Чем грозит культура отмены и как с ней бороться
На Youtube канале Commutator вышло интервью Алексея БЕНДЗЬ с известным PR-специалистом Алишером ЕЛИКБАЕВЫМ. Главная тема – cancel culture, или “культура отмены”. Термин, появившийся не так давно, но активно вошедший в нашу с вами жизнь. Чем грозит культура отмены? Как с ней бороться?
Мы публикуем самые интересные фрагменты. Полностью интервью можно посмотреть по ссылке.
Желающих меня отменить очень много
Изначально ничего страшного я в культуре отмены не видел, потому что сам легко отменяю бренды. Если вижу, что они не совсем правильно поступают, просто перестаю их покупать или поддерживать.
Недавно, например, мы вернули крупный денежный контракт компании, которая, как мне показалось, ведет себя не очень добросовестно. Но не было при этом никакой публикации, где я рассказываю о том, что отменил этого клиента. Я встретился с руководством компании и сказал: вы ввели меня в заблуждение. Мне не нравится, что вы обманываете моих подписчиков. Поэтому возвращаю вам деньги. Мы пожали друг другу руки, и не было никакого скандала.
Были компании, которые судились с журналистами и отсудили у них большие суммы. Там были мои коллеги, люди, которых я знаю. Я перестал эти компании поддерживать и ассоциироваться с ними.
В ситуации с Джонни ДЕППОМ, к примеру. Компания Dior, которая от него не отказалась, сейчас получает бенефиты от того, что не отменила актера. Продажи их парфюма невероятно возросли, потому что они не прекратили рекламу с участием Деппа, хотя и ограничили ее. Сейчас они пожинают плоды. А вот те, кто вырезал его из "Фантастических тварей", кто отменил его участие в каких-либо мероприятиях, сейчас выглядят максимально нелепо, на мой взгляд.
Культура отмены часто притягивает к себе людей, которые хотят погреться в лучах этой самой культуры отмены. Бывает такое, что люди могут отменить какой-то бренд или человека просто потому, что он им не нравится. Собирается клуб сообщников. Они начинают формировать необходимое общественное мнение и таким образом борются с конкретным человеком либо брендом.
Если человек слабый и репутация у него не очень высока, то он вряд ли сможет оправиться от такого удара. Но если он создал сильный продукт, если у него есть клуб лояльных пользователей, если есть друзья, то вполне возможно, что он выстоит в этой войне.
25 лет я занимаюсь своей репутацией, и все равно желающих меня "отменить" очень-очень много. И они никак не могут понять, почему у них это не получается. А всё потому, что я не играю под ковром, я играю на свету. Я делаю все в открытую, и со мной немного сложнее, так как у меня нет серых схем. Я не сижу в приемных в Акорде, не согласовываю там свою позицию. Я нахожусь здесь, в Алматы, практически всегда.
Sulpak и вырубленные деревья: продавцы увольнялись из-за хейта
Насколько я помню, Sulpak особо даже не отреагировал на эту ситуацию. В компании никогда не было PR-департамента, а только маркетинговый департамент, который возглавляла моя хорошая знакомая. Она сама была в шоке от того, что происходило тогда. В компании говорили: "Это вообще не мы, это акимат, который просто неожиданно на нас все свалил".
Это неготовность отреагировать, потому что у них нет специалистов, которые могут этим заняться.
Ситуация развивалась нативно. Я знаю, что даже продавцы увольнялись из Sulpak, потому что им не нравился хейт. Если люди 80-х - 90-х годов рождения, то они к хейту спокойнее относятся. А те, кто родился в 2000-х, очень эмоционально ранимые люди, сказали, что не хотят себя ассоциировать с такой компанией. И таких кейсов было несколько, мне о них рассказывали.
Но нужно понимать, что прошло некоторое время, и Sulpak сейчас в лидерах по продажам судя по последней акции "Кaspi Жума". У них открывается достаточно большое количество магазинов. Они показывают, что они сильные и все у них более или менее в порядке.
Это, кстати, тоже по культуре отмены один из признаков того, что хайп такого рода живет очень недолго.
Choco Family и Рамиль Мухоряпов: мы понимали, откуда дует ветер
Здесь должен быть дисклеймер. Я имею отношение к Choco Family, и Рамиль МУХОРЯПОВ является моим близким товарищем и другом, с которым я дружу больше 10 лет. Я знаю его характер, и я принимаю его таким, какой он есть.
Да, ситуация случилась. Безусловно, там есть признаки заказа. Мы встречались с людьми, разговаривали и понимали, откуда дует ветер и кто обзванивает казахоязычных блогеров, говоря им о том, что они должны демонстративно удалить приложение с телефона.
Один из моих друзей ответил тогда: "Я не пользуюсь Choco, у меня этого приложения нет". На что человек на том конце провода сказал: "Скачай себе его и удали. Сними это на видео". И так не одному человеку звонили. Ситуация разгонялась искусственно, мы это тоже понимаем и знаем. Огромное количество людей за счет огня, который пытались разжечь, искренне начали не любить Рамиля. Письма о том, что "мы вырежем всю твою семью и убьем тебя" приходили на корпоративную почту Choco. Я считаю, что это реальные люди писали, и они искренне ненавидели его в тот момент. Но они как раз таки не являются участниками заказа. Они просто те, кого хотели зажечь.
Первое, что я попросил сделать Рамиля, это извиниться. А уже позже разберемся. Сейчас главное извиниться. В принципе, у любого пиарщика это правило должно быть номер один.
Рамиль извинился. Это не сдержало вообще ничего. Но, тем не менее, шаг был сделан. Тут же вышло приложение на казахском языке, которое как будто бы ждало подобного розжига. На самом деле мы давно его готовили: нанимали ребят, которые на казахском языке общались в Social медиа, маркетинге, в PR и во всем остальном. Но эта работа велась в вялотекущем режиме.
То, что случилось с Рамилием, катализировало эти процессы: мы усиленно начали переводить все сервисы на казахский язык. Все, что произошло с Рамилием, было не просто так. Я думаю, что Рамиль очень много думал на этот счет и свои выводы сделал.
Его ведь представили не только человеком, который стелется перед релокантами, “ватником”, хотя Рамиль вообще не такой. Он учился в Москве. Действительно был пророссийски настроенным до февраля прошлого года. А после человек сильно поменялся. Но начали доставать старые публикации. Их вырезали из контекста. И это делали люди, которые известны на рынке. Им просто подбрасывали скриншоты публикаций. Это было на самом деле опасно. И моя первая рекомендация была такой: бери детей (у него три дочери, а одна дочь только родилась - А.Е.) и уезжай. Ты должен думать о безопасности своей семьи.
Рамиль меня не послушал. Он сказал о том, что остается в Казахстане и хочет развиваться в этой стране. Он сказал: “Я плачу в этой стране налоги и хочу двигаться в этой стране”. Он принял этот удар.
Я знаю, кому это выгодно. Я знаю, кто атаковал. Я знаю человека, который все это организовал. Но у меня нет никакой доказательной базы. Когда Рамиль осознал, откуда растут ноги у конфликта, он просто поехал решать его с тем человеком. Когда решил, тут же все прекратилось.
Никто не будет нравиться алматинцам
Против акима ДОСАЕВА я не вижу признаков заказа. Я читаю много информации, сам выезжаю в город и все это понимаю. Проблема с Досаевым одна – человек всегда отчитывался перед одним человеком: раньше это был Нурсултан НАЗАРБАЕВ, теперь - Касым-Жомарт ТОКАЕВ. И человек вообще никогда не занимался Public relations. Ему не нужно было выходить и выступать перед горожанами.
Там, скорее всего, им довольны. Есть неосвоенный бюджет Алматы, который надо освоить сейчас, иначе в следующем году дадут меньше. И тут начинается ремонт по всему городу.
Прекрасно! Я не против ровных и широких дорог, расширения мостов, пешеходных переходов и всего остального. Вопрос только в том, что алматинец, как самый искушенный казахстанец, вечно недоволен. Он, попивая ванильный латте, всегда всем недоволен. Он привык, что ему объясняют, что творится вокруг. Ему объясняют утром, какая из улиц будет перекрыта.
Я выходил в прямой эфир в соцсетях, и это был какой-то квест. Я говорил: господин Досаев, вы меня переиграли. Потому что сегодня закрыт один подземный переезд, завтра закрыты оба, поворот на проспект Аль-Фараби закрыт, а это мой главный маршрут, по которому я передвигаюсь.
Ну, сообщите мне, найдите какие-то каналы. Если большинство алматинцев сидит в интернете, нет смысла рассказывать по телеканалу "Алматы", какая улица завтра будет закрыта, потому что вы с таким же успехом можете в газете "Вечерний Алматы" это опубликовать, у которой, условно говоря, два читателя.
Используйте информационные технологии, наберите штат людей, которые будут каждое утро выходить и говорить: "Ребята, вот сюда не двигайтесь, сюда не следует ехать, здесь подождите такого-то момента. Сегодня в городе президент, не выезжайте на проспект Аль-Фараби. Завтра будет в Ritz Carlton проходить всемирная тусовка. Там будут такие-то люди, держитесь подальше. А в старом центре мы сегодня будем искать клад. Пожалуйста, объезжайте старый центр".
Я нормально отношусь к Досаеву и считаю классным, что у нас ремонтируются дороги. Но можно их ремонтировать как-то, не перекрывая одновременно две главные артерии города – проспекты Абая и Аль-Фараби. И давать алматинцам карту объездов.
Здесь я признаков заказа не вижу. Потому что нет человека, который бы очень сильно претендовал на эту расстрельную должность акима Алматы. Потому что никто не будет нравиться алматинцам. Алматинцы образованные, притязательные. Алматинцы - это всегда самый низкий процент голосования за партию власти. Всю жизнь так было. Если человек действительно пришел с амбициями, понравиться алматинцам - это изначально утопия.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!