От народа поступило около двухсот предложений
В Шымкенте разрабатывается новый генеральный план развития. Впервые горожанам предложили принять участие в обсуждении будущего градостроительства. В течение месяца проект нового генплана был выставлен на всеобщее обозрение в зале городской Ассамблеи народа Казахстана. Здесь же имелись журналы, в которых каждый желающий мог вписать свои предложения.
План на опережение
В последний раз в Шымкенте генеральный план строительства утверждался в 2011 году и был ориентирован до 2025 года. Однако, по мнению экспертов из различных отраслей, включая архитектуру, транспортную логистику, экономику и т.д. и т.п., быстро меняющиеся реалии Шымкента требуют уже разработки перспективного генплана на предстоящее десятилетие. Так, ожидается, что к 2025-2027 годам население третьего мегаполиса достигнет 1 450 000 человек. Что потребует существенных изменений всей городской инфраструктуры. В целом власти города решили заранее побеспокоиться, чтобы к сроку окончания прежнего генплана иметь уже готовый новый, рассчитанный до 2035 года. Впрочем, первый этап проектирования уже пошел, и в начале лета горожанам продемонстрировали проект нового генплана.
Первый этап пошел
Разработчиками первого этапа генплана является ТОО "Градкопмлекс" из Нур-Султана, специализирующееся на инженерно-техническом проектировании, за исключением объектов атомной промышленности и атомной энергетики. Согласно сведениям портала "Государственные закупки РК", как такового лота на разработку всего генерального плана Шымкента пока не выставлялось. Но заказчики в лице ГУ "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкент" заключили ряд договоров на разработку отдельных проектов городских микрорайонов, улиц и кварталов. Так, ТОО "Градкопмлекс" методом из одного источника в 2021 году заключило шесть договоров с управлением строительства Шымкента на общую сумму около 1 млрд тенге. В частности, "Градкопмлекс" разрабатывает, а вернее вносит изменения в проект детальной планировки территории района Акжар, Айколь-2 , ул.Төлеметова (от ул. Жибек Жолы до трассы Шымкент-Алматы), нового городского района Туран. То, что проектные работы предусматривают лишь "внесение изменений в детальную планировку" вполне объяснимо, ведь Шымкент строится не с нуля. Даже новый – пятый городской район "Туран" появится не на пустом месте, но в основном "откусит" значительную часть Абайского района, который, по мнению чиновников, был "слишком большой". Кстати, любопытно, что название нового района Туран было как бы выбрано на общественных слушаниях в конце прошлого года. Однако в договоре с "Градкопмлекс" о детальном проектировании нового района, он уже фигурирует под наименованием "Солтүстік-Шығыс бөлігі" (Туран)". Видимо, в управлении архитектуры Шымкента сидят очень проницательные люди, способные заранее предсказывать, в частности, итоги общественных слушаний по выбору названия будущего городского района.
Предложения и пожелания, а также протесты и возмущения
Вполне возможно, что они также уже заранее учли и предусмотрели и предложения, поступившие от горожан в ходе обсуждения проекта. Вообще, не сказать, что шымкентцы закидали архитекторов своими идеями. Всего, по официальным сведениям, в журналах зафиксировано 149 предложений от посетителей. Преимущественно они касаются инженерных коммуникаций и автомобильных дорог.
Как уверяют в Управлении архитектуры, все предложения будут изучены и учтены при составлении будущего генплана.
У властей к генплану имеются свои пожелания. Так, с учетом роста населения планируется сделать акцент на многоэтажном строительстве, особенно в новом районе Туран. Для этого, правда, придется снести уже имеющийся здесь частный домострой, появившийся сравнительно недавно и совершенно законно. Эта новость закономерно вызвала негодование местных жителей. Но власти уверяют, что изъятие земель будет проходить с полным соблюдением законности, а взамен жители получат не только компенсацию, но и соразмерное жилье в новых небоскребах.
В Шымкенте могут появиться BRT и ЛРТ
Еще одно планируемое ноу-хау – строительство в Шымкенте так называемого БРТ и ЛРТ. БРТ это от английской аббревиатуры BRT (англ. Bus rapid transit - Скоростной автобусный транспорт). Попросту это специально выделенная на дороге полоса для автобусного пассажирского транспорта, на которую иным транспортным средствам въезд ограничен. ЛРТ – это легкорельсовый транспорт, или иначе воздушное метро, которое проходит не под землей, но на бетонных опорах на определенной высоте от земли.
Правда, как обяснил главный архитектор Шымкента Ержан НУРАЗХАНОВ, гонять метро будет не по эстакадам, но по рельсам, расположенным на земле. "Это, как в советское время трамваи, но суперсовременные", - говорит Ержан Нуразханов.
Впрочем, аким Шымкента Мурат АЙТЕНОВ не скрывает, что развитие альтернативных видов транспорта в Шымкенте будет, в первую очередь, зависеть от того, найдутся ли инвесторы на данные проекты.
Фото: акимат г. Шымкента.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!