Утвержден план действий Правительства и Нацбанка

1209 просмотров
0
Суббота, 28 Мар 2015, 08:58

В Казахстане утвержден план совместных действий Правительства РК и Нацбанка по финансированию субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности. «Казинформ» публикует текст документа.

Постановление Правительства Республики Казахстан

Астана, Үкімет Үйі от 11 марта 2015 года № 124

Об утверждении Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году (далее - План).

2. Акционерному обществу «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию) совместно с акционерным обществом «Фонд развития предпринимательства «Даму» (по согласованию) и акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» (по согласованию):

1) обеспечить своевременное выполнение Плана;

2) один раз в полугодие, не позднее двадцатого числа первого месяца полугодия, представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана.

3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2015 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. МАСИМОВ

 

Утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 124

План

совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году

Анализ текущей ситуации

С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее - ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы прирост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8% (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5% с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел1. При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности - 1172,6 млрд. тенге (20%), машиностроения - 859,2 млрд. тенге (14,5%), химической промышленности - 185,9 млрд. тенге (3%)2.

Реальный рост ВДС обрабатывающей промышленности

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП Казахстана

 

1 Статистический бюллетень «Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг.» (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsGPFIIR)

2 Статистический сборник «Промышленность Казахстана и его регионов» (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)

 

Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в «ловушке среднего дохода»3. Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. - 1,9%, тогда как в 2010 году - 13,9%). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8% в 2008 году до 10,7% по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28% до 24% в аналогичном периоде.

Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8% до 6,9%4. При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29% от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59%), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования.

Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее - НБ РК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8% превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом5. Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8%, а по данным исследования НБ РК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге.

 

3 Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

4 Статистический бюллетень «Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан» (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersInvestmen0t)

5 Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/?docid=310)

 

Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т. д. По lанным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15%, по информации и связи - на 17%).

Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.

Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее - План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства в 2015 году по следующим направлениям:

первое направление: акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - АО «ФРП «Даму») предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - БВУ), для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам среднего и малого предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее - первое направление);

второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» (далее - АО «БРК») БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее - СКП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, выданным субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее - второе направление).

Перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства определяется Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Госкомиссия).

Общие положения

Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач

В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 354, и Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 1276, Правительством Республики Казахстан, НБ РК, акционерным обществом «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (далее - АО «НУХ «Байтерек») будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП и СКП в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование ранее выданных займов БВУ, на финансирование оборотных средств и новых проектов СМСП и СКП.

Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФ РК) в 2015 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.

Год

Проекты СМСП

Проекты СКП

2015

50 млрд. тенге

50 млрд. тенге

Для этих целей АО «НУХ «Байтерек» осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 млрд.тенге на следующих условиях:

Год выпуска

2015

Объем размещения из средств НФ РК

100 млрд. тенге

Ставка купона

0,1% годовых

Доходность к погашению

0,1% годовых

Срок обращения облигаций

до 20 лет с даты начала обращения облигаций

Срок погашения облигационного займа

в конце срока обращения, с правом досрочного погашения по инициативе эмитента

После размещения облигаций АО «НУХ «Байтерек» для реализации мер по первому направлению заключает с АО «ФРП «Даму» кредитный договор в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО «ФРП «Даму» кредит на следующих условиях:

1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;

2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;

3) ставка вознаграждения - 0,15% годовых;

4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного кредитного договора с правом досрочного погашения по инициативе АО «ФРП «Даму».

После размещения облигаций АО «НУХ «Байтерек» для реализации мер по второму направлению заключает с АО «БРК» договор займа в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО «БРК» кредит на следующих условиях:

1) сумма кредита - 50 млрд. тенге;

2) срок - до 20 лет с даты подписания кредитного договора;

3) ставка вознаграждения - 0,15% годовых;

4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного договора займа, с правом досрочного погашения по инициативе АО «БРК».

Условия и механизмы обусловленного размещения средств в банках второго уровня

1. Госкомиссия одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям на 2015 год.

2. АО «ФРП «Даму», АО «БРК» и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБ РК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана.

3. АО «НУХ «Байтерек» размещает на отдельном банковском счете АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» в НБ РК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа.

4. АО «ФРП «Даму» заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:

1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;

2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;

3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;

4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:

12 месяцев - по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели; 6 месяцев - по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;

5) валюта кредитования БВУ - тенге;

6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО «ФРП «Даму» и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0% годовых;

7) в рамках кредитного соглашения, заключенного между АО «ФРП «Даму» и БВУ:

не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СМСП;

не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП;

не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СМСП;

При этом, не менее 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование и рефинансирование проектов СМСП в пищевой промышленности.

5. АО «БРК» заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:

1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;

2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;

3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;

4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:

18 - месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели; 6 - месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ;

5) валюта кредитования БВУ - тенге;

6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО «БРК» и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0% годовых;

7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО «БРК» и БВУ:

не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СКП;

не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СКП;

не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СКП.

6. БВУ отчитываются перед АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств.

Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа.

БВУ запрещается направлять выделяемые средства на реализацию проектов, которые не входят в перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов СМСП и СКП, определенных Госкомиссией.

БВУ запрещается направлять выделяемые средства на инвестирование в финансовые инструменты и/или операции с ними, а также на валютный рынок для покупки иностранной валюты.

БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов субъектов предпринимательства, на свои отдельные банковские счета в НБРК.

БВУ осуществляют финансирование субъектов предпринимательства, в том числе за счет средств, возвращенных по ранее выданным займам субъектам предпринимательства согласно условиям кредитных соглашений, договорам банковского займа и в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего раздела Плана.

7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБ РК.

Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу.

СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.

8. В случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения БВУ выделяемых средств, АО «ФРП Даму» и АО «БРК» вправе досрочно расторгнуть соответствующие кредитное соглашение, договор банковского займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения. Вопрос по перераспределению высвободившихся и отозванных средств среди БВУ выносится на рассмотрение Госкомиссии.

9. В случае досрочного погашения БВУ займов по заключенным кредитным соглашениям между АО «ФРП «Даму» и БВУ, договорам банковского займа между АО «БРК» и БВУ, повторное использование данных средств осуществляется на основании соответствующего решения Госкомиссии.

Условия финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности

1. Целевая группа - СМСП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по первому направлению.

2. Участниками не могут быть СМСП:

1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;

2) учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также некоммерческие организации.

3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО «ФРП «Даму» сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК.

4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:

1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК - 1 850 000 000 тенге;

2) срок кредитования:

на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СМСП - не более 10 лет;

на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;

3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП - не более 6,0% годовых;

4) валюта кредитования - тенге.

Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности

1. Целевая группа - СКП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению.

2. Участниками не могут быть СКП:

1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;

2) учредителями, которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.

3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО «БРК» сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК.

4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:

1) лимит финансирования на одного СКП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК - от 200 000 000 тенге до 5 000 000 000 тенге;

2) срок кредитования:

на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СКП - не более 10 лет;

на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств - не более 5 лет;

3) номинальная ставка вознаграждения для СКП - не более 6,0% годовых;

4) валюта кредитования - тенге;

5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций - не более 24 месяцев с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.

Требования к банкам второго уровня

1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже «В-».

2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах.

3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15% на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование - заключение индивидуального соглашения с НБ РК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15% в установленный НБ РК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО «ФРП «Даму» и АО «БРК».

Мониторинг

1. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана.

2. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» будут осуществлять мониторинг:

1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ;

2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП.

3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО «ФРП «Даму», АО «БРК» отчеты об освоении средств. Форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа.

АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года №281 (далее - Комиссия) и АО «НУХ «Байтерек».

4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства.

5. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» будут отслеживать платежную дисциплину БВУ по средствам, выделяемым в рамках настоящего Плана.

6. АО «ФРП «Даму» и АО «БРК» представляют Комиссии информацию о конечных заемщиках, получивших займы за счет средств НФ РК в БВУ, а также субъектах предпринимательства, обратившихся в БВУ за кредитованием и субъектах предпринимательства, получивших положительное решение БВУ о кредитовании, в объеме, не противоречащем действующему законодательству Республики Казахстан.

преподаватель казахского языка
Орыстілді қазақ ана тілін үйреніп алса, басқа қазақтар бұған еш мән бермейді; өзге ұлтты адам болса, қазақтар оны танымал қылады
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Куда ушли бюджетные миллиарды. Самые вопиющие скандалы 2024 года
Ratel.kz публикует самые интересные материалы о том, как осваивали в 2024 году многомиллиардные суммы из бюджета
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Разбалансировка кабинета Бектенова
О противоречивых решениях правительства Казахстана
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2024 год. Тимур Сейтмуратов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Айнабулак: Самый масштабный той эпохи Казахской АССР с участием Остапа Бендера
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2024 год. Евгения Морозова
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Павлодарские власти сломали голову – как отделаться от элитной резиденции
Павлодарский акимат подписал меморандум с частным инвестором, выкупившим президентскую резиденцию на Жасыбае, пытаясь не отбирать её назад
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Врач, из-за операции которого актюбинка стала инвалидом, требовал с неё 600 тысяч тенге
Он подал на женщину в суд, после того как она от отчаяния обратилась к президенту страны. Оказалось, что врач вообще не имел права оперировать пациентку
В акимате ВКО считают, что Ермек Кошербаев не нарушал Закон “О госслужбе”
В администрации Восточного Казахстана прокомментировали грядущий судебный процесс между жителем региона и акимом области
Сопротивлялся до последней капли: мужчина справлял нужду на глазах у полицейских
Во время процесса его задержали
Пять суток ареста получил гость Петропавловска за новогодние фотографии
Молодой человек решил занять место между Пушкиным и Абаем
Экс-акима, раздражавшего жителей, назначили на важную должность
Как выяснилось, по образованию чиновник – юрист и бухгалтер
Алматыдағы Сац атындағы орыс театрын 21 млрд теңгеге жөндемек
Бастапқыда қала билігі тек косметикалық жөндеу жұмыстарын жүргізуді жоспарлаған, бірақ кейін ғимаратты толығымен жаңарту жөн деп шешті
Ратель. Лучшее за 2024 год. Данил Шемратов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.