Изобретательности алматинских пассажиров можно позавидовать, а внедрение системы электронного билетирования «ОҢАЙ» это качество проявило в полной мере. Транспортники сообщают о случаях «глушения» терминалов оплаты с помощью смартфонов. Об этих и других хитростях горожан порталу «Радиоточка» рассказал глава Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт Кан, который также руководит «Таксомоторным парком №1». "Радиоточка" цитирует собеседника, разделившего "электронных зайцев" по категориям.
- Держат пустые карточки, выводят из строя терминалы посредством магнитиков – магнитики, которые на дверях используются.
- С айфонов Bluetooth включают и он полностью отключает систему. Потом пустой карточкой тычут и кричат: «у меня деньги есть, вот они не проходят». Есть основной терминал, который ближе к водителю, и второй терминал - сзади. Второй отключается, глушат.
- Оставляют на балансе сумму, умышленно выводят из строя карточки. Когда проверяют, сумма есть, а она через терминал не проходит. Как выводят из строя – не знаю.
- Некоторые сидят с карточками – если заходит контролер, начинают проводить транзакции. В системе видно: транзакции резко растут в автобусах, валом. Когда контролер заходит, там, как на бензоколонке счетчик – раз, два, три…
- Есть люди, которые категорически не хотят карточки покупать, дают водителю.
- Бывает, человек перед поездкой вносит деньги в терминал оплаты на улице, заходит, а деньги на карточку еще не поступили. Все эти проблемы всплыли сейчас и когда решатся - неизвестно.
А между тем, сегодня истекает срок, заявленный на пресс-конференции, срочно организованной Транспортным холдингом Алматы 14 января. Тогда журналистов пригласили на встречу спустя всего пару часов после собрания негодующих директоров автобусных парков – транспортники заявили о резком уменьшении доходов из-за «ОҢАЙ» и безответственности пассажиров: по новой системе платили только 70% пользующихся общественным транспортом горожан.
Именно тогда директор Транспортного холдинга Рифат Абдураманов во всеуслышание заявил на вопрос корреспондента «Радиоточки»: проблему недостаточных поступлений средств окончательно решат через 2 недели.
«В течение 2 недель, чтобы стопроцентная оплата была... и мы это будем делать», - сказал руководитель, имея в виду лишь то, что платить за проезд будут все, а главы автопарков, оказавшиеся на грани приостановления деятельности, вздохнут спокойно.
После Транспортный холдинг начал активно работать со СМИ, регулярно рассылая пресс-релизы, полные цифр.
«Более чем за три недели января 2016 года по безналичной системе оплаты за проезд в общественном транспорте прошло 7 780 650 транзакций. Сумма оплаты за проезд картами за данный период составила 490 249 900 тенге», - говорится в таком сообщении за 24 января.
Однако и сегодня глава Ассоциации перевозчиков в разговоре с корреспондентом «Радиоточки» рассказал: количество пассажиров, уклоняющихся от оплаты, не уменьшилось.
«Где-то 40% людей вообще не хотят платить. На некоторых маршрутах в нижней части города – 50% не хотят платить», - говорит он, добавляя, что обещанного повышения доходов автопарки не наблюдают.
«Тех обещанных 30% доходов сверх старых на сегодняшний день ни у кого нет. Тогда разговор был в акимате, когда начинали работать, был разговор. Абсолютно нет повышения», - рассказал он по телефону, объяснив, однако, что окончательные выводы можно будет сделать позже, по итогам месяца с 11 января, дня запуска системы.
Для уточнения полученной информации «Радиоточка» связалась с Транспортным холдингом и ждет официальные ответы.