Задачка для школяров: сколько лет дадут министру Х., если его зам украл на 3 млн меньше?
Когда какой-то товар есть, но он плох по качеству – это у наших депутатов вызывает обоснованную критику. Когда какой-то товар все так же плох по качеству, но при этом его еще и нет – депутат зависает в прострации. Пусть лучше будет плохое, чем не будет хорошего, думает он, пытаясь сформулировать свое отношение к проблеме. Примерно так эволюционировало народное правосознание в мажилисе при обсуждении вопроса о внезапном дефиците школьных учебников.
Первой из оцепенения вышла Дарига НАЗАРБАЕВА, которая на пальцах разъяснила коллегам, что объективно никакого дефицита учебников нет. Их не хватает тем, кому они положены бесплатно. Народная избранница подозревает, что издательства находятся в сговоре с чиновниками, которые должны готовить списки нуждающихся, и просто выбрасывают свою продукцию в свободную продажу в надежде, что «народ у нас добрый, пойдут и сами купят».
Однако, тонко подметив доброту народа, депутат Назарбаева отчего-то не заподозрила в злонамеренности чиновников. Только удивлялась, что ни министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ, ни другие его соратники, оказывается, даже не знают, сколько средств закладывается в бюджет на создание, издание и тиражирование учебников. Дескать, все эти ваши беспомощные объяснения – «просто детский сад, ползунковая группа». Мне кажется, Дарига Нурсултановна совсем их за наивных держит. Вот знают же, например, что чистая прибыль пяти издательств, которые выполняют госзаказ по выпуску всей школьной литературы, составляет 50 миллионов долларов в год. Хотя и тут, кажется, они явно скромничают. Еще одна депутатка мажилиса Гульнар ИКСАНОВА утверждает, что каждая семья на приобретение учебников ежегодно тратит до 25 тысяч тенге. А с учетом количества семей в стране общий рынок учебников может оцениваться почти под полмиллиарда долларов.
Почему бы и не поскромничать, чтобы денежный поток не иссякал? Тем более что и схема-то простая. Сначала выпустить какой-нибудь учебник, который потом признают некачественным. Взамен наскоро написать и издать другой. Да пусть пособие и вполне пригодное – все равно можно его ежегодно усовершенствовать, исправлять, редактировать.
Даже если это учебники по фундаментальным наукам, где новые знания появляются гораздо реже, чем новаторские идеи в головах чиновников от образования.
Вот и вице-министр образования и науки Есенгазы ИМАНГАЛИЕВ пытался объяснить депутатам, «почему каждый год меняется та же математика». Нужно, оказывается, регулярно менять задачки, привязывая их к проблемам сельского хозяйства, экологии, промышленного производства и прочим реалиям дня, чтобы школяры не отрывались от жизни страны.
Складывать, как раньше, яблоки уже не интересно. Теперь, наверное, им придется подсчитывать, сколько лет дадут министру Х., если его зам украл на 3 миллиона меньше. К старшим классам многие на примере своих родителей и знакомых убедятся и в правоте национальной таблицы умножения, где дважды два не всегда равно четырем.
Свыкнутся с тем, что все время переписывается история – страна движется назад быстрее, чем вперед, наши корни становятся все глубже, а предки – древнее.
Прочувствуют особенности русского языка, где "жи-ши" надо писать через «и», но Шымкент – через «ы».
Опять же с физикой нелады: действует ли в суверенном Казахстане закон всемирного тяготения Исаака НЬЮТОНА или спикер мажилиса Кабибулла ДЖАКУПОВ сначала должен поставить его на голосование?
Берегите себя!