Снижение притока иностранного капитала в РК приведет к росту дефицита бюджета
Инвестиционная «пробуксовка» казахстанской экономики из-за уменьшения прямых иностранных капиталовложений набирает обороты, пишет Сергей Зелепухин на КазТАГ. Снижение притока иностранного капитала в Казахстан вызвано усилением негативных тенденций в глобальной хозяйственной системе. Причем происходит это на фоне продолжающегося падения банковского кредитования.
Все это говорит о том, что по итогам этого года экономический рост в Казахстане имеет все шансы не достичь прогнозируемой правительством отметки, а в случае еще большего падения цен на нефть - может и вовсе уйти в красную зону. В результате правительство вряд ли уложится в свои прогнозы по доходной части госбюджета на этот год, что неминуемо вызовет рост бюджетного дефицита.
Черные дни не за горами
На то, что казахстанскую экономику и государственную казну могут ждать более тяжелые времена, чем предполагало руководство страны, не фикция, а вполне реальная перспектива, указывают, в частности, статистические выкладки Национального банка Казахстана по чистому притоку прямых иностранных инвестиций за прошлый год и за первый квартал текущего.
Из данных главного банка страны следует, что в 2014-ом прямые нетто-вложения иностранного капитала заметно снизились по сравнению с тем же показателем годом ранее, с более чем $10,2 млрд до $9,5 млрд. Картина становится еще менее радужной если сравнить этот индикатор за первый квартал 2014-го и за этот же период 2015-ого.
Так вот за первые три месяца прошлого года чистый приток прямых иностранных инвестиций в казахстанскую экономику составил $2,2 млрд, тогда как за январь-март этого года всего $232 млн! То есть уменьшился почти в 10 раз!
Эти цифры указывают на то, что снижаются не только прямые иностранные вложения в экономику Казахстана, но и увеличивается отток капитала из страны особенно по статье платежного баланса «пропуски и ошибки».
Опасения вызывает то, что за последние годы чистое снижение вложений иностранных инвестиций в казахстанскую хозяйственную систему приобрело черты устойчивой тенденции. Причем это явление не наблюдалось ни в период начала финансового кризиса в 2007 году, ни в его наиболее острую фазу в 2008-2009-ом. Отметим, что в названные годы нетто-приток прямых иностранных вложений достигал $11,1 млрд, $14,3 млрд и $13,2 млрд, соответственно.
В случае продолжения, а тем более усиления этой тенденции, она будет иметь негативные последствия, как для роста экономики, так и для бюджета страны. Похоже, это прекрасно осознают и казахстанские власти, пытаясь предпринять вполне правильные, но все же несколько запоздалые меры.
На это указывают, во-первых, расширение Нацбанком 15 июля верхней границы валютного коридора со 188 до 198 тенге. Во-вторых, выпуск на позапрошлой неделе казахстанским
правительством 10-летних еврооблигаций со ставкой 5,125% и 30-летних еврооблигаций со ставкой 6,5% на общую сумму $4 млрд в рамках среднесрочной программы эмиссии долговых бумаг с совокупным объемом $10 млрд. Плюс к этому следует прибавить реализацию, так называемой, новой экономической политики «Нурлы жол».
Но беда не приходит одна. На фоне существенного замедления нетто-притока прямых иностранных инвестиций продолжает снижаться кредитование экономики банками второго уровня. С 1 января по 1 июня этого года оно снизилось примерно на 37 млрд тенге с более 12,106 трлн тенге до менее 12,069 трлн тенге.
Столь заметное падение банковского кредитования вызвано несколькими причинами. Во-первых, нерешенностью проблемы высокой доли токсичных займов в ссудном портфеле банковского сектора. Во-вторых, нехваткой у банков тенговой ликвидности из-за высоких девальвационных ожиданий их клиентов и среди самих банкиров. В-третьих, ограничительными мерами регулятора в сфере розничного кредитования.
Бездействие по расчистке балансов
Есть еще причина, и, пожалуй, одна из главных. Заключается она в бездействии главного банка страны на протяжении последних семи лет по расчистке балансов банков от проблемных кредитов. За исключением, пожалуй, только 2014-2015 годов, когда монетарные власти решили потуже закрутить гайки, обязав банки снижать уровень проблемных займов. Напомним, что под угрозой применения санкций вплоть до отзыва лицензий регулятор потребовал от БВУ снизить уровень плохих займов до 15% к 1 января 2015 года и до 10% к 1 января 2016-го.
Ожидать в этих условиях, возобновления, а тем более бурного роста кредитования было бы наивно. Напротив, как считают эксперты, отдельные казахстанские банки, чьи имена на слуху, все больше начинают напоминать японские «зомби-банки» времен, так называемого, потерянного десятилетия.
В этой ситуации спасательным кругом для экономики выглядит государственная поддержка в рамках новой экономической политики «Нурлы жол». Однако есть все основания усомниться в ее эффективности. И не только потому, что коэффициент полезного действия от реализации большинства прежних госпрограмм непременно стремится к нулю в силу неэффективности и высокой коррумпированности государственного аппарата, но и потому, что размер выделяемых в рамках НЭП госсредств вполне сопоставим с объемом сокращения расходной части бюджета. Нужно ли говорить, что это будет негативно сказываться на совокупном спросе, а через него и на экономическом росте.
Прогнозы прогнозам - рознь
В этой ситуации и на фоне невысоких цен на нефть, замедления китайской экономики, проблем в еврозоне и рецессии в России увеличиваются риски более существенного замедления роста казахстанского ВВП, чем прогнозируют чиновники, или даже экономического спада.
Если проанализировать оценки некоторых международных финансовых институтов, то большинство иностранных аналитиков пока склоняются к сценарию замедления роста казахстанской экономики.
Например, Всемирный банк в докладе «Казахстан: время низких цен на нефть — возможность для проведения реформ» прогнозирует, что в этом году экономический рост в нашей республике составит чуть более 1%.
«Рост ВВП Казахстана, скорее всего, достигнет минимума в 2015 году, и потом постепенно восстановится. При допущении, что цена нефти составит 53 доллара за баррель, ожидается, что темпы роста снизятся с 4,3% в 2014 году до 1,3% в 2015 году», - говорится в документе.
Снижение нефтедоходов рождает дефицит
Более того, в докладе отмечается, что ожидаемое по итогам этого года снижение нефтяных доходов приведет к дефициту, как по счету текущих операций, так и по общему фискальному балансу.
Более оптимистично перспективы казахстанской экономики оценивают в Азиатском банке развития. По прогнозам АБР, рост ВВП Казахстана в этом году составит 1,9%. При этом в прошлую пятницу в банке понизили свою оценку экономического роста нашей республики в 2016-ом на 0,6 п.п. с 3,8% до 3,2%.
В свою очередь согласно февральской оценке министерства национальной экономики рост казахстанского ВВП в этом году составит 1,5%, что на 3,3 п.п. ниже предыдущего прогноза. Примечательно, что последний также был понижен еще в прошлом году с 5% до 4,8%.
Интересно, станет ли последняя официальная оценка роста казахстанской экономики в этом году окончательной? Или следует ждать ее очередного пересмотра, а вслед за ней внесения новых изменений в госбюджет?
По крайней мере, усиливающиеся негативные тенденции в глобальной экономике и хозяйственной системе Казахстана, как и последние шаги Нацбанка в рамках курсовой политики и новые внешние заимствования правительства делают вполне вероятными положительные ответы на эти вопросы.