Новый коррупционный скандал в Комитете гражданской авиации Казахстана
Несколько дней назад Комитет гражданской авиации (КГА) Казахстана вновь оказался в центре громкого коррупционного скандала.
Его инициатором стала одна из небольших региональных авиакомпаний, занимающаяся химической обработкой сельхозугодий. Именно с ее подачи вскрылись факты коррупции в авиационной отрасли Казахстана, которые в полной мере объясняют, почему у нас так часто падают самолеты, гибнут их экипажи и пассажиры, но при этом практически никто не несет за эти катастрофы никакой ответственности.
Авиакомпания «Центр ПАНХ Казахстан» занималась химической обработкой полей не один год. И до последнего времени она ничем особенным не отличалась от десятков других таких же мелких авиакомпаний, летающих на стареньких самолетах Ан-2, обслуживающих сотни фермерских хозяйств в своем регионе и при всех проблемах все-таки зарабатывающих себе на хлеб насущный.
В конце июня этого года авиакомпания приняла участие в очередном государственном тендере Министерства сельского хозяйства на предоставление услуг по химической обработке полей от вредителей и болезней сельхозкультур.
Кроме «Центр ПАНХ Казахстан», в этом тендере участвовали еще две авиакомпании – «Азия Континенталь Авиалайнс» и «Тараз-Фортуна». Причем во взаимоотношениях всех трех участников тендера нельзя не отметить одну любопытную деталь – первому и второму самолеты предоставлял для работы третий на условиях аренды. Зачастую вместе с пилотами. О какой конкуренции можно говорить при таких обстоятельствах – лично мне, например, не очень понятно.
Между тем, в ходе тендера выяснилось, что авиакомпания «Тараз-Фортуна» не имеет свидетельства на выполнение авиационных работ, и ее отстранили от участия. Авиакомпания «Центр ПАНХ Казахстан» предложила более низкую цену за свои услуги и поэтому предсказуемо должна была стать победителем. Но в решающий день вскрытия пакетов с документами тендерная комиссия вдруг получила из КГА радиограмму, в которой сообщалось, что у компании «Центр ПАНХ Казахстан» тоже приостановлено свидетельство на выполнение авиационных работ. Поэтому победителем тендера стала «Азия Континенталь Авиалайнс», несмотря на то, что выставила более высокую цену за свои услуги.
Но вот что самое интересное: приостановление свидетельства на выполнение авиационных работ у авиакомпании «Центр ПАНХ Казахстан» произошло на основе проведенной буквально накануне инспекторской проверки. Вообще-то ее должны были провести еще в апреле или мае, но почему-то протянули до июля и провели в считаные дни перед оглашением результатов тендера.
Председатель КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ подписал приказ о ее проведении 21 июня 2016 года. Всего через четыре дня, 25 июня, назначенные им инспекторы Галым НУРАХМЕТОВ и Малик УСЕНОВ уже ее закончили и вынесли разгромное предписание аж на трех листах, при чтении которого складывается впечатление, что авиакомпании «Центр ПАНХ Казахстан» не то что летать – мусорное ведро вынести нельзя доверить!
Уже 28 июня Комитет гражданской авиации направил в Минсельхоз упомянутую радиограмму. 4 июля на ее основе тендерная комиссия отдала предпочтение «Азия Континенталь Авиалайнс», а имевшая все шансы на победу авиакомпания «Центр ПАНХ Казахстан» пролетела, как фанера над Парижем! Для сравнения: все предыдущие проверки у инспекторов занимали не несколько дней, а тянулись по нескольку месяцев.
О том, насколько объективно проводилась эта июньская инспекционная проверка, можно судить уже по тому, что среди выявленных недостатков указан даже такой важный для безопасности полетов момент, как отсутствие вентилятора у второго пилота в одном из самолетов! Видно, что проверяющие из кожи вон лезли, чтобы хоть что-нибудь да накопать на эту авиакомпанию!
Задача была - выбить ее из тендера. В подтверждение этого говорит и то, что предыдущая инспекторская проверка, проведенная в середине декабря 2015 года, уложилась всего на одном неполном листе бумаги и не выявила тех нарушений, что вдруг вскрылись в июне 2016 года. К слову, проводил проверку в конце прошлого года тот же инспектор, что и в июне, – уже упоминавшийся здесь Галым Нурахметов. Получается, что он либо в прошлом году инспектировал авиакомпанию поверхностно, либо сейчас умудрился найти то, чего на самом деле не было.
А дальше – разразился скандал до небес! Не на шутку разозленные тем, что благодаря усилиям КГА лишились сезонного заработка, хозяева авиакомпании «Центр ПАНХ Казахстан» решили, что скрывать им больше нечего и принялись резать правду-матку! Они написали в транспортную прокуратуру и Национальное бюро по противодействию коррупции по два заявления. В одном «слили» все грехи выигравшей тендер авиакомпании «Азия Континенталь Авиалайнс»: начиная с нанимаемых на работу гастарбайтеров и заканчивая незарегистрированными полетами, совершаемыми с грубейшими нарушениями принятых норм. А во втором, подробно рассказав, как КГА вышиб их из тендера, поведали чудную историю о своих взаимоотношениях с его чиновниками, базирующихся в основном на финансовом интересе последних. Говоря проще, авиакомпания обвинила чиновников Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию во взяточничестве и коррупции.
В качестве неоспоримого примера, что именно так и происходит, был приведен случай, когда устраивавшийся на работу в «Центр ПАНХ Казахстан» и имеющий сертификат летчика-любителя Бекайдар ТЛЕМИСОВ, чтобы получить свидетельство коммерческого пилота, был вынужден перечислить на карточку государственному инспектору комитета Серику КУРИМБАЕВУ в качестве вознаграждения 90 тысяч 900 тенге. Без этой суммы Тлемисову несколько раз подряд в КГА отказывали. Но самое смешное, что, даже заплатив эти деньги, летчик получил на руки фиктивное свидетельство, которое, как оказалось, было выписано на недействительном бланке и не проходило ни по одному реестру. В подтверждение руководители авиакомпании приложили и фотографии этого липового свидетельства, и квитанцию, подтверждающую, что перечисление денег на карточку чиновника КГА действительно имело место.
Квитанция, подтверждающая, что перечисление денег на карточку чиновника КГА действительно имело место.
Сайт Ratel.kz посчитал возможным выложить здесь оба эти документа.
Фиктивное свидетельство коммерческого пилота, выписанное на имя Бекайдара Тлемисова.
Как сообщили наши источники, после того как этими заявлениями заинтересовались прокуратура и Национальное бюро по противодействию коррупции, в КГА царят панические настроения. И есть от чего. Ведь если не остается сомнений, что хотя бы одно пилотское свидетельство было попросту куплено, где гарантии, что все остальные не выдавались таким же образом? После этого кто возьмется развеять сомнения, что и сертификаты эксплуатантов выдаются не на коммерческой основе? И полетные допуски. Что проверка годности самолетов и запчастей к ним проходит не за взятку.
Сами посудите, какую авиакатастрофу ни возьми, там обязательно выявляются грубейшие нарушения, на которые Комитет гражданской авиации почему-то смотрел сквозь пальцы. А может быть, не почему-то, а почём?