Тайна разбившегося самолёта

98075 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Суббота, 03 Дек 2022, 13:00

В песках Прибалхашья найдены обломки воздушного судна, упавшего около 80 лет тому назад

Чем запомнился Геннадий Бендицкий

Сегодня, 3 декабря 2022 года, в день рождения и в годовщину ухода нашего друга Геннадия БЕНДИЦКОГО мы предлагаем читателям его материалы. В Казахстане немало людей с нетерпением ждали выхода газет "Караван"  и "Время", телевизионных передач на "КТК" и "31 канале", сайта Ratel.kz с материалами, подготовленными Геной. 

Кто-то хватался за сердце, кто-то злился, но для большинства читателей это означало – в стране еще не все потеряно, есть человек, который выслушает, защитит, восстановит справедливость и власти будут вынуждены что-то сделать. 

Прошло уже пять лет. 

Статья журналиста живет всего один-два дня. Через год о ней вспоминают только ее герои. 

Но Гена тем и уникален, что его статьи остаются актуальными и сегодня. 

Рванет ли склад с боеприпасами, всплывет ли фамилия чиновника, полыхнет коррупционный скандал  - и мы на сайте видим всплеск трафика именно на Генкины материалы. 

Гена оставил о себе добрую память. 

И мы его не забудем.

***

Находка сделана случайно, еще 25 мая, во время планового полета на вертолете Ми-2 инструкторов алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» и авиакомпании «Тянь-Шань» по заданию государственного предприятия «Охотзоопром» с целью уточнения поголовья джейранов.

Пролетая над труднодоступным пустынным  районом Алматинской области, километрах в двухстах от райцентра Баканас и примерно в ста километрах от сухого рукава Шет-Баканас старого русла реки Или, с воздуха экипаж вертолета заметил среди песчаных барханов металлические конструкции, напоминающие остов крупного планера.

Приземлившись, летчики убедились, что нашли действительно именно останки цельнометаллического самолета довольно старой конструкции.

Среди груды дюраля летчикам удалось найти стальную табличку, по которой можно было предположить, что обломки принадлежат советскому военному самолету первой половины прошлого века - разведчику дальнего действия Р-6, который был в длину 15,06 метра и имел размах крыльев 23,2 метра.

Судя по этой табличке, либо сам самолет, либо один из его двигателей были выпущены в 1933 году (на снимке).

Однако по возвращении в Алматы авиаторы выяснили, что в 30-х и даже в 40-х годах падение подобного самолета или каких либо других летательных аппаратов в этом районе официально нигде не  зафиксировано.

Так что обнаруженные в песках Прибалхашья обломки явно окутаны какой-то тайной. 

- Сначала мы действительно подумали, что это, скорее всего, Р-6, – рассказывает один из нашедших самолет летчиков, инструктор алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» Владимир АНЦУПОВ (на снимке). – Об этом говорило все: и колеса со спицами, и гофрированный металл корпуса, и то, что он был двухмоторный, и указанная на табличке марка одного из двигателей М-17, советского аналога германского BMW-IV, которые устанавливались на такие самолеты. В этом случае самолет мог здесь оказаться, потерпев катастрофу по пути в Китай или Монголию – в 1935 году Советский Союз оказывал им помощь в войне с Японией. Поставка техники, в том числе и самолетов, была секретной и осуществлялась под кодовым названием «Операция Z». Этим могло объясняться то, что про это крушение до сегодняшних дней ничего не было известно.  Но потом все же закрались сомнения, и, порывшись в интернете, а также в авиационных архивах, мы пришли к выводу, что это также мог быть и «родной брат» Р-6 – самолет ПС-7.

Читайте также
Как фанера над Болгарией

Действительно, пассажирские самолеты ПС-7 были гражданской переделкой военных Р-6, в 30-е и 40-е годы прошлого они века летали по маршрутам из тогдашней Алма-Аты в Караганду, Балхаш, Кокчетав и обратно.

Однако опять же никаких сведений о крушении такого самолета в те годы в Балхашском районе Алматинской области пока нигде обнаружить не удалось.

А в том, что речь идет именно об авиакатастрофе или аварийной посадке, уже сейчас нет никаких сомнений.

- Видно, что при ударе о землю у самолета развернуло и поотрывало крылья, - продолжает рассказывать Владимир Анцупов. - Вокруг разбросаны обломки - куски шасси, амортизаторы. Мы нашли кусок двигателя, по нему видно, что удар был такой силы, что поршень раскололся. Однозначно - самолет потерпел крушение. Почему об этом происшествии ничего не сохранилось - загадка.

Интересно, что большинство аналогичных авиационных происшествий в Казахстане зафиксированы.

Описан случай жесткой посадки на лед Балхаша в феврале 1935 года самолета Р-5, который пилотировал впоследствии известный летчик Николай ГОРЖАНУ.

Есть информация о катастрофе четырехмоторного самолета Г-2 в окрестностях Алматы, в которой 26 декабря 1941 года погибли 26 человек, в том числе ряд руководителей Казахской ССР.

А вот про крушение самолета Р-6 или ПС-7 в песках за райцентром Баканас – нигде ни слова.

При содействии акимата Алматинской области и Балхашского района в мае-июне к месту обнаружения останков самолета было совершено несколько экспедиций во главе с Владимиром Анцуповым.

Выяснили, что местные жители давно знали, что в песках лежит когда-то давно упавший самолет. В трудные 90-е годы даже пытались пилить его  обломки и сдавать на металлолом.

Но оказалось, что это дело бесполезное: дюралюминий, или как его раньше называли кольчугалюминий, при переплавке превращается в труху. И чабаны бросили эту затею. Наверное, поэтому остов раритетного самолета более или менее сохранился.

Последняя экспедиция проработала на месте крушения примерно неделю. С помощью металлоискателя были обнаружены многочисленные обломки, которые скрывали пески. Однако продолжать работу стало невозможно из-за жары – температура воздуха превысила +40 градусов.

Поэтому в минувшие выходные на аэродром Байсерке для имеющегося там музея РОО «Отан» группа Владимира Анцупова сумела вывезти самую крупную сохранившуюся часть раритетного самолета – так называемый центроплан.

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

К слову, это всего лишь второй экземпляр найденного самолета такого типа. По сообщениям прессы, в 2005 году в Киеве закончилась реставрация найденного в 1980-х годах П-6, аналога Р-6 и ПС-7.

Правда, согласно опять же информации в прессе, он не экспонируется на открытой площадке музея Национального авиационного университета Украины, а хранится в учебном ангаре.

Так что нынешнюю находку в песках Прибалхашья можно считать действительно уникальной, причем не только для Казахстана.

Теперь остается выяснить, при каких обстоятельствах и когда именно потерпел крушение наш самолет, кто был на его борту, были ли выжившие.

И главное - почему факт его падения так долго скрывался.

Опубликовано 22.06.2017 г.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.