Тайна разбившегося самолёта

101894 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Вторник, 03 Дек 2024, 09:00

В песках Прибалхашья найдены обломки воздушного судна, упавшего около 80 лет тому назад

Находка сделана случайно, еще 25 мая, во время планового полета на вертолете Ми-2 инструкторов алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» и авиакомпании «Тянь-Шань» по заданию государственного предприятия «Охотзоопром» с целью уточнения поголовья джейранов.

Пролетая над труднодоступным пустынным  районом Алматинской области, километрах в двухстах от райцентра Баканас и примерно в ста километрах от сухого рукава Шет-Баканас старого русла реки Или, с воздуха экипаж вертолета заметил среди песчаных барханов металлические конструкции, напоминающие остов крупного планера.

Приземлившись, летчики убедились, что нашли действительно именно останки цельнометаллического самолета довольно старой конструкции.

Среди груды дюраля летчикам удалось найти стальную табличку, по которой можно было предположить, что обломки принадлежат советскому военному самолету первой половины прошлого века - разведчику дальнего действия Р-6, который был в длину 15,06 метра и имел размах крыльев 23,2 метра.

Судя по этой табличке, либо сам самолет, либо один из его двигателей были выпущены в 1933 году (на снимке).

Однако по возвращении в Алматы авиаторы выяснили, что в 30-х и даже в 40-х годах падение подобного самолета или каких либо других летательных аппаратов в этом районе официально нигде не  зафиксировано.

Так что обнаруженные в песках Прибалхашья обломки явно окутаны какой-то тайной. 

- Сначала мы действительно подумали, что это, скорее всего, Р-6, – рассказывает один из нашедших самолет летчиков, инструктор алматинского аэроклуба республиканского общественного объединения «Отан» Владимир АНЦУПОВ (на снимке). – Об этом говорило все: и колеса со спицами, и гофрированный металл корпуса, и то, что он был двухмоторный, и указанная на табличке марка одного из двигателей М-17, советского аналога германского BMW-IV, которые устанавливались на такие самолеты. В этом случае самолет мог здесь оказаться, потерпев катастрофу по пути в Китай или Монголию – в 1935 году Советский Союз оказывал им помощь в войне с Японией. Поставка техники, в том числе и самолетов, была секретной и осуществлялась под кодовым названием «Операция Z». Этим могло объясняться то, что про это крушение до сегодняшних дней ничего не было известно.  Но потом все же закрались сомнения, и, порывшись в интернете, а также в авиационных архивах, мы пришли к выводу, что это также мог быть и «родной брат» Р-6 – самолет ПС-7.

Читайте также
Как фанера над Болгарией

Действительно, пассажирские самолеты ПС-7 были гражданской переделкой военных Р-6, в 30-е и 40-е годы прошлого они века летали по маршрутам из тогдашней Алма-Аты в Караганду, Балхаш, Кокчетав и обратно.

Однако опять же никаких сведений о крушении такого самолета в те годы в Балхашском районе Алматинской области пока нигде обнаружить не удалось.

А в том, что речь идет именно об авиакатастрофе или аварийной посадке, уже сейчас нет никаких сомнений.

- Видно, что при ударе о землю у самолета развернуло и поотрывало крылья, - продолжает рассказывать Владимир Анцупов. - Вокруг разбросаны обломки - куски шасси, амортизаторы. Мы нашли кусок двигателя, по нему видно, что удар был такой силы, что поршень раскололся. Однозначно - самолет потерпел крушение. Почему об этом происшествии ничего не сохранилось - загадка.

Интересно, что большинство аналогичных авиационных происшествий в Казахстане зафиксированы.

Описан случай жесткой посадки на лед Балхаша в феврале 1935 года самолета Р-5, который пилотировал впоследствии известный летчик Николай ГОРЖАНУ.

Есть информация о катастрофе четырехмоторного самолета Г-2 в окрестностях Алматы, в которой 26 декабря 1941 года погибли 26 человек, в том числе ряд руководителей Казахской ССР.

А вот про крушение самолета Р-6 или ПС-7 в песках за райцентром Баканас – нигде ни слова.

При содействии акимата Алматинской области и Балхашского района в мае-июне к месту обнаружения останков самолета было совершено несколько экспедиций во главе с Владимиром Анцуповым.

Выяснили, что местные жители давно знали, что в песках лежит когда-то давно упавший самолет. В трудные 90-е годы даже пытались пилить его  обломки и сдавать на металлолом.

Но оказалось, что это дело бесполезное: дюралюминий, или как его раньше называли кольчугалюминий, при переплавке превращается в труху. И чабаны бросили эту затею. Наверное, поэтому остов раритетного самолета более или менее сохранился.

Последняя экспедиция проработала на месте крушения примерно неделю. С помощью металлоискателя были обнаружены многочисленные обломки, которые скрывали пески. Однако продолжать работу стало невозможно из-за жары – температура воздуха превысила +40 градусов.

Поэтому в минувшие выходные на аэродром Байсерке для имеющегося там музея РОО «Отан» группа Владимира Анцупова сумела вывезти самую крупную сохранившуюся часть раритетного самолета – так называемый центроплан.

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

К слову, это всего лишь второй экземпляр найденного самолета такого типа. По сообщениям прессы, в 2005 году в Киеве закончилась реставрация найденного в 1980-х годах П-6, аналога Р-6 и ПС-7.

Правда, согласно опять же информации в прессе, он не экспонируется на открытой площадке музея Национального авиационного университета Украины, а хранится в учебном ангаре.

Так что нынешнюю находку в песках Прибалхашья можно считать действительно уникальной, причем не только для Казахстана.

Теперь остается выяснить, при каких обстоятельствах и когда именно потерпел крушение наш самолет, кто был на его борту, были ли выжившие.

И главное - почему факт его падения так долго скрывался.

Опубликовано 22.06.2017 г.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как судья Мекемтас отдохнул с женой в Греции за 16 тысяч евро
И почему туроператору пришлось вернуть туристам из Казахстана львиную долю потраченных на дорогую поездку денег
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Ходоки из Сеула у министра энергетики
Корейцы первыми пожаловались на дешёвую нефть для казахстанских заводов
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Про культ пива в СССР: чем он так привлекал американцев
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
С нашей системой раннего обнаружения огня мы спалим Париж
Эффективность сплагиаченного из глобальной системы GLOFAS сайта для отслеживания паводков Tasqyn тоже поражает, не говоря уже о судебном кабинете
Как ботаники в Казахстане прививают обществу интерес к науке
Три года назад казахстанцы получили возможность участвовать в конкурсе по сбору данных о растениях и животных на онлайн-платформе iNaturalist
За что актюбинский нотариус набросился на юриста
Причиной могла стать денежная клиентка
В ВКО бухгалтер перепутала 155 миллионов тенге и 200 тысяч
После запроса Ratel.kz план госзакупок пришлось срочно корректировать
Стройка BI Group в центре Караганды: при чём тут Дарига Назарбаева
Жители города продолжают выступать против застройки участка возле парка
Болезни медицины: только за три месяца в СКО от пациентов поступило 96 жалоб
Жители региона возмущаются нехваткой врачей и невозможностью своевременно пройти обследования
Суд по делу Шерзата Полата может затянуться на два месяца, считают его адвокаты
А родные подростка, возможно, не будут участвовать в  дальнейших судебных разбирательствах
Алматинка 14 лет назад взяла более 300 млн в банке и сейчас должна столько же, несмотря на продажу дорогостоящего имущества. Часть 2
Ужасающая и нескончаемая история банковского рейдерства
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.