При возобновлении добычи нефти на Кашаганском месторождении в конце 2016 года может повториться ситуация 2013 года, когда обнаружилось повреждение подводного газопровода, считает аналитик Олжас Байдильдинов, передает КазТАГ.
«Последние сообщения действительно свидетельствовали о том, что добыча начнется в конце этого года, а многие работы велись с опережением графика. Но Кашаган - сложное месторождение, воды и климатические условия Каспия тоже достаточно агрессивны по отношению к нефтяному оборудованию, поэтому ожидать можно все, что угодно», - сказал О. Байдильдинов в комментарии КазТАГ во вторник.
«Гипотетически добыча может начаться в конце этого года, но мы можем столкнуться с такой же ситуацией, как и в 2013 году, когда из-за повреждений подводного газопровода, соединяющего искусственный остров D с заводом по подготовке нефти и газа «Болашак», трещины в газопроводе образовались в результате высокого содержания сероводорода, когда из-за повреждений (...) добыча была приостановлена», - заявил эксперт.
По словам О. Байдильдинова, изначально говорилось о сроке приостановки добычи от 6 мес. до 2-х лет.
«Но, как мы видим, к концу 2016 года этот срок увеличится до 3-х лет. Конечно, сейчас не самое оптимальное время для добычи столь дорогой нефти. Ранее озвучивались цифры в $100 за баррель для рентабельности добычи. Однако консорциуму по условиям СРП (соглашения о разделе продукции - КазТАГ), вероятнее всего, необходимо начать добычу в указанные сроки, так что ценовой фактор тут играет далеко не первую роль. К сожалению, условия СРП нам неизвестны, но наверняка там есть пункты, согласно которым консорциум может потерять выгодные условия по возмещению своих затрат в случае несоблюдения сроков», - сказал он.
Добыча на Кашашаге, отмечает аналитик, будет оказывать нейтральное влияние на казахстанскую экономику: вырастет индекс физического производства продукции, что благотворно будет влиять на макроэкономические показатели роста краткосрочного экономического индикатора и валового внутреннего продукта.
«Несколько возрастет показатель экспорта продукции (нефти), но на начальной стадии добыча небольшая, при этом этот рост не компенсирует снижение добычи, которое уже произошло на других казахстанских месторождениях. При этом бюджет Казахстана и Национальный фонд, вероятнее всего, не почувствуют начало добычи - по условиям СРП сначала участники соглашения возмещают свои затраты, которые раньше оценивались в $50-55 млрд (сейчас эта цифра, возможно, превышает $60 млрд). Казахстан начнет получать доходы/поступления только после того, как консорциум возместит определенный процент своих затрат», - пояснил О. Байдильдинов.
В целом следует вместе с началом добычи услышать эти основные условия СРП, утверждает он.
«Ведь с Кашаганом связывали начало «большой нефти» в казахстанском секторе Каспийского моря и для художественного сравнения можно вспомнить фильм «Начало» с Ди Каприо (…): в фильме достаточно позитивный финал, но все-таки остается загадка - волчок продолжает крутиться, так что начало (добычи на Кашагане - КазТАГ) может оказаться иллюзией. К слову, «Оскар» за самое ожидаемое и долгоиграющее начало консорциуму точно можно вручить - СРП было заключено в 1997 году, а первоначальная добыча должна была начаться в 2005 году», - подчеркнул эксперт.