В песках Прибалхашья найдены обломки воздушного судна, упавшего около 80 лет тому назад
Находка сделана случайно, еще 25 мая, во время планового полета на вертолете Ми-2 инструкторов алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» и авиакомпании «Тянь-Шань» по заданию государственного предприятия «Охотзоопром» с целью уточнения поголовья джейранов.
Пролетая над труднодоступным пустынным районом Алматинской области, километрах в двухстах от райцентра Баканас и примерно в ста километрах от сухого рукава Шет-Баканас старого русла реки Или, с воздуха экипаж вертолета заметил среди песчаных барханов металлические конструкции, напоминающие остов крупного планера.
Приземлившись, летчики убедились, что нашли действительно именно останки цельнометаллического самолета довольно старой конструкции.
Среди груды дюраля летчикам удалось найти стальную табличку, по которой можно было предположить, что обломки принадлежат советскому военному самолету первой половины прошлого века - разведчику дальнего действия Р-6, который был в длину 15,06 метра и имел размах крыльев 23,2 метра.
Судя по этой табличке, либо сам самолет, либо один из его двигателей были выпущены в 1933 году (на снимке).
Однако по возвращении в Алматы авиаторы выяснили, что в 30-х и даже в 40-х годах падение подобного самолета или каких либо других летательных аппаратов в этом районе официально нигде не зафиксировано.
Так что обнаруженные в песках Прибалхашья обломки явно окутаны какой-то тайной.
- Сначала мы действительно подумали, что это, скорее всего, Р-6, – рассказывает один из нашедших самолет летчиков, инструктор алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» Владимир АНЦУПОВ (на снимке). – Об этом говорило все: и колеса со спицами, и гофрированный металл корпуса, и то, что он был двухмоторный, и указанная на табличке марка одного из двигателей М-17, советского аналога германского BMW-IV, которые устанавливались на такие самолеты. В этом случае самолет мог здесь оказаться, потерпев катастрофу по пути в Китай или Монголию – в 1935 году Советский Союз оказывал им помощь в войне с Японией. Поставка техники, в том числе и самолетов, была секретной и осуществлялась под кодовым названием «Операция Z». Этим могло объясняться то, что про это крушение до сегодняшних дней ничего не было известно. Но потом все же закрались сомнения, и, порывшись в интернете, а также в авиационных архивах, мы пришли к выводу, что это также мог быть и «родной брат» Р-6 – самолет ПС-7.
Действительно, пассажирские самолеты ПС-7 были гражданской переделкой военных Р-6, в 30-е и 40-е годы прошлого они века летали по маршрутам из тогдашней Алма-Аты в Караганду, Балхаш, Кокчетав и обратно.
Однако опять же никаких сведений о крушении такого самолета в те годы в Балхашском районе Алматинской области пока нигде обнаружить не удалось.
А в том, что речь идет именно об авиакатастрофе или аварийной посадке, уже сейчас нет никаких сомнений.
- Видно, что при ударе о землю у самолета развернуло и поотрывало крылья, - продолжает рассказывать Владимир Анцупов. - Вокруг разбросаны обломки - куски шасси, амортизаторы. Мы нашли кусок двигателя, по нему видно, что удар был такой силы, что поршень раскололся. Однозначно - самолет потерпел крушение. Почему об этом происшествии ничего не сохранилось - загадка.
Интересно, что большинство аналогичных авиационных происшествий в Казахстане зафиксированы.
Описан случай жесткой посадки на лед Балхаша в феврале 1935 года самолета Р-5, который пилотировал впоследствии известный летчик Николай ГОРЖАНУ.
Есть информация о катастрофе четырехмоторного самолета Г-2 в окрестностях Алматы, в которой 26 декабря 1941 года погибли 26 человек, в том числе ряд руководителей Казахской ССР.
А вот про крушение самолета Р-6 или ПС-7 в песках за райцентром Баканас – нигде ни слова.
При содействии акимата Алматинской области и Балхашского района в мае-июне к месту обнаружения останков самолета было совершено несколько экспедиций во главе с Владимиром Анцуповым.
Выяснили, что местные жители давно знали, что в песках лежит когда-то давно упавший самолет. В трудные 90-е годы даже пытались пилить его обломки и сдавать на металлолом.
Но оказалось, что это дело бесполезное: дюралюминий, или как его раньше называли кольчугалюминий, при переплавке превращается в труху. И чабаны бросили эту затею. Наверное, поэтому остов раритетного самолета более или менее сохранился.
Последняя экспедиция проработала на месте крушения примерно неделю. С помощью металлоискателя были обнаружены многочисленные обломки, которые скрывали пески. Однако продолжать работу стало невозможно из-за жары – температура воздуха превысила +40 градусов.
Поэтому в минувшие выходные на аэродром Байсерке для имеющегося там музея РОО «Отан» группа Владимира Анцупова сумела вывезти самую крупную сохранившуюся часть раритетного самолета – так называемый центроплан.
К слову, это всего лишь второй экземпляр найденного самолета такого типа. По сообщениям прессы, в 2005 году в Киеве закончилась реставрация найденного в 1980-х годах П-6, аналога Р-6 и ПС-7.
Правда, согласно опять же информации в прессе, он не экспонируется на открытой площадке музея Национального авиационного университета Украины, а хранится в учебном ангаре.
Так что нынешнюю находку в песках Прибалхашья можно считать действительно уникальной, причем не только для Казахстана.
Теперь остается выяснить, при каких обстоятельствах и когда именно потерпел крушение наш самолет, кто был на его борту, были ли выжившие.
И главное - почему факт его падения так долго скрывался.
Опубликовано 22.06.2017 г.