В Казахстане коррупция является частью национального менталитета -так считает политолог, руководитель аналитической службы ОФ «Realpolitik» Талгат Мамырайымов. Политолог считает, что существенное ограничение коррупции в Казахстане невозможно без культа Закона и Права.Сообщает портал zakon.kz
Талгат Киятбекович, для Казахстана коррупция стала чуть ли не главной болезнью, нечто вроде раковой опухоли, постепенно подтачивающей наше государство. При этом многие эксперты полагают, что главная основа коррупции в несовершенстве нашей политической системы. Вы согласны с таким выводом?
- Изъяны нашей политической системы, на мой взгляд, не являются главными причинами коррупции в Казахстане. Эти факторы скорее выступают инструментом, оболочкой для совершения коррупционных правонарушений. Но их фундамент это наши социально-культурные и социально-психологические нормы, правила жизни. Ведь у нас взаимоотношения как внутри общества, так и между каждым его членом и государством во многом выходят за рамки норм законов. Большую, а иногда определяющую роль в этих случаях играют неформальные нормы и правила, разделяемые всеми членами общества.
Вы хотите сказать, что коррупция в нашем обществе, государстве коренится преимущественно в особенностях нашего менталитета?
- Да, именно так. Социально-культурные, социально-психологические символы, нормы, практики, в том числе и неформальные, и составляют костяк менталитета. Как показывают многочисленные исследования, главными признаками коррупции являются именно неформальные связи. Например, в развитых странах Европы коррупция больше всего распространена не на уровне центральных органов власти, а в региональных госорганах, где шире присутствуют неформальные взаимоотношения. И это не случайно, поскольку для элементарного отмывания государственных денег; выстраивания коррупционных схем чиновникам нужны свои «агенты», «клиенты» в обществе.
В Казахстане весь быт, большая часть жизнедеятельности, бизнеса построены на неформальных нормах и принципах, но не на следовании Праву и Закону. Все это из-за того, что у нас низкое доверие к власти, слабые политические институты. Человек не может целиком и полностью положиться на защиту своих интересов со стороны государства.
В то же время у нас высокий, можно даже сказать, аномальный уровень присутствия государства в общественных сферах. В нашей стране чуть ли не каждый чиновник мнит себя господином зависящих от него простых граждан. В итоге люди соглашаются на позицию услужения чиновникам, госорганам. И это делается не из-за какой-то невольной блажи - так люди зачастую решают свои проблемы в госорганах в обход закона, потому что это проще и легче.
То есть казахстанцы не представляют свою жизнь без неформальных практик жизнедеятельности?
- Видимо, да. Не случайно казахстанцы под коррупцией понимают преимущественно нелегальные денежные операции: взяточничество, мошенничество, казнокрадство в системе государственных органов. А такие операции как блат, протекционизм, непотизм, кумовство, подношения, подарки наши граждане даже не рассматривают как коррупцию. Согласно исследованию Трансперенси Интернешнл, в 2013 году 39 процентов опрошенных казахстанцев, дававших взятки, делали это в форме подарков или благодарностей. Такого рода действия, как правило, одобряются и воспринимаются с пониманием. Не дай Бог кому-нибудь отклониться от этих неписаных, неформальных норм и практик, как он тут же станет персоной «нон грата». Или, по меньшей мере, такое поведение не будет одобрено в социальной группе этого «отщепенца».
Каким образом наши неформальные социально-культурные практики распространяются, воспроизводятся в системе государственной власти?
- Госслужащие также являются частью общества, значит, и неформальные практики автоматически переносятся в государственную власть. Многие чиновники, госслужащие являются членами какой-либо «команды», в которой действуют свои узкие неформальные правила и связи с «клиентами» в частном секторе. Соответственно, в эти круги тяжело попасть. Для этого нужно получить право быть «своим». И здесь начинают включаться связи, знакомства, родственная близость к руководству этих групп в «хлебных» государственных структурах. За этими связями, знакомствами зачастую следуют просьбы, «заказы» на разрешение каких-либо проблем на взаимовыгодной основе.
У нас практически весь бизнес, экономика завязаны на государственных тендерах, заказах, проектах, программах и т.д. Соответственно, власть предержащие имеют в нашем обществе высокий статус «особых» людей, распределяющих блага, ресурсы.
Неформальные нормы и правила не только дополняют законы, но нередко их почти полностью заменяют. Между обществом и властью постоянно идет взаимообмен неформальных практик, в том числе коррупции.
Можно более подробно о том, в каких формах наш менталитет или социально-культурный фон проявляется в коррупционных действиях?
- Таких примеров можно привести огромное количество. В частности, для того, чтобы получить какую-нибудь справку, или иной документ, мы обращаемся к знакомым и через них решаем эту проблему. И так у нас не только в госучреждениях, но и в частных структурах. Даже простой поход к врачу не обходится без подключения связей, знакомств. И это мы делаем не только из-за экономии времени, денег. Так сложилось, что мы не доверяем друг другу, не говоря уже о недоверии к действующим общественным и политическим институтам.
Даже в коммерческих предприятиях существуют и работают целые «кланы» по родству, знакомству, дружбе. Чужак, даже назначенный руководителем в такую команду, не сможет там спокойно работать, если не будет лояльно относиться к ее неформальным правилам, нормам.
Таким образом, главной причиной коррупции в Казахстане является доминирование норм нашего менталитета над законом, стремление все решить неофициально. А как может быть иначе, если в нашем государстве не все равны перед Законом? Человек без связей, крутых знакомств, хорошего достатка стал у нас восприниматься как «лузер», ничтожество.
Да, не зря у нас появилось «крылатое» выражение – для казахов понты дороже денег…
- Вот-вот. В результате наш менталитет стал неудержимо наполняться всякими вредными наслоениями, в основном в виде разного рода понтов. Причем, по-видимому, это не является продуктом только лишь современного Казахстана. Еще в казахской степи эпохи царской России среди баев было модно щеголять своим богатством, обильным скотом, связями и происхождением. Вот это и является главной питательной средой коррупции.
Такие порядки нами уже воспринимаются как обыденные социальные нормы. И это удобно, так как часто бюрократическая волокита, громоздкие законодательные процедуры отнимают столько времени и средств, что люди предпочитают все решать при помощи связей и мзды.
И что нам делать в такой ситуации, как искоренить такую основу коррупции, ведь мы имеем дело с нашим менталитетом, от которого нам деваться некуда.
- Корень проблемы заключается не только в слабости и неполноценности наших политических институтов. Содержание институтов зависит от нас, поскольку их основой являются различные социальные нормы и правила. Мы исторически привыкли абсолютизировать власть. Но власть является продуктом нашего общего социально-культурного фона. По-иному говоря, какие мы – такая и власть. Не зря говорят: каждый народ заслуживает свою власть.
Конечно, не все должно решаться строго по букве Закона. В некоторых случаях надо проявлять снисходительность, но и эта возможность должна быть закреплена в законе. Когда в обществе будет культ Закона и Права, тогда и мы все начнем меняться. Вслед за этим начнут меняться и наши общественно-политические институты…
Автор:Торгын Нурсеитова