Бложьи люди "Нур Отана"
Не успел на сайте Ratel.kz появиться обзор казахоязычной прессы, как мне позвонили из партии «Нур Отан».
Партийное руководство занервничало из-за заголовка «Мухтар Кул-Мухаммед ввел в заблуждение президента?».
Артем ИСТОМИН, пресс-секретарь первого заместителя партии «Нур Отан» Мухтара КУЛ-МУХАММЕДА, сообщил, что в одном из материалов обзора цитируется «неверная информация». Более того, первоисточник - сайт Abai.kz, на котором была опубликована заметка «Мұхтар Құл-Мұхамед жалған ақпарат берді ме?» - уже ее удалил.
Я попросил партайгеноссе Истомина прислать официальное письмо на партийном бланке.
Пока мы ждали партийную почту, связались с редактором Abai.kz Дауреном КУАТОМ, который подтвердил, что удалил заметку по просьбе партии.
В оспариваемом партией «Нур Отан» материале говорилось о том, как юрист из Астаны Максат ИЛИЯСУЛЫ подсчитал количество реальных подписчиков партии и сравнил их с заявлением Кул-Мухаммеда о шестимиллионной аудитории авангарда казахстанского общества. Поскольку количество явно не совпадало, юрист сделал вывод, что зампред «Нур Отана» сообщает ложную информацию.
В письме, полученном от партии, разъясняется, что шесть миллионов подписчиков – это суммарная аудитория блогеров, с которыми сотрудничает партия.
Подписавший письмо секретарь «Нур Отана» Фархад КУАНГАНОВ, сославшись на страницу партии в Facebook, где опубликована официальная расшифровка слов Кул-Мухаммеда, сообщил нам:
«Уважаемые друзья!
Во избежание неверного толкования перевода некоторых тезисов Первого заместителя Председателя партии М. Кул-Мухаммеда, озвученных 3 ноября на расширенном заседании Политсовета партии, поясняем, что цифра 6 миллионов не является количеством подписчиков партии на официальных аккаунтах в соцсетях. Это общая совокупная аудитория подписчиков, которая есть у различных блогеров, с кем тесно сотрудничает партия. Чтобы этот вопрос не возникал более, размещаем видео выступления Первого заместителя Председателя партии с расшифровкой текста на государственном языке.
«Жалпы жазылушылары 6 миллионнан астам еліміздегі аса танымал блогерлер мен ынтымақтаса жұмыс істеудің нәтижесінде партияның Facebook-тегі жақтастарының саны – 5,8 есе, Instagram-да – 3,1 есе, ал Twitter-де 1,6 есегедейінартты».
Мы удалили перевод статьи сайта Abai.kz, поскольку первоисточник особо не держался за этот свой материал и снял его по первому требованию.
Тем не менее, вопрос, поднятый Максатом Илиясулы, остается актуальным.
Как партийное руководство подсчитывало аудиторию социально близких «Нур Отану» блогеров?
Самые популярные в Facebook авторы, такие как Алишер ЕЛИКБАЕВ, Джохар УТЕБЕКОВ, Баян ЕСЕНТАЕВА, Нуртас АДАМБАЙ, имеют по нескольку десятков тысяч подписчиков. Даже если суммировать всех их поклонников, регулярно получающих уведомления об обновлениях на страницах этих людей, то их число не превысит и пары сотен тысяч.
То есть таких звездных команд на прикорме у партии «НурОтан» должно быть не менее 30, чтобы выйти на заветную аудиторию в шесть миллионов.
Конечно, есть Instgram, где безраздельно правят звезды шоу-бизнеса, с сотнями тысяч подписчиков.
Полтора десятка таких, как Кайрат НУРТАС, с легкостью могли бы покрыть искомую аудиторию. Но вот беда, «Нур Отан» не уточняет, как сотрудничает со звездами Инстаграма, насколько регулярно они продвигают партийные установки в подписных массах и - самое главное - на каких условиях они это делают.
Кстати, даже самые популярные сайты в сумме не наберут шестимиллионную аудиторию в социальных сетях.
Самый распространенный сайт в Казахстане – nur.kz – не дотягивает до миллионной аудитории, даже если суммировать всех его подписчиков в соцсетях, упомянутых Кул-Мухаммедом – Twitter, Instagram и Facebook.
По партийной традиции Кул-Мухаммед не назвал количество реальных подписчиков страниц партии «Нур Отан», а просто сказал, что количество подписчиков выросло в разы. Примерно также у нас выстраиваются отчеты министров о росте производства какой-нибудь фигни. Ни один нормальный чиновник не скажет, что в прошлом году мы выпустили всего две фиговины, а в этом – шесть. Гораздо убедительнее звучит доклад о том, что в Казахстане производство фиговин выросло в три раза.
Поэтому все зацепились за шестимиллионную аудиторию и так активно стали ее интерпретировать, что бедной пресс-службе приходится писать письма с разъяснениями и просьбами удалять материалы.
Это, конечно, черная зависть. Журналисты и издатели тратят все свое рабочее время на привлечение подписчиков в интернете. И, кстати, стоит это немалых денег, вкладываемых в продвижение в социальных сетях и затратах на рекламу.
А тут какие-то блогеры с легкостью предоставляют партии шестимиллионную аудиторию.
С такими ресурсами, о которых вы, Мухтар Абрарович, доложили главе государства, можно полностью перевести партию на самоокупаемость. Рекламные агентства должны с ночи занимать очередь в вашу приемную, поскольку впереди вас только Мейл.ру с охватом 10,2 миллиона казахстанцев. ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и рядом не стояли с аудиторией ваших блогеров.
Огласите весь список, пожалуйста!
Страна должна знать этих людей, порвавших в Казахстане крупнейшие мировые и российские соцсети.
Потому что с такими блогерами Мухтара АБЛЯЗОВА затмить – раз плюнуть. И не надо будет тогда тормозить интернет изо всех сил, едва там только засветится ваш тезка.
Автор коллажа Серик АБАС-ШАХ.