Казахстанцы выбирают самые примитивные схемы обмана государства
Правоохранительные органы проводят следственные действия по заявлению алматинского предпринимателя.
ТОО "ТТТ Коксу" продали в прошлом году. Предприятие занимается тем, что предоставляет транспортные услуги другому предприятию, обслуживающему один из стратегических объектов на востоке страны, и зарабатывает на этом сотни миллионов тенге в год.
Техника старенькая, 80-х годов прошлого века.
Но заказчик охотно подписывал договоры на аренду продукции советского автопрома, выпущенную еще при БРЕЖНЕВЕ.
Почему – об этом чуть позже.
Новый директор начал изучать финансовые документы компании и обнаружил еще более странные договоры.
Директором "ТТТ Коксу" был некто Мадьяр БИТБАЕВ. Как теперь выясняется, он заключал договоры на десятки миллионов тенге на ремонт этих самых тридцати-сорокалетних уазиков, зилов и газиков … с самим собой.
В договорах на ремонт он выступал сразу с двух сторон в виде двух юридических лиц.
С одной стороны – директор ТОО "ТТТ Коксу" Мадьяр Айдарханович Битбаев, а с другой – ИП "Битбаев М. А." в лице Мадьяра Айдархановича БИТБАЕВА.
Только за 2019 год директор Битбаев заплатил за ремонт морально и физически устаревшей автотехники почти 30 млн тенге. С учетом года выпуска за эти деньги можно было бы полностью обновить автопарк компании…
Но и это еще не все. Первый договор Битбаева с Битбаевым был заключен за 10 дней до того, как на рынке возникло ИП "Битбаев М. А.".
Этот факт выловили аудиторы, проводившие проверку по просьбе нового владельца "ТТТ Коксу".
Но одного Битбаева оказалось мало. Похожие договоры на ремонт автомобилей директор Битбаев тоже заключил с БИТБАЕВЫМ, но уже с Данияром Айдархановичем, который зарегистрировал ИП "Елдос" за несколько месяцев до заключения договоров с Мадияром Айдархановичем.
Второй Битбаев получил 12,6 млн тенге и тоже на ремонт той же автотехники.
К апрелю 2020 года к ремонту все той же автотехники компании "ТТТ Коксу" подключилась Айнур АРИСТАНОВА, которая создала для этого ИП "Аристанова А. М".
Услуги Айнур Аристановой обошлись еще в 4,69 млн тенге.
Всего же ТОО "ТТТ Коксу" за 2019-2020 годы потратило на ремонт своего автопарка сумму свыше 47 млн тенге.
Если взять список автотехники и сопоставить предложения о продаже похожих машин на сайте Коlesa.kz, можно заметить, что рыночная стоимость автопарка рабочей техники "ТТТ Коксу" не превышает и 20 млн тенге.
Тем более что вложения в ремонт окупались в десятикратном размере.
За аренду семи автомобилей ГАЗ-66 и одного ЗИЛ-130, дислоцированных на востоке страны, "ТТТ Коксу" получало 18,2 млн тенге. Следует отметить, что все эти ИП зарегистрированы и находятся в Алматы, в то время как вся техника в ВКО – видимо, Битбаев освоил инновационный способ дистанционного ремонта техники...
Еще 1,5 млн тенге в месяц приносила сдача в аренду дизельного генератора, при том что новенький агрегат той же марки и таких же параметров стоит 3,5 млн.
Аренда КамАЗа 1987 года выпуска обходилась в миллион с лишним тенге в месяц.
Итого щедрый арендатор перегнал Мадияру Битбаеву 247,7 млн тенге только за один год.
Но хозяин, как известно, барин. Ничего не поделать, если одному человеку нравится бесконечно ремонтировать автохлам, а другому - арендовать рухлядь по цене, в десятки раз превышающей его рыночную стоимость. Вопросов к ним со стороны налоговиков и уж тем более Службы экономических расследований быть не должно, пусть об этом беспокоятся владельцы бизнеса.
Однако они появились у аудиторов, не обнаруживших документы, которыми по закону должны подтверждаться такого рода услуги.
А именно - акты выполненных работ, счета-фактуры, акты сверки взаиморасчетов, акты приемки-передачи отремонтированных машин, перечень и цены на замененные детали.
Теперь правоохранители выясняют судьбу отпущенных на ремонт денег. Очень похоже на то, что деньги поступали на счета однофамильных и социально близких ИП, а затем просто снимались в наличном виде.
Возникает резонный вопрос, не нанесен ли ущерб государству в виде не выплаченных налоговых обязательств в результате действий с заключением множества договоров по ремонту с разными ИП, работающими по "упрощенке". Сам господин Битбаев отказался отвечать на какие-либо вопросы Ratel.kz.
Тогда добавим от себя. Щедрый арендатор – ТОО "Спец Сервис Курылыс".
А дальше ниточка ведет в очень большую квазигосударственную компанию.
И масштабы тут совсем другие. Если "ТТТ Коксу" списывало миллионы на ремонт, то его контрагент оперировал миллиардами.
Потому что ТОО "Спец Сервис Курылыс" заключило десятилетний контракт с квазигосударственной компанией АО "Dosjan temir joly" на сумму 17,118 млрд тенге.
Как мы полагаем, это не единственная схема, по которой распиливались эти самые 17 млрд, но это еще предстоит выяснить.