Зинаида Сабитова, а также другие филологи высказались по поводу нового учебника по русскому языку для 7 классов
Обновленный учебник по русскому языку ругали даже ленивые родители семиклассников. Они возмущались, что он выглядит, как «какое-то обществознание». Действительно, в содержании учебника вместо привычных разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» можно увидеть «Климат и изменения климата», «Проблемы социальной защиты бездомных» и подобное. В заданиях то там, то там встречается просьба посмотреть в интернете программу, составить «визитку баурсака». По полной программе досталось лингвистической сказке "И-пызява" Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ.
Это на самом деле непривычный для взрослого поколения подход в создании учебника. Традиционные учебники, по которым учились раньше, писались с точки зрения структурно-семантического подхода, то есть материал в них был систематизирован по грамматическому принципу: например, существительное (грамматические категории существительных и орфограммы, с ними связанные), глагол (грамматические категории глагола и орфограммы, с ними связанные) и т.д. В обновленных учебниках выбрани коммуникативный подход: материал систематизируется по лексическим темам.
Но новый учебник появился не потому, что на кого-то снизошло вдохновение. Проблема в том, что казахстанские дети трижды сдавали тесты PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Все три раза они демонстрировали более низкие результаты, чем их сверстники из ОЭСР - плохо справлялись с чтением и пониманием текста. Чтобы выбраться из этой ямы, и было принято решение обновить программу и учебники.
Впрочем, дадим слово тем, кто имеет непосредственное отношение к учебнику русского языка для 7 классов.
Доктор филологических наук, профессора, автор учебника Зинаида САБИТОВА считает, что новый учебник отвечает требованиям современного меняющегося мира. Его цель - учить детей мыслить нестандартно, критически, учить их добывать знания, справляться с растущим информационным потоком, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, к новым технологиям, а значит – быть конкурентоспособным.
- Новый учебник русского языка ставит целью учить детей активно читать, слушать, понимать реальные тексты разных стилей, жанров, аргументированно выражать свое мнение, готовить публичные выступления, писать эссе, статьи, резюме, заметки, очерк, проекты, - добавляет автор. - Для меня вернуть советские учебники означает вернуться к той жизни, где нет новейших достижений науки, техники, культуры, литературы, искусства, где нет мобильных телефонов, компьютеров, интернета, при помощи которого я могу свободно, независимо от расстояния общаться со своими детьми, родственниками, друзьями, коллегами, участвовать в различных научных форумах, культурных мероприятиях и др. Иными словами, отказаться от того, что мы сейчас имеем, постоянно пользуемся этим, мы живем в этом. Попробуйте задуматься над тем, можете ли вы представить свою жизнь без всего этого. И тогда можете ли на фоне этого представить, что наши дети будут учиться по советским учебникам?
Тем родителям, кто переживал, что в учебнике нет «классических упражнений», Сабитова напоминала, что русский язык, как и любой другой язык, является не целью, а средством познания мира и изучения других предметов. Все-таки «старая» система больше говорила о русском языке (о правилах, системе языка и др.), но мало учила красиво, правильно, образно говорить, выражать свои мысли, желания, чувства на русском языке.
- Пусть наши дети учатся говорить на грамотном русском языке. Давайте готовить их к жизни, а не к экзаменам! – призывает автор учебника.
Она также обратила внимание, что учебник включает упражнения как инновационные, так и классического типа.
- «Классических» упражнений и заданий типа «Спишите слова, предложения», «Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания», «Объясните правописание подчеркнутых букв» и под., а также заданий, упражнений, связанных с изучением грамматических тем, в учебнике – более 190. «Классических» упражнений на лексическую работу (определение значений слов в предложении, тексте, анализ лексических значений слов, работа со словарными статьями, диктант значений и др.) в учебнике – около 60, - приводит автор «статистику».
Зинаида Сабитова ответила и тем, кто остался недоволен включением в учебник слов «лайкать», «хэштег» и под.:
- Не секрет, что русский язык существует не только в классической литературе, но и в повседневной речи, в пространстве интернета, на страницах газет и журналов, в телевизионных передачах. Поэтому надо учить детей использовать русский язык в различных сферах, объясняя им и показывая, в каких ситуациях уместны те или иные слова и выражения. Для этого в учебнике даются взятые из нашей жизни тексты, которые отражают реалии современного глобального мира.
Доктор филологических наук, профессор, проректор по маркетингу Евразийского Инновационного университета, почетный работник образования РК Амангельды БЕЙСЕМБАЕВ - один из многих, кто учился по «старым» советским учебникам, которые были ориентированы на овладение учащимися знаниями («знаниевая парадигма»), а не компетенциями.
- Многие, кто учился по тем учебникам, заучивали правила, орфограммы, но не всегда осознанно могли их использовать на практике, - с сожалением говорит профессор. - В какой-то степени я понимаю ностальгию многих родителей по прошлому. Им кажется, что в прошлом было гораздо лучше: и программы были совершеннее, учебники содержательнее, система обучения продуктивнее. Продолжая, можно прийти и к таким абсурдным утверждениям: «солнце светило ярче», «вода была вкуснее» и т.п. Однако всем ностальгирующим хочется сказать: «Проснитесь! Время неумолимо идет вперед. Перестаньте жить прошлым!». Мы уже четверть века живем в независимом Казахстане, реалии которого отличны от советской действительности. Следовательно, их познание возможно только при создании новых инструментов, каковым и относятся учебники. Безусловно, нужны новые методические творения, позволяющие ученикам сформировать жизненные компетенции.
По его мнению, сегодня нужны другие учебники, содержащие практико-ориентированные задания, выполнение которых сможет подготовить учащихся ориентироваться в окружающем мире.
Что касается учебника русского языка З. К. Сабитовой, то, по словам Бейсембаева, это концептуально новое решение в методике преподавания русского языка, в основе которого положен интегрированный подход, осуществлен принцип межпредметной связи в рамках отдельно взятого предмета.
Учитель русского языка и литературы гимназии №3 для одаренных детей города Павлодара МИРОШНИКОВА Н.В. с сожалением отмечает, что об учебниках рассуждают в первую очередь люди, не являющиеся специалистами.
- Почему-то принято считать, что в вопросах здравоохранения и образования компетентны все. И вот «эксперты» в области методики начинают ругать сказку Л. Петрушевской, которая, кстати, в основу своей сказки положила так называемый «глокий» язык, созданный еще Львом Владимировичем ЩЕРБОЙ. И цитируют этих бедных «Кукусей» и «Бутявок» все, кому не лень. И совершенно необоснованно «забывают» привести для примера три упражнения по этой сказке (№ 342В, 342Г, 342Д), которые развивают грамматические навыки учеников. Почему не берутся во внимание те задания, которые несут воспитательную функцию? Почему только сплошной негатив в адрес автора? – недоумевает учитель.
Мирошникова согласна с тем, что этот учебник, как и другие учебники по обновленной программе, еще не совершенен:
- Откуда и взяться этому совершенству, если опыта в создании таких учебных пособий в нашей стране нет! Но вместо того, чтобы яро нападать на автора, обвинять ее во всех смертных грехах, оставлять нелестные комментарии в ее адрес, следует объективно проанализировать ситуацию, определить плюсы и минусы (делая это в корректной форме!). И выполнять такую работу должны специалисты, а не те, кто хочет пиара.
Сауле ИГИСИНОВА, учитель русского языка и литературы Республиканской специализированной школы-интерната – колледжа олимпийского резерва имени К.Ахметова в Алматы, также назвала учебник необычным и непривычным:
- А в нашей стране все новое принимают в штыки. Но сначала надо дать возможность отучиться детям по новой системе, посмотреть на результаты, а уж потом приходить к выводам.
Она как практик считает, что подача материала в виде презентаций, видео, дискуссий больше интересна детям, нежели сухая теория, которую никто и никогда не помнит после окончания школы.
- Общаясь с детьми, я поняла, что любое образование никогда не даст нужного результата, пока человек не будет заинтересован в нем лично. Что же касается нового учебника, то, на мой взгляд, учебник заинтересовал детей, - говорит педагог.
Если основные «пользователи» учебника – дети – довольны, то, может, и взрослым стоит присмотреться к нему внимательнее и без лишних эмоций?