Школы заключат договоры с родителями
Статус педагогов, после очередного послания президента, не на шутку взволновал депутатов парламента. Первой отметилась верхняя палата. Сенатор Динар НУКЕТАЕВА потребовала, чтобы премьер-министр ввел запрет на использование в школах смартфонов и попросила наделить учителей особым статусом, аналогичным статусу представителя власти.
Во вторник, 20 февраля, на заседании Комитета по социально-культурному развитию о предстоящем повышении статуса педагога размышляли мажилисмены.
- Сегодня, как никогда, педагог независимо от уровня образования, непременно, должен знать больше, чем тот молодой человек, чем тот ребенок, которого он обучает. Это однозначно. Поэтому эта сторона должна быть освещена, когда педагог обязан знать больше, чем ученик, - сказал депутат Бейбит МАМРАЕВ, открывая заседание.
Министерство образования и науки на заседании представлял вице-министр Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. Он рассказал, что ведомство всеми силами старается повысить имидж педагогов. Тех, кто до сих пор уважать учителя не научился, в скором времени, возможно, заставят подчиняться определенным требованиям.
- У нас есть договоры в детских садах, в университетах, но договоров между школой и родителями не было. Поэтому мы с целью, в том числе оградить и защитить наших педагогов, чтобы четко регламентировать права и обязанности каждой стороны, в том числе со стороны как законного представителя или родителя и школы — кто за что должен отвечать — мы решили внести обязательную норму по заключению договоров в школах. Мы считаем, что это тоже отразится на рассматриваемой сегодня проблеме, - сказал Аймагамбетов.
Неожиданностью для многих стало чистосердечное признание вице-министра существования принудительной подписки учителей на периодические издания и использования учителей в качестве массовки на разных мероприятиях.
- Вы знаете, постоянно поступают обращения касательно участия учителей в подписной кампании, привлечения учителей во время проведения массовых мероприятий, касательно системы оплаты учителей по методистам, проектной работе, касательно отсутствия дополнительных социальных гарантий. Сегодня, наверное, наши коллеги из профсоюза скажут, что есть законодательно прописанные льготы, которые принимаются решением местных представительных органов, но в стране нет единого подхода. В одной области дают льготы на уголь, коммунальные расходы, в другой области этого нет. Мы хотели бы попросить, пользуясь тем, что большинство депутатов — члены партии «Нур Отан», через партию повлиять на принятие соответствующих решений, - сказал Аймагамбетов.
Депутаты просьбу чиновника оставили без комментариев, и тогда о принудительной подписке им снова напомнил учитель из Карагандинской области Азат ЕСЕТУЛЫ.
- О каком поднятии престижа учителя может идти речь, если до сегодняшнего дня учителя принимают участие в субботниках, заполняют залы на отчетных встречах с разными гостями из других городов, целая армия учителей участвует в подписке по всей стране? Мы выписываем всевозможные республиканские, областные, районные газеты, причем это происходит ежегодно. Проблема озвучивается, но ее решения нет, - сказал он.
- Тусiнiктi, - попытался прервать его Мамраев
- Айтабер! - зашумели педагоги.
- Вот говорили очень много о системе внедрения электронного журнала, - продолжил Азат Есетулы . - Здесь больше вопрос возникает о качестве предоставления услуги сети интернет. Многие учителя сидят ночами, вечерами и даже сутками ради того, чтобы выставить оценки в электронный журнал. Качество интернета в районах и поселках оставляет желать лучшего.
Депутат Бейбит Мамраев почти согласился с критикой учителя, но возражения относительно участия педагогов в субботниках принять не смог.
- В отношении субботников. Мы тоже учились в школе. У нас не стерт образ учителя. Учитель всегда был примером. И второе, учитель - это общественно значимая личность. И здесь смешивать одно с другим, как бы вам это не было очень приятно, я имею в виду учителей, слышать это, я вынужден напомнить вам об общественной значимости учителя, который несет в общество правильные, нужные, духовные и другие ценности. Мне кажется, СМИ, которые присутствуют здесь, не будут эти вещи будировать, поскольку это задача общества. Учитель, так же как и гражданин, обязан эти задачи общества выполнять. Это моя точка зрения. Можете оспаривать, - сказал Мамраев.
Оспаривать точку зрения депутата никто не решился, да и поддержать педагога из Карагандинской области было некому. Для выступления на этом заседании регионы прислали еще двух учителей.
Один из них - Ержан ЖУМАДИЛОВ из Жамбылской области, влюбленный в госполитику в сфере образования, принялся пересказывать свою биографию. Его еле остановили.
Другая учительница из Северо-Казахстанской области - Наталья МАЛЬЦЕВА с 38-летним педагогическим стажем начала рассказывать об эффективности системы «Кунделик», внедренной Министерством образования и науки.
- Когда была шумиха в СМИ, мы просто пожимали плечами. Это («Кунделик» - А.Б) - благо. Родитель с любого утюга может выйти в «Кунделик», посмотреть оценки своего ребенка, домашнее задание и все замечания, - завелась Мальцева.
- Медаль дайте учителю, - с сарказмом сказала депутат Ирина СМИРНОВА, не включая микрофон. - Хватит хвалить. Давайте по проблемам.
О проблемах учительница не могла говорить так ладно, как озвучивала похвалы в адрес чиновников образовательного ведомства. Понять ее было не просто, но присутствующие сделали над собой усилие и дослушали выступление до конца.
- Проблема, которую я бы хотела поднять: при поступлении на педагогические специальности уже второй год абитуриенты проходят творческий экзамен. Это очень хорошо, но я бы хотела, чтобы было увеличено количество часов на педагогическую практику, чтобы они больше времени находились в школе, обратить особое внимание на коммуникативные навыки, умение работать в команде. Очень важно учить абитуриентов решать конфликтные ситуации и быть стрессоустойчивыми. Мало того, очень хотелось бы, чтобы медицинская комиссия, которая проводит освидетельствование будущих педагогов очень серьезное внимание обратила на скрытые психологические неуравновешенности у будущих педагогов и не дала возможности этим людям войти в профессию. И по поводу СМИ я бы тоже хотела высказаться. Вы знаете, практически отсутствуют у нас фильмы, которые бы несли хорошее, позитивное мнение об учителях, - сказала Мальцева.
Недавно в мажилис поступили предложения от неких экспертов, которые считают необходимым ввести норму об особом статусе педагогического работника. Возможность законодательных поправок парламентарии уже обсуждают.
- Госдума в 2012 году приняла федеральный закон «Об образовании в РФ» и впервые закрепила особый статус педагогического работника. Раньше такой статьи не было. В законе прописана норма, которая требует, чтобы принимались меры по росту педагогического труда. Пришло время таких законодательных инициатив и в Казахстане. В комитет поступило предложение экспертов о принятии закона «О статусе педагога», - сообщила участникам заседания депутат Наталья ЖУМАДИЛЬДАЕВА.
Этим забота парламентариев о педагогах не ограничилась. Подводя итоги заседания, депутат Шавкат УТЕМИСОВ предложил разработать Дорожную карту по повышению престижа учителей.
- Инициатором должно выступить Министерство образования и науки. И тогда мы будем знать, что все, что сегодня быдло сказано - не зря. Время, которое мы сегодня потеряли — не зря. Мы сможем отслеживать — что-то у нас будет получаться по пунктам плана, что-то — не будет, но движение в любом случае можно будет наблюдать, - понадеялся народный избранник.
Средняя зарплата педагога в Казахстане - 99 тысяч тенге .
Фото автора