трансаэро». Это самые коммерчески интересные направления «Трансаэро», сообщали ранее источники в «Аэрофлоте».