В Алматы 5 мая прошла премьера бродвейского мюзикла «Золушка» - в исполнении англоязычного казахстанского театра KELT (Kazakh English Language Theatre)
Что нового можно сказать «Золушкой» сегодня? Казалось бы, набивший оскомину сюжет, по которому не единожды проехались катком феминистки, давно уже отжил своё.
Ну, в самом деле, товарищи. История о том, как принц, у которого явный футфетиш, замечает простодушную девушку в лохмотьях и влюбляется в неё? Серьёзно? Место «Золушки» в сердцах современных девчонок занимают самостоятельные и боевые девицы вроде Эльзы с её экзистенциальными внутренними метаниями и без всякого принца, или бесстрашной Моаны. Эти девчонки берут свою жизнь в свои руки, в отличие от Золушки, к которой хорошие вещи приходят извне - за красивые глаза, усердный труд и доброе сердце. Доброе сердце? Два слова, которые по большому счёту никогда не несли никакой смысловой нагрузки.
Другое дело – усердный труд. Вот тут всё становится интересней. В постановке РОДЖЕРСА и ХАММЕРСТАЙНА (знаменитого бродвейского тандема, композитора и поэта), которую KELT взял за основу своего спектакля, есть явная левая направленность. Золушка в их прочтении - не просто девица, которая скромна и безропотна, она ещё и представительница рабочего класса.
А издевательства мачехи и сестёр над падчерицей – это не только пример бытового насилия, но и яркий символ классового угнетения. У Роджерса и Хаммерстайна Золушка идёт на бал не из эгоистичного желания посмотреть одним глазком на красивую жизнь, а с целью донести до ничего не подозревающих «верхов» о бедствующем положении «низов». Не будем уточнять - как, но каким-то образом, мечтая в редкие минуты отдыха, сидя на своей табуреточке, Золушка додумалась до таких политических концепций. Это расширение делает персонаж чуть-чуть более удобоваримым, но никак не более живым.
Впрочем, несмотря на неактуальность Золушки в мировом тренде детского контента – это вполне себе работающий образ для женской действительности в Казахстане. Посмотрите, как выстраиваются личные бренды исполнительниц в нашем шоу-бизнесе. Это всегда немного «Ғашық жүрек, или Коктейль для звезды», всегда немного про оцененный, наконец, талант и свадьбу в конце. Для абсолютного большинства девушек в Казахстане замужество представляется единственной достойной жизненной целью. Роды и беременности певиц становятся полноправными заголовками новостей и преподносятся как исконный, логичный женский успех.
Так что нам говорит «Золушка»? В этом смысле мюзикл в постановке Роджерса и Хаммерстайна признаёт за женщиной право переживать о глобальном, задумываться о политике, но вот влиять на неё мы все ещё можем только опосредованно. Девчонки могут иметь свое мнение, но с амбициями пока сложновато. I am sorry, но в одном наша «Золушка» права: если ты женщина и хочешь изменить что-то в стране – самый эффективный способ это выйти замуж за высокопоставленного человека, а парня сестры выдвинуть в премьер-министры...
Фото: Марина Константинова и предоставлено театром KELT.