У театра АRTиШОК не хватает средств, чтобы закончить строительство большой сцены к началу театрального сезона
На снимке: главный режиссер независимого экспериментального театра АRTиШОК Галина Пьянова.
Для людей, хоть немного посвященных в культурную жизнь страны не секрет, что независимому театру в Казахстане выжить непросто. Если не сказать - невозможно.
Государству арт-проекты такого рода не интересны в принципе, а отечественному бизнесу еще не совсем близки и понятны идеи меценатства.
Как это - вкладывать деньги во что-то, когда заранее знаешь, что материальных дивидендов это не принесет даже в самой долгосрочной перспективе? Словом, театру сегодня, чтобы выжить надо хорошо постараться. Что, собственно говоря, и делает уже много лет независимый экспериментальный театр АRTиШОК.
Мы по премьерам бьем рекорды
Информационным поводом для очередной встречи театра АRTиШОК с журналистами стало закрытие XVI театрального сезона, подведение итогов, а также анонс предстоящих событий.
В этом сезоне АRTиШОК поставил рекордное количество премьер – целых пять. В их числе и нашумевший «Уят», который вошел в топ-3 самых продаваемых спектаклей театра. Было сыграно 123 спектакля, которые в общей сложности посмотрели 10 500 человек.
Спектакль «Снегурочка» режиссера Галины ПЬЯНОВОЙ победил в номинации «Эксперимент» российской национальной премии «Маска». Обновилась труппа театра, известный актер кино Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ начал свое сотрудничество с АRTиШОКом.
И в довершение всего в апреле этого года было объявлено о расширении театра, у которого появится большая сцена, и новый сезон начнется со спектакля, поставленного именно на ней.
Бата для Насальской
Так что в целом, этот год для независимого экспериментального театра был хорошим. И можно даже сказать с приставкой «очень», если бы не несколько «но». Во-первых, АRTиШОК покинула основатель театра, а также его директор и актриса Вероника НАСАЛЬСКАЯ.
Потеря для творческого коллектива достаточно неприятная и болезненная. Так, театр уже принял решение попрощаться со моноспектаклем актрисы «Пушкин stand up». Под вопросом судьба еще нескольких постановок, получивших признание у алматинских зрителей. В том числе и спектакль «Аккомпаниаторша», который в этом году ждут на фестивале «Камерата» в Челябинске.
«Для нас это событие с одной стороны грустное, с другой – радостное, - отмечает художественный руководитель АRTиШОКа Галина Пьянова. - Мой партнер, моя подруга актриса Вероника Насальская уходит в самостоятельное плавание. Она объявила о том, что открывает собственный творческий проект - театр «Бата», и на этом наше партнерство под крышей театра АRTиШОК закончено. Причем мы продолжаем быть партнерами и работать в других независимых проектах. Мы остаемся друзьями».
Даже стройплощадка будет работать как полноценный театр
И во-вторых, все-таки главной заботой последних месяцев для АRTиШОКа является строительство большой сцены. Не случайно местом встречи артистов и журналистов была выбрана лужайка перед новым домом театра, в котором может быть и не полным ходом, но идет стройка.
И если в конце апреля, когда было анонсировано создание большой сцены, энтузиазма у артистов было не занимать, то сейчас в настроении управляющего директора театра Анастасии ТАРАСОВОЙ (на снимке справа) чувствуются минорные нотки.
«Сейчас все наше внимание сосредоточено на сборе средств на стройку. Также хочу внести ясность: мы не переехали - мы расширяемся. Наши обе площадки, малая и большая сцена, будут работать в полноценном режиме. Нас уже поздравляют с новосельем, но на самом деле до него еще очень далеко. Это не делается за один день. Сейчас все в процессе. И все, что происходит на стройке мы делаем своими руками: руками друзей, мужей, родственников, актеров. На данный момент все наши усилия сосредоточены на том, чтобы собрать деньги на техническое оснащение площадки. Наш план – открыться в конце сентября, и, возможно, когда вы придете, все будет так, как оно выглядит сейчас – на стадии стройки. Но в любом случае площадка должна работать как полноценный театр, начиненная технически, со звуком, зрительными местами. Это наш потолок. То есть нам важно не навести здесь какую-то внешнюю красоту, а создать сердце театра. И мы говорим о том, что нам очень нужна помощь строительных компаний, строительными материалами и даже физической силой».
Бюджет строительства большой сцены составляет всего 21 млн тенге. По сравнению с тем, какие суммы у нас тратятся на государственные культурные проекты, например, на производство фильмов, это действительно «всего». За два месяца артишоковцы смогли осилить только около 12 млн. тенге.
И как отмечает Анастасия Тарасова, большая часть из этих средств – это то, что АRTиШОК сам заработал и скопил. С помощью краудфандингового онлайн-сервиса Starttime.kz удалось собрать почти 800 тыс. тг. Еще 690 тыс. тг. – это те деньги, которые «люди приносят в театр».
«Если говорить о тех спонсорах, которых мы заявляли два месяца назад, на самом деле к проекту присоединилось не так много компаний, - подводит итоги управляющий директор театра. - Сейчас идут переговоры с одной телекоммуникационной компанией, алкогольным брендом, крупным торговым центром, сетью кинотеатров, которые со своими маркетологами думают, считают, пытаются понять, что они от нас хотят взамен. Просто так денег никто не дает, нам их в любом случае придется отрабатывать какими-то концертами, совместными проектами, продактплейсментом. Чистого спонсорства, к сожалению, не существует».
Но судя по всему проблемы со строительством большой сцены никак не отразятся на творческих планах театра.
В следующем сезоне АRTиШОК представит несколько спектаклей из классического репертуара. Известно, что это будут «Дон Кихот» и «Сон в летнюю ночь».
Театр собирается снимать фильмы, ставить мюзиклы, а также плотную заняться подготовкой репертуара для детей и подростков.
Фото автора.