Пятидневка - для родителей, которым лень водить ребенка в школу в субботу
О реформе образования и переводе казахстанских средних школ на пятидневное обучение заговорил еще в конце марта Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Спустя несколько дней, 1 апреля, вице-премьер Дарига НАЗАРБАЕВА предложила продлить учебный год почти на месяц.
Некоторые восприняли это как первоапрельскую шутку, но менее чем через неделю министр образования и науки (МОН) Ерлан САГАДИЕВ рассказал о внедрении новых образовательных реформ в школах.
Это вызвало большой резонанс в СМИ и социальных сетях. Мы узнали разные мнения о новой реформе.
Мурат АБЕНОВ, председатель Национальной ассоциации организаций образования «SERPIN»:
- Это правильно, дети должны отдыхать два дня. Вернее, пять дней учатся, а шестой день должно занимать творчество. У нас очень короткий учебный год, мы все лето не учимся, плюс каникулы в течение учебного года. Если урезать предметы, то из 325 тысяч учителей (столько их сейчас насчитывается в стране) 50 тысяч останутся без работы. Если мы уменьшим нагрузку на учеников за счет пятидневки, то должны будем компенсировать это дополнительными часами за счет каникул. Я также считаю, что надо идти к модели Назарбаев интеллектуальных школ, когда до обеда детям преподают теорию, а после обеда они занимаются практикой.
Сегодня самое главное - не заучивать информацию, а применять ее на практике: утром физику прочитал, а вечером пошел и собрал конструкцию, чтобы понимать, как она работает. Но у нас большинство школ учатся в две, а то и в три смены, надо стремиться к тому, чтобы переходить на полный день с практикой. Тогда не будет необходимости в домашних заданиях, потому что их у нас задают с учетом того, что после обеда школы заняты. В этом случае будет необходимо нанимать дополнительно преподавателей, чтобы дети там проводили лабораторные исследования и дополнительные занятия - это было бы намного эффективнее, чем домашнее задание. Конечно, мы сейчас на это пойти не можем, потому что нужны большие деньги, чтобы построить дополнительные классы и школы. Например, в Южно-Казахстанской области ежегодно добавляется к уже имеющимся примерно 70 тысяч новых учеников – значит, надо хотя бы 70 школ строить в год. Поэтому, если мы хотим уйти на пятидневку, примерно на месяц нам надо будет продлять учебу летом. Проблема, что у нас школы построены еще в советское время и не оборудованы кондиционерами, на юге страны в них заниматься летом достаточно сложно. Это, конечно, тоже деньги. В образовании реформы сложные еще и потому, что задействовано очень большое количество участников - это почти три миллиона учеников и примерно пять миллионов родителей, 300 с лишним тысяч учителей, не считая обслуживающего персонала. Такую махину одновременно сдвинуть - очень трудный процесс, но наши граждане должны понимать, что без этих изменений что-то сделать будет сложно.
Канат НУРОВ, президент Фонда «Аспандау»:
- Пять дней - это зрело и правильно. И, естественно, если мы забираем эти дни, то учебный год будет занимать еще примерно полмесяца июня. Я думаю, что это нормально. Но никто и не отрицает возможности разгружать программу обучения и убирать лишние предметы. Есть фундаментальные науки и необходимые предметы в среднем образовании. И я в первую очередь за то, чтобы навести порядок в названиях предметов. Зачем "обществоведение" называть "познанием мира"? Или зачем "природоведение" называть "введением в науку"? Дети должны понимать, что любой предмет - это и есть познание мира, а наука - это и есть конкретный предмет, биология или анатомия.
Было бы более эффективным вводить пятидневку методом сокращения ненужных предметов. Дети должны отдыхать так же, как и взрослые, два дня в неделю, как принято во всем мире, как и принято во всем мире учиться 12 лет.
Ринат АБДУЛХАЛИКОВ, Казахстанский альянс блогеров:
- Мне вообще непонятно, почему вдруг понадобилась пятидневка. Мы все учились в шестидневке, и никаких проблем с этим не было. Может быть, это вызвано тем, что какие-то ленивые родители не хотят водить детей в школу по субботам, но это не значит, что всем казахстанским семьям, у которых дети учатся в школах, будет хорошо. И учебный год, естественно, продлится не на полмесяца, а до 5 июля – это элементарная арифметика. В любом случае надо было Министерству образования вступить с НПО и обществом в диалог о том, что они бы предложили для такого нововведения. И спросить, готовы ли родители большинства учеников к такому повороту событий.
Возможно, эта реформа пойдет и во благо, но мы ведь не знаем этого. Мне кажется, министерству следовало бы все-таки улучшать качество образования, нежели думать о том, пять дней учиться школьникам или шесть.
Айдан КАРИБЖАНОВ, финансист:
- Я наверняка не самый квалифицированный родитель на свете, но позволю себе высказаться по поводу пятидневной школьной недели и "коротких летних каникул".
Пятидневная рабочая неделя - большое благо. Два выходных дня - это не один выходной день. Это любой человек подтвердит, будь он карапузом или взрослым. Но надо понимать, что плата за это - учеба с утра и до «позднего после обеда». Было бы хорошо, если бы физическая емкость школ это позволяла. Во времена моего детства жуткие "вторые смены" объяснялись элементарным отсутствием классов и перегруженностью школ. Уж и не знаю, насколько это поменялось за последние десятилетия.
Сокращение летних каникул, конечно, обидно, как и всякое наступление на права трудящихся. Но вопрос в компенсации. В западных школах оно компенсируется более продолжительными зимними каникулами. Не десять дней, а полноценные почти три недели каникул. С лыжами, коньками и снежной бабой. На мой взгляд, компенсация отличная. Мы живем в прекрасном климате, где есть четыре полноценных времени года, и их преимуществами надо пользоваться сполна.
А было бы еще лучше максимально синхронизировать это с отпусками родителей и длинными праздниками, чтобы давать больше времени для более продолжительного совместного времени.
Ratel.kz обратился к учителям и докторам педагогических наук, которые на практике знают, как работает система современного среднего образования, но они отказались комментировать грядущие нововведения. Свою позицию они объяснили тем, что с ними никто никогда не советуется, какие реформы положительно бы повлияли на среднее образование. И вообще профессия учителя, по их словам, не привлекает молодежь, а вопрос пятидневки решаем, потому что в течение пяти лет количество учителей сократится настолько, что государство будет вынуждено сокращать учебные дни.