Карим Мутурганов - о специалистах, нужных государству и не нужных чиновникам
Сегодня у артиста, режиссера, клоуна, фокусника, члена Московского клуба фокусников, художественного руководителя и продюсера группы «Мутурганчики» Карима МУТУРГАНОВА (на снимке) грустное настроение.
Клоун редко улыбается, когда говорит о своей профессии. Вернее, об отношении к ней людей, в чьих руках она находится - чиновников.
Карим просто не хочет оказаться одним из последних (!) профессиональных клоунов в Казахстане: дело в том, что у нас в Казахстане не готовят клоунов. Даже в Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Ж. Елебекова нет отделения оригинальных жанров и клоунады.
Неужели смех и радость сегодня не в цене?
– Я озвучил свое предложение об открытии такого отделения руководству колледжа, но пока внятного ответа не получил, - говорит Карим Мутурганов. – Остается только ждать и надеяться.
«Я помню о своем обещании Президенту»
Карим Мутурганов и его сын Мурат.
– Карим Муратович, вы обращались куда-нибудь еще с этим предложением?
– Я встретился с депутатом Мажилиса Парламента РК Гульнар ИКСАНОВОЙ, а она обратилась к министру культуры и спорта. Он передал письмо вице-министру.
Госпожа Актоты РАИМКУЛОВА прислала мне ответ, в котором изложила все заслуги колледжа и дала понять, что учебное заведение не страдает от нехватки хороших и достойных кадров, цирк живет и будет жить. Она даже не вникла в суть вопроса.
Я же не прошу открывать новый колледж, прошу только создать отделение в уже существующем учебном заведении. Меня вновь не услышали - не услышали люди, от которых зависит культура и будущее страны.
Мурат Мутурганов продолжает дело своего отца.
– А когда у вас вообще появилась эта идея?
– В 1996 году, когда я был на встрече с президентом, Нурсултан Абишевич предложил открыть в Казахстане школу оригинальных жанров для того, чтобы выпускать таких клоунов, как Мурат. Тогда же, в 90-х, когда я работал в Италии, мне предложили работать в одной из итальянских школ. Но я хорошо помнил свое обещание Президенту. Я должен был приехать в Казахстан и готовить свои кадры.
«До настоящего клоуна нужно дорасти»
– В прошлом году вам удалось открыть студию оригинального жанра…
– Удалось, только просуществовала она от силы три месяца. Нужно было платить за аренду, людям - зарплату, да и заниматься пришли лишь несколько детей. А из детей клоунов делать нельзя! Это у меня получилось осуществить с сыном, потому что мы из одной семьи, и это - исключение. Воспитывать клоунов нужно уже из зрелых людей со сложившимся чувством юмора, определенным жизненным опытом. И даже при наличии такого опыта клоун появится не сразу: чтобы выпустить хорошего клоуна, нужно время.
...Я не хочу никого критиковать, но вы знаете, сегодня понимание о том, что такой настоящий клоун, кужа-то исчезло. Сейчас к людям выходит трюкач - без образа, без соответствующей музыки, без определенного костюма. В 1922 году Ленин в беседе с наркомом просвещения Луначарским произнес фразу: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» (почему-то всегда, цитируя эти слова, у нас забывают о цирке). Я считаю, что сам по себе цирк – не искусство, но в нем есть произведения искусства. Например, советские канатоходцы под руководством народного артиста СССР Владимира ВОЛЖАНСКОГО создали аттракцион «Прометей», ставший настоящим шедевром.
Легендарный Виль ГОЛОВКО придумал уникальный воздушный полет «Журавлей». Вот это да, это искусство. Многие же трюкачи, фокусники и прочие работники цирка имеют статус артистов, но на самом деле они простые исполнители. До этого звания нужно дорасти. Я обязан показывать трюки не ради трюков, а ради раскрытия своего образа.
А если ты надел на себя непонятно что, разучил фокусы и показываешь свою технику людям, какое же ты имеешь отношение к артистам? «Тяжело ли работать клоуном?», - спросил я когда-то, будучи студентом, одного своего будущего коллегу. «Просто нужно быть наглее и все дела», - ответил он мне – и как он был не прав!
Президент в своей программе говорит о том, что наша страна должна не просто выпускать продукт, а выпускать конкурентоспособный продукт на мировом рынке. Артист – это продукт своей страны, и он должен быть мирового уровня.
Коррупция – это не только деньги
– На ваш взгляд, может ли казахстанский цирк стать таким конкурентноспособным продуктом в мире?
– Давайте я скажу не только о цирке. Сегодня, как мы все знаем, идет борьба с коррупцией. И мы всегда рассматриваем это явление с одной стороны, говорим только об украденных государственных деньгах... Но ведь коррупция - это не только деньги!
Это «высокое покровительство», это люди, которые используют государственные кресла в личных целях, занимают высокое положение и при этом ничего не отдают для процветания страны. Отсюда страдает производство, та сфера, где такие люди «работают».
И, когда у нас пишут о разоблачении очередной финансовой махинации в том или ином ведомстве, я всегда думаю – а почему бы не «разоблачить» работников этого ведомства с еще одной точки зрения – на проверку их профессионализма?
Соответствия квалификации - должностям и позициям? Потому что – это мое глубокое убеждение – профессионалы не воруют. Им это просто не нужно...
Фото из архива Карима и Мурата Мутургановых.