Бекболат Тлеухан вызвал в мажилис Ерлана Сагадиева
В понедельник, 26 февраля, очередной круглый стол по вопросам среднего образования в мажилисе обещал бесконечную скуку. Но просмотрев программу и обнаружив в ней выступление вице-министра образования и науки Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, а не его шефа — министра Ерлана САГАДИЕВА, журналисты сразу поняли, что депутаты будут вести себя чуть смелее, чем обычно.
Кульминация мероприятия случилась в самом начале, благодаря депутату Бекболату ТЛЕУХАНУ, сразу после приветственных слов и выступления Аймагамбетова. Медленно поднося руку к кнопке микрофона, самый голосистый депутат заговорил, как подобает каждому артисту, не отрывая глаз от смотревших на него телекамер.
- Сегодня нет ничего важнее проблемы образования. (…) Вот смотрите, на изучение букваря, по словам ученых, ребенку необходимо от 22 до 60 дней. А мой ребенок-первоклассник, сейчас уже февраль — учится седьмой месяц, до сих пор он на букве «ю». Ребенок уходит из дома в 7:30, а приходит в 17:00. Нет ни знаний, ни возможности играть, ходить на гимнастику или заниматься домброй, или танцами. А то, что вы говорите, это филькина грамота, - обратился он к вице-министру образования и науки Асхату Аймагамбетову, за несколько минут до этого сообщившему о вводимых новациях.
Чем больше говорил Тлеухан, тем выше поднимался его тон, тем больше ему хотелось владеть вниманием аудитории и вызывать желание у сидевших рядом с ним дам с восторгом кивать после каждой сказанной им реплики.
- Бул не деген маскара! - восклицал Тлеухан (на снимке), драматично бросая на стол очки.
Вице-министр Асхат Аймагамбетов, выслушав экспрессивную речь парламентария, то и дело пряча руки под стол, тихо отвечал, что его ребенок тоже учился по принятой программе. Он начал рассказывать, что сейчас идет апробация букваря по системе Ахмета БАЙТУРСЫНОВА, вероятно думая, что Тлеухану это очень понравится. Но тот перебил его.
- Асхат, вы конкретно ответьте. В среднем, ребенок осваивает букварь за 40 дней. Это научный факт. А мой ребенок 7 месяцев учит буквы, и до сих пор он на букве «ю». Почему так? Все! Не надо тут об Ахмете Байтурсынове, - еще пуще разгневался Тлеухан и ударом напряженного пальца отключил микрофон.
Аймагамбетов начал что-то говорить, но тут Тлеухан уже взорвался.
- Почему дети 7 месяцев учат буквы? Почему вы морочите голову моему сыну, всем казахстанским детям? Почему они не могут после обеда заниматься в кружках, играть, а находятся в школе до 5 часов?! Мой ребенок до вечера в школе. Я не вижу его. У него нет возможности ощутить родительское тепло….
Вице-министр стал терпеливо объяснять, что обучение в школах идет в соответствии с типовыми программами. Педагоги подсказывали ему, что программа немного изменилась из-за сокращения учебной недели. Но и это не устроило Тлеухана. Он потребовал, чтобы срочно изменили типовую программу. В споре выяснилось, что сын Тлеухана обучается не в обычной, а в Назарбаев интеллектуальной школе. Но даже с учетом этого факта вице-министр не верил в утверждения Тлеухана.
- Как можно до пяти часов учиться! - тихо возмущался Аймагамбетов.
- Пусть придет к нам в стены парламента не вице-министр, а министр. Я соберу всех учителей и мы обсудим этот вопрос, - потребовал депутат.
Едва модератор Гульнар ИКСАНОВА успокоила Тлеухана обещаниями об организации встречи с министром, как на бедного Аймагамбетова насела депутат Бакытгуль ХАМЕНОВА (на снимке).
Говорила она так же громко, экспрессивно и очень много, накладывая бледные, давно не актуальные вопросы, как коржи невкусного торта, один на другой, и вице-министр, словно физически ощущая их тяжесть, ссутулился.
Его положение спасла модератор, предложив сотрудникам министерства предоставить ответы Хаменовой письменно, и та, аккуратно сложив руки на столе и часто моргая, тут же согласилась.
Как ни старались самые артистичные депутаты, а аплодисменты на этом круглом столе достались совсем не им, а простой учительнице физкультуры из Алматы Наталье ДРЕЙТ (на снимке).
Для того, чтобы парламентарии поняли, сколько часов педагоги страны перерабатывают, она представила им диаграмму.
- Мы составили недельную таблицу, где были такие параграфы, как проведение уроков, заполнение электронных журналов "Кунделик", проверка тетрадей и дневников, работа с родителями, внеклассная работа, всевозможные отчеты, педагогические совещания, ежедневная подготовка к урокам. (…) Вот моя диаграмма: моя максимальная нагрузка составляет 39 часов. Я посчитала, что всего трачу 83 часа в неделю. Минус 39 часов, которые я трачу только на уроки, и выходит остаток около 40 часов. Я перерабатываю 40 часов, за которые государство мне не доплачивает! — сказала учительница.
Наталья Дрейт предложила пересмотреть систему оплаты труда учителей и вернуть советскую практику, когда учителя с высоким стажем могли выйти на пенсию по выслуге лет.
На этом круглом столе педагоги осторожно рассказывали и о других проблемах образования, не забывая, конечно, время от времени хвалить свое министерство. Но тема была интересна не всем. Зал заседаний заметно поредел задолго до того, как обсуждение закончилось. В креслах не оказалось и самых бойких борцов за качество обучения детей Бахытгуль Хаменовой и Бекболата Тлеухана.
Фото автора.