Педагоги Казахстана раскритиковали проект 12-летки, передает корреспондент Tengrinews.kz.
На заседании Комитета по социально-культурному развитию нижней палаты Парламента выступали педагоги и ученые. Практически все они забраковали новую программу 12-летнего образования в Казахстане.
"Учебная программа по предмету "Введение в науку" включает работу с интернет-источниками, используя простые офисные программы для работы с текстом, таблицами, диаграммами, слайдами. Например, учащийся 3 класса, а нужно помнить, что это 8-летний ребенок, должен представлять результаты сравнения в виде записей, рисунков, таблиц, гистограмм, линейных графиков, используя компьютер. В разделе №3 "Животные" ученик начальной школы должен понимать термины "продуцент" и "консумент", а это программный материал 9 класса. Налицо завышенные требования к ученику младшего школьного возраста", - заявила заместитель директора средней школы №24 города Астаны Анжела Свинаренко в ходе обсуждения нового стандарта 12-летнего образования в Мажилисе.
Президент Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук Аскарбек Кусаинов привел в пример такие страны-лидеры по качеству системы образования, как Финляндия, Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Япония, Канада, Новая Зеландия. По его словам, там образовательная политика направлена на сохранение национальных приоритетов, культуры и ценностей. Традиционная цель обучения в восточных странах - больше воспитательная, чем образовательная. Он считает, что и в казахстанской модели образования тоже нужно сделать упор на воспитание, а в основу взять идею "Мәңгілік ел", определенную Главой государства, как национальная идея страны.
"Стандарт не направлен на воспитание личности, как в этих странах, а направлен на изучение сложных предметов в большом объеме. А обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье. Стандарт должен быть доработан", - отметил он, высказывая свое мнение о новой программе 12-летнего обучения. По его словам, правительству не нужно торопиться с внедрением нового стандарта, для начала нужно его доработать и провести широкомасштабный эксперимент.
Профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор педагогических наук Амина Амирова также высказала свое мнение. Она против исключения из начального образования такого предмета, как "Грамота". "Поскольку дети приходят в школу с 6 лет, должен быть предмет обучения детей грамоте, ведь через предмет "Язык и литература" невозможно обучить детей этому", - сказала она. Отметим, что по новому стандарту начального образования дети с 1 класса должны изучать предмет "Язык и литература".
Как сообщил в своем докладе вице-министр образования и науки РК Есенгазы Имангалиев, особенность начальной школы, закладываемой в проекте представленного стандарта начального образования, можно объединить в следующие положения: обучение с 6 лет, продолжительность начальной школы - 5 лет, введение новых, интегрированных предметов, интеграция воспитания и обучения, а также критериальное исследование. Вводятся следующие предметы: казахский язык и литература или русский язык и литература в качестве интегрированного предмета; предметы "Введение в науку", "Информационно-коммуникативные технологии", "Английский язык" и интегрированный предмет "Искусство".
"Стандарт ориентирован на построение знаний центрической модели образования, основанной на результатах. Ценности в образовании разворачиваются в контексте вопросов: "Чему учить в школе?" и "Для чего учиться в школе?" Ожидаемые результаты стандарта определяется через навыки широкого спектра, навыки, необходимые для жизни в 21 веке", - отметил он.
Стоит отметить, что новый стандарт образования строится по принципу 5+5+2, то есть с 1 по 5 класс ребенок учится в начальной школе, с 6 по 10 - в основной и с 11 по 12 - в старшей. По словам Имангалиева, апробацию новой программы 12-летнего обучения планируется начать с 2015-2016 учебного года.